Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Виды штриховки. Как штриховать карандашом?

   Рисование карандашом - один из самых любимых и распространённых видов рисования. Вместе с тем, рисунок карандашом - это основная дисциплина в обучении художников, фундамент для развития творческих художественных навыков и умений. Поэтому, карандашному рисунку стоит уделить особое внимание уже в самом начале своего творческого пути, изучить и опробовать все нюансы и базовые положения рисунка как образовательного предмета.

   Штриховка - изобразительное средство, наряду с линией и пятном использующееся в учебной и творческой практике художника. Правильной штриховке начинающих художников учат уже с первого занятия рисунком, но академическая штриховка не самоцель. Это всего лишь одно из средств передачи формы в пространстве, для выразительной иллюзорности рисунка. Помимо классической академической штриховки, существуют и другие разнообразные способы штрихования, помогающие создавать удивительные визуальные эффекты в рисунке простым карандашом. Разберём основные виды штриховок и их назначение в учебном и творческом рисунке карандашом.

1). Продольная (параллельная) штриховка.
   Это такой тип штриховки, при котором отдельные штрихи ложатся параллельно друг другу с небольшим просветом между штрихами. Это самый простой и самый важный тип штрихования. При таком наборе тона художнику приходится следить не только за направлением штриховки (ровно, параллельно), но и регулировать нажим на карандаш, жёсткость или рыхлость линии, её толщину. Параллельная штриховка применяется в академическом рисунке на этапе закладки первых тональных отношений и при разграничении света и тени. Часто такой штрих применяют для обобщения рисунка тоном или списывания второстепенных деталей. Не путайте штриховку и тушёвку, о разнице между ними и выразительных средствах того и другого я писала в статье - https://jotto8.ru/blog/osobennosti-risovanija-karandashom-shtrihovka-ili-tushevka-kak-pravilno-i-v-chem-raznitsa-sposoby-risovanija-prostym-karandashom .

2). Поперечная (перекрёстная) штриховка.

   Штрихи в таком наполнении тона накладываются друг на друга крестообразно под острым углом. Штриховка сеточкой помогает выявлять форму и объём предметов и объектов, заполнять тоном тёмные крупные пятна, выявляет глубину пространства. Важно: штрихи могут наслаиваться друг на друга сколько угодно раз под разными углами, но ни в коем случае не под 90 градусов. Штрихи, положенные сеточкой под прямым углом выглядят нарочитыми и разрушают форму. Такое пересечение штрихов в рисунке неприятно человеческому глазу, оно излишне искусственно.
  Правильная академическая штриховка требует твёрдости руки художника и опыта в решении простых изобразительных задач. Чёткой и простой академической штриховке следует уделить особое внимание в самом начале обучения рисованию, при этом важна совместная работа с учителем рисования.

3). Многослойная штриховка.
  Перекрёстная штриховка активно используется в учебном и творческом тональном рисунке - это основное средство передачи тональных отношений в рисунке. За счёт многократного наложения слоёв перекрёстной штриховки можно набирать самые разнообразные, в том числе и очень тёмные тональные отношения и градации. При помощи наслоения перекрёстной штриховки удобно передавать плавные переходы из одного тона в другой. Многослойная штриховка формирует форму предметов в рисунке, передаёт объёмность крупных форм, моделирует тёмное пространство в рисунке. Выразительная многослойная штриховка сочетает работу карандашами разной мягкости, толщины и степени заточки. Она бывает очень разнообразной и выразительной. При помощи рыхлой, нечёткой мелкой многослойной штриховки в изобразительной плоскости показывают части дальнего плана и менее важные для художника и зрителя объекты, при помощи чёткой, резкой, крупной, грубой сетки штрихов, выявляются основные части рисунка, их тональные и фактурные особенности, а также элементы переднего плана.

4). Округлая, дугообразная штриховка.
  В отличие от описанных выше видов штриховки, моделирующих плоскости и гранёные формы, дугообразная штриховка передаёт выпуклости цилиндрических и сферических плоскостей. Точное положение дугообразных штрихов по цилиндрической, конической, сферической поверхности с верно рассчитанным нажимом и обязательным просветом между штрихами создаёт нужные визуальные эффекты и помогает изобразить объёмы сложной формы.
    При штриховании дугообразно художнику стоит обратить внимание на распределение нажима на карандаш в каждом штрихе. Начинать проводить каждый штрих нужно легко, едва касаясь бумаги. По мере проведения штриха нажим на карандаш можно постепенно усиливать - в самой выступающей части формы штрихи самые тёмные, широкие, резкие. По мере удаления скругления штриха от основной выпуклости, штрих должен постепенно светлеть и терять резкость. Таким образом параллельные дугообразные штрихи сами по себе зададут необходимый объём выпуклой округлой форме.

5). Прямая штриховка.
   Это штриховка в одном направлении одной большой плоскости с постепенным набором тона в рисунке. Штрихи, в этом случае, располагаются параллельно друг другу, наращиваются по мере продвижения рабочей зоны рисовальщика по листу. Плотность, темнота, интенсивность и частота штриховки в таком рисунке может усиливаться за счёт наложения слоёв штриховки друг на друга, но каждый последующий слой накладывается поверх предыдущего в том же направлении.
  Такая штриховка хорошо передаёт разницу в больших отношениях и плоскостях в рисунке, она незаменима при рисовании простых фонов, часто применяется в рисунке интерьеров для распределения направлений и тонов основных частей в рисунке.

6). Экспрессивно-блочная штриховка.
  Такой способ штрихования создаёт необычные пространственные и фактурные эффекты. Наборные из мелких чёрточек и пятнышек большие пятна в рисунке делают его разнообразным, освежают восприятие рисунка зрителем, задают некоторую свободу и новизну в трактовке изображаемого.
Сама по себе экспрессивно-блочная штриховка не работает, она хороша лишь в сочетании с классическими, описанными выше видами штриховки. Но в творческих экспериментальных графических работах, в сочетании с традиционной штриховкой по форме, она производит приятное впечатление на зрителя, делает рисунок необычным, оригинальным.
Такая штриховка может выполняться как в один слой, для передачи фактурной поверхности, так и накладываться многослойно, создавая глубокие “мятые” пространства.

7). Свободное штрихование.
   Это всяческие разнообразные типы наложения фактуры штриха: по форме и против формы, рисование каракулями или резкими свободными не параллельными штрихами и прочие графические эксперименты. Не путайте штриховку (нанесение отдельных разрозненных мелких линий) и фактурное графическое разнообразие - точки, запятые, растирка или штрихование ластиком. Свободное штрихование подразумевает использование именно штрихов, проложенных графитным карандашом разной мягкости и разного нажатия. Имеет значение и положