Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Художественное мышление и его особенности

  Зовут меня Екатерина Крюкова. Я художник-педагог, член Союза художников России и сооснователь Jotto Художественной Школы в Екатеринбурге. Обучаем мы в школе взрослых и подростков от 10 лет, также у нас есть курсы в записи, онлайн курсы рисунка, живописи и композиции.

Мы с моим мужем Артуром всем этим занимаемся. У нас уже прошло обучение более 2500 тысяч учеников из разных точек всего мира. И это, конечно, очень здорово. Кто-то обучается у нас, вот в таком формате, как мы сейчас общаемся. Кто-то обучается по видео курсам, а кто-то в классе.

  Сегодня у нас с вами тема очень обширная, и я бы даже сказала сложная, но я ее разделила на отдельные блоки, прямо на несколько эфиров разделила, всю эту большую тему «Художественного мышления». Я думаю, что будет просто и понятно разобраться во всех этих пластах, особенностях, возможностях.

  В конце занятия будет небольшая игра. Ну, как игра, задание. Я вам буду показывать картиночки, работы свои, своих учеников, некоторых педагогов из нашей школы, которые когда-то преподавали. По ним мы определим, что какого качества художественное мышление в той или иной работе присутствует. Но, это вопрос окончания нашей статьи.

  Поехали. Значит, сегодня у нас «Художественное мышление и его особенности». Мы начнем с того, что такое вообще художественное мышление. Мне бы хотелось для начала, озвучить цитату Липса. Цитата более долгая, я выбрала кусок из неё: «Художественное мышление – это умение преобразовать полученные импульсы в собственное интимное переживание».

Это касается самого художника, естественно. То есть, художник получает какой-то импульс извне и его трансформирует, интерпретирует, добавляет свое отношение и выражает все это через, непосредственно, свою деятельность, через изобразительное искусство. Конечно, к этому я бы подключила еще воображение и фантазию. Потому что мышление художника — это не только то, что он видит и понимает, но и еще то, что он думает и чувствует.

Но, тем не менее, видеть, как художник – это значит видеть не объекты и предметы, не мир материальный в том виде, в котором он существует в естествознании, скажем, а видеть суть этих объектов, предметов, наделять их какой-то идеей, сутью, энергией, может быть. И представлять их как художественный образ. Задача художника формировать вот этот самый художественный образ.

  Что такое художественный образ? Это способ интерпретации реальности художником, какими характеристиками он наделяет объект, эти предметы, как он их понимает. Как он их изображает и хочет вложить, какие мысли и идеи в его собственное произведение. То есть это способ передачи сути явления через свой внутренний мир, через свои переживания, знания, эмоции, чувства и прочее, прочее.

То есть получается – это такой огромный комплекс такого что художник наблюдает вокруг, в окружающем мире, и то как он это через себя пропускает. Получается это то что он понимает и то что хочет сказать в комплексе. Это и является сутью художественного образа и восприятия, творческого мышления в том числе.

  На конкретном примере давайте посмотрим. Я вам покажу сейчас картинку. Бликует, но ничего мы справимся. Это акварель, она обернута липкой бумагой, просто для того, чтобы сохранилась подольше, потому что это учебная работа. Давайте посмотрим. Вот здесь художественный образ, как раз-таки, присутствует. И мышление художника очень хорошо демонстрируется.

Первое на что обратим внимание – что изображено, первый такой слой. Я думаю здесь все понятно, это архитектура, маяк на берегу водоема, скорее всего моря. И посмотрите какими средствами это сделано, и какая мысль сюда заложена. Вот что вы видите и что вы чувствуете, глядя на эту картинку.

  Вот на этом примере очень хорошо видно, что какая-то бурлящая, такая кипящая стихия. Здесь не просто маяк, не просто на берегу. Здесь свежесть морского прибоя, не спокойствие. Прекрасная ассоциация. Хорошо, давайте еще. Молодцы, вы хорошо мыслите. Не считываете из сюжета, а ищете что-то ещё.

  Туман, ну, как вариант. Еще варианты будут? Ну, да, буря эмоций. В любом случае, здесь какая-то динамика присутствует. Динамика стихии, настроения, погоды. Явно диссонанс, дисбаланс. Что-то будоражит автора, и он пытался через этот пейзаж нам это передать.

  Значит именно здесь демонстрируется на примере простого сюжета вот этот сам мыслительный процесс. Художник выбирает уже изобразительные средства. Каким образом он это передал? Акварельное море. При помощи соляных каких-то брызг. При помощи передачи размытого дальнего плана.

Говорили про туман. Есть такое ощущение, что брызги туманность создают, немножко рассеивают изображение. Колорит сам какой? Достаточно холодный, свежий, есть ощущение ветра и потоков брызг таких. Немножко зябко становится, согласны?

  Это именно об этом. Мышление художника заключается не в сюжете, не в конкретно увиденных и точно воспроизведенных деталях, объектах, предметах, а именно в передаче состояния, эмоции, энергии или какой-то идеи. С этим все понятно?

  В художественном мышлении, в структуре самого художественного мышления есть несколько этапов. Их порядка 10. Я говорить их сейчас не буду, потому что это отдельная тема. Там можно от восприятия обывателя до восприятия художника, творческого склада ума, создателя творца все эти этапы проследить. Давайте мы в следующем эфире это сделаем.

  А сегодня я расскажу о двух слоях мышления. Это если очень грубо разбираться для тех, кто увлечен изобразительным искусством, это слой ученический, когда человек еще изучает, пробует себя соотносит законы, правила и приемы с тем, что он видит и как он это понимает.

И творческий, когда художник уже хочет создавать что-то свое, выражать себя и делать какие-то вещи такого характера креативного. Эти два слоя очень сильно друг от друга отличаются. Такие два подхода. Мы их хорошо наблюдаем на примере наших учеников, потому что они проходят почти все этапы, которые я сегодня не проговариваю. Этот переход от одного типа мышления к другому он очень ярко выражен.

ученический подход

  Начнем с простого ученического подхода. Ученического слоя восприятия мышления художника, когда исследуется внешняя характеристика объекта. Когда ученик, художник начинающий видит вокруг себя окружающий мир на примере постановки, скажем, натюрморта или пейзажа, или портрета.

Неважно, жанр может быть любой. И пытается воссоздать этот мир на двухмерной плоскости. Грубо говоря он видит и наблюдает какие-то закономерности, характерные особенности, принципы. Опирается на знания, умения, навыки, которые существуют в изобразительной грамоте и уже при помощи них создает воспроизведение какое-то. Художник он учится в данном случае у природы, применяет все, что связано с законами природы, наблюдает сам сюжет какой-то.

Как правило, это рисование с натуры. Я не исключаю рисование по фотографии, поэтому здесь может быть работа и с фотографиями, и с референсами. И наблюдает характеристики, выразительные свойства, соответствующие одной задачи. А мы знаем с вами, что изобразительное искусство и обучение изобразительному искусству строится на ряде задач, которые юный художник решает. К примеру, как изменяется цвет при разном освещении?

Как изменяется форма при положении предмета определенным образом или при освещении его с разных сторон? Как изменяется пространство? Скажем, в натюрморте одно пространство, в пейзаже другое. При помощи готовых сюжетов, готовых образов художник создает, выполняет определенную работу и создает что-то близкое к натуре, близкой к реальности. Это касаемо реалистической школы изобразительного искусства. Как пример тоже покажу вам сейчас пейзаж.

  Я вам сегодня много картин принесла. Мы с вами будем много смотреть. Такой реалистической трактовки. Смотрите внимательно как здесь решен сюжет, какие можем отследить особенности при изображении. Очень близко к натуре. Здесь очень хорошо показаны рефлексы. Человек сидел изучал методические рефлексы на конкретном примере.

Как допустим белый цвет архитектуры ведет себя в зеленой среде? Как освещено, как в тени выглядит? Конкретно изучал форму в пространстве, изучал возможности цветовые в пленере. Включал воздушную перспективу, потому что, например, здесь эти части написаны более подробно и емко, а скажем верх облегчен специально, чтобы было ощущение воздуха, чтобы башенки не казались тяжелыми.

Человек конкретно выполнял задачи. Брал сюжет и на основе его создавал близкое к его натуре реалистическое изображение. Понятно все с этим? С ученическим подходом и мышлением художника в контексте изучения изобразительной грамоты и изучения натуры.

Креативный (творческий) подход

  И второй подход или второй слой творческого мышления, подхода к изобразительному искусству, мышление художника — это как раз-таки креативный творческий подход, который применяется уже художниками, которые уже этап обучения прошли и которые уже немного разбираются и хотят выразить себя. Это именно такой этап, когда задумывается образ и идея и под этот образ и идею подбираются сюжет, средства изобразительные, возможности.

Здесь подход обратный. Мы не изучаем натуру, не наблюдаем ее, не пробуем сопоставить какие-то законы, правила с реальными сюжетами и объектами, реальными событиями. Наоборот, мы придумываем, что мы хотим выразить и потом используем для выражения этой идеи реальные объект, предмет и прочее. В этом случае создается идея, а реальность трансформируется под нее.

Она интерпретируется художником. Художник в это случае использует формы может не очень соответствующие действительности один в один. Использует стилизацию, разные формообразования. Может быть смещает акценты в какую-то сторону. Не так как они там были. Не голубые окошки делает, а голубое небо.

  На конкретном примере давайте посмотрим. Это тоже пленэрная работа. Но она совершенно другого качества и с другим подходом. Предыстория создания. Мы пошли с учениками на пленар. Что такое пленэр надеюсь все знают. Это работа с натурой на природе, в живых полях.

Когда летом художники выходят и что-то там делают. Пошли с учениками. Задача была пастельный этюд. Принесли кучу пастели, разные по цвету бумагу. День был такой очень серый. Вот-вот должен был пойти дождь. И мы писали цветущие кусты сирени. И первую зелень, которая только-только на кустиках появилась.

  Естественно, все ученики разобрали бумагу серых, серебристых оттенков, голубых, фиолетовых, нежных сиреневых, то, что соответствует реальности, то, что соответствует тому строю цветовому, который они видели в реале, потому что мы пришли учиться у натуры.

Я сама осталась последней, я в этом случае была не руководителем пленера, а просто сопутствующим лицом, и могла себе позволить поэкспериментировать. Осталась бумага только таких ярких оттенков. Почему бы и нет? Я взяла этот желтый лист. Он вообще не соответствовал тому, что я видела в природе, но сам цвет мне понравился.

И я подумала: «Почему не сделать желтый, солнечный пейзаж? Кто там узнает через много лет, какая была погода в этот день?». Взяла этот цвет как доминанту, как основу и на него уже положила вот эти вот темные рваные краешки, чтобы передать ветер. Выделила впереди освещенный вот этот кустик: оставила его цветом бумаги, и пошла в обход на просвет работать. И получилось солнечное, живое какое-то настроение.

То есть получился художественный образ совершенно другой, отличный от того, что я видела в природе, но внутри листа ощущение радостного солнечного дня, как мне кажется, оно получилось. То есть я сначала задумала это, а потом при помощи каких-то деталей и элементов натуры это создала.

Не перерисовывала так как есть, не изучала так как там на самом деле, не подбирала один в один цвет, а создала свою реальность на основе того, что видела. Это как раз творческий, креативный слой мышления художника.

  Разница понятна между ученическим подходом и творческим подходом?

  «Хочется пропустить этап ученичества…» Да, к сожалению, без него сложновато, и кстати говоря, что характерно при становлении художника – это непрерывный процесс изображения реальности, поэтому ни один из этапов не выбросить. Через это проходили все, и великие.

Если почитать биографию, например, моего любимого Микеланджело, он, конечно, парень не промах: он сразу заявлял, что он – гений, даже когда только пришел в мастерскую к своему учителю, но период ученичества все равно был и достаточно длительный. Хорошо. Спасибо, друзья, за разрядочку.

  По поводу наших курсов: именно обучаем этим азам. Период ученичества стараемся сократить за счет того, что убираем лишнее, убираем воду, убираем многочисленные повторы. И базовый этот курс наш «Рисование с нуля» он – концентрат. Я сама, когда училась, я на достижение всего потратила 5 лет, как минимум.

Это период обучения даже не в художественной школе, а в художественном училище. Я даже школу сейчас не беру, хотя она тоже была. Мы это все сжали до года обучения, и это в самом размеренном темпе. Если учится два раза в неделю три раза в неделю, то можно и за полгода, а то и за 4 месяца проскакать и заниматься творчеством дальше.

Поэтому очень рекомендую на наш курс с нуля тем, кто торопится как раз-таки, или тем, кто еще только-только начинает свой путь в искусстве – welcome: поможем, расскажем, покажем. Курсов у нас много, но этот базовый курс «Рисование с нуля», он подходит и тем, у кого нет структуры в обучении, и тем, кто уже что-то умеет, но хочет лучше, и тем, кто новичок. Так что, рекомендую. Можете перейти посмотреть.

  И давайте немножечко поиграем. Я сейчас проговорила про два типа мышления художественного, и я сейчас покажу работы, а вы мне обозначьте: это первый тип или второй тип. Давайте так договоримся: первый тип мышления – это ученический, и второй тип мышления художественного - это творческий. То есть один – ученики, а два – творчество. Ну и поехали! Задания сложные, сразу скажу.

  Вот такой пейзаж, морской. Сейчас на внимательность: кто меня слушал внимательно, они, конечно, сразу сейчас догадаются. Обращайте внимание на изобразительные средства. Есть ли деформации, есть ли искажения стилизации, есть ли сбои по колориту, есть ли какие-то сочиненные явно вещи?

Либо все соответствует реальности, так могло быть, и здесь все логично, все как в природе, и человек просто изображал то, что видел, просто учился у природы? 1 или 2? Поставьте, пожалуйста, циферку в чат, и я увижу. Подумайте хорошо, проанализируйте.

  Вот кто-то в Инстаграме пишет «творческий». Еще варианты? «Творческий», «творческий». Друзья, давайте логически: почему творческий? Что здесь нереалистичного?

  «Хотя горы в перспективе переданы…» Так, но? «Слой воздуха…» «Отражение» пишут – «с отражением море не очень реалистичное».

  Комбинированный. На самом деле здесь не полностью творческий… «море не очень реалистичное». Не очень творческий подход, но и в то же время и не ученический совсем, потому что здесь явно есть какие-то приемы из арсенала самого художника, он просто взял и сделал, это наработано уже было.

  «Цвета странные». Кстати, цветопередачу не забывайте, что экран еще может передать не совсем так, как есть.

  Комбинированный, да, способ. Что-то изучалось, допустим, свет: как попадает свет на горы, как распределяется он здесь, как распределяется свет и тень на берегу. Это, согласна, это подсмотрено у природы и сделано так, как именно там. Море, да, есть вот эти приемы, отработанные художником, которые он уже применил как творческий. То есть комбинированный подход, не полностью однозначный.

  Так, давайте дальше поедем. Сейчас я вам что-нибудь еще покажу. Вот такой: большая работа, надеюсь, сейчас уместится, хотя бы основная ее часть. Какой здесь подход? Учебный или творческий? Смотрите не на детали, смотрите целиком на всю работу: в целом могло быть такое состояние или оно задумано автором? Жду ответа.

  «Первый, ученический» пишут в Инстраграм, «первый», еще варианты? «Первый», согласна, да, конечно, это учебная явно работа – то есть была такая пасмурная погода, человек добросовестно все выписал и небо все, молодцы, первый вариант конечно, это учебная вещь), и рефлексы, и даже отражение неба в этой каменной архитектуре (явно каменная, потому что по цвету да), и тени, и как распределяются такие скользящие какие-то зайцы-вот эти вот смещенности по земле – да, обычная учебная работа.

  Так, ну еще вам сейчас чего-нибудь эдакого. Давайте вот на эту посмотрим. Как здесь? Учебная или творческая? Какой тип мышления художника доминирует? Понятно, что в какой-то степени они смешиваются в любой работе, но давайте как доминирующий какой, основной?

  «Второй», «второй», «больше ко второму» … ну да, да, все верно, молодцы!

  Конечно, это второй тип да, второй, ну да, конечно, здесь основа сюжетная есть, но в принципе человек увлекся светом и, конечно, хотел показать именно ощущение света, исходящего не столько сверху, сколько от самого храма, конечно здесь больше идейно – творческий элемент присутствует, молодцы!

  Так… что бы вам такое еще… А вот это? Смотрите внимательно, смотрите – вот здесь можно смотреть на детали и анализировать с точки зрения комплекса, так скажем, комплекса средств. Задумались все... Ну сложная задача, здесь да!

  «Второй вариант» - один из вариантов, еще варианты? В Инстаграме все затихли…Просыпайтесь! «Второй может быть», так, молодцы в Ютубе сегодня очень активные, прямо очень вам рада! «Творческий». Ну, здесь, я бы сказала «никакой», потому что давайте вот просто чисто вместе с вами порассуждаем: какая задача была бы у этюда вот такого, если бы мы писали с натуры?

Вот яркий солнечный день, кусты, цветущие стоят… «Творческий», ага… Задача была бы передать цветовое настроение – вариант один; задача была бы передать, например, динамику теней – вариант второй, задача – передать основные отношения между небом, землей и деревьями, ничего этого нет в работе – просто стоят кусты, просто сделаны тени – они выглядят кстати краской, а не зеленью; единственные реалистичные участки – это вот эти.

Если говорить о творчестве, то здесь тоже должен быть идейный импульс – что хотел сказать человек вот этим рисунком, этим этюдом? Ну не знаю, радость жизни какую-то передать может? Настроение ароматное, воздушное какое-то, когда ты находишься рядом с цветущей сиренью. Это есть? Мне кажется, нет.

Так что здесь скорее ни тот, ни другой, просто рядовая… «синий творческий элемент» … ну да, тут какие-то такие есть приколюшки я бы сказала в кустах, то что в небе там подтеки, но в целом – и ни то, и ни другое, скорее – попадание мимо – человек пришел, что-то поделал в свое удовольствие и все на этом.

  Так, ну давайте последнюю еще на сегодня покажу вещь. Давайте зиму покажу вам. Что у нас все лето да лето! Какой здесь подход? Творческий или учебный? Давайте минутку подумайте. О, пишет кто-то, ну да, зимой тоже пленэры бывают!

  «Я бы так примерно нарисовала». Дело даже не в качестве, хотя это кстати художник рисовал профессиональный, если говорить об этом, просто работа этюдного характера не выписанная, не уделанная без детализации. Такие делают вещи, «нашлепочки» называются. Это хорошие такие упражнения для развития себя для отработки некоторых качеств.

  «Ученический» … так, «творческий» … «ученический» …

  Ну здесь да, здесь, смотрите, хотя и работал профессиональный художник, но какую-то прямо вот суперидею он сюда не закладывал, вот какая здесь идея для творческого решения? Не знаю…Скорее, конечно, учебный, то есть человек сидел или стоял и изучал натуру…

«чувствуете температуру воздуха»? это хорошо, что чувствуете! Для этого мы и обучаемся, чтобы передавать состояния света, цвета, пространства, времени года, потому что даже тени на снегу в разное время зимы они разные: в декабре они свои, в январе, феврале они свои, а в марте и апреле они совершенно другие!

И также как собственно зелень: майская зелень она одна, одного цвета, одной фактуры, а в июне она уже совершенно другая – более насыщенная, более высокая, более колючая, а скажем, к августу она совершенно меняется – это видно если писать этюды постоянно все лето. Так что, это тоже может быть учебной задачей – передать состояние природы!

Так что здесь скорее учебная работа, такая ходовая, на отработку, скажем, отношений цветовых, на отработку приемов. Ничего особенно прямо восхитительно – идейного, супер-идейного здесь нет. Хороший, нормальный, полноценный этюд.

  Вот, на этом, наверное, я перестану показывать уже и, конечно, я вас очень благодарю за то, что сегодня активно участвовали, молодцы! И сами попробовали поприменять то, что я проговорила вначале, знания.

  И, давайте, если у вас еще какие-то вопросы остались или может быть комментарии? Буду рада сейчас ответить, обобщить может быть еще раз нашу теорию сегодняшнюю, маленькое практическое упражнение. Но если что-то еще хочется спросить или сказать, пожалуйста, напишите.

  Я сделаю такой небольшой вывод, что: мышление художника бывает разноплановое, оно непременно нужно каждому мастеру - неважно, начинающий художник это или уже матерый, маститый. Мышление бывает разнотипное и на определенных этапах развития оно формируется в определенном ключе. Как именно его формировать и какие еще варианты бывают мы с вами поговорим на следующем эфире.

  «Последний пейзаж передает страну Россию хорошо» - а, ну да, наверное. Так можно любые березки написать, я думаю и будет страна Россия и пустырь на заднем плане! Вот идеально!

  Поэтому, рекомендую обучаться уже сейчас рисованию, если хочется творчества, если хочется самовыражения и руки чешутся что-то интересное, творческое создавать, креативное! Буду рада видеть вас на наших курсах или цифровых курсах в том числе, на занятиях, ну и, собственно, и все на сегодня!

  Благодарю за поддержку, за активность! Мы увидимся на следующей неделе в следующий понедельник на эфире! Следите за нашими новостями, подписывайтесь на наш канал в Ютубе, чтобы ничего не пропустить, и в Инстаграм, если вы еще не подписаны, ну и поставьте лайк этому посту, если вам все понравилось и вам было сегодня интересно, познавательно и весело!

  Спасибо, друзья! До новых встреч!

Подробнее о курсе "Рисование с нуля до портрета на заказ" для взрослых.

Переходите по ссылке и записывайтесь. Подробности по телефону(Whatsapp): +79221157574 

Если вам понравилось это видео, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, покупайте наши курсы :)


  • Сайт
  • Магазин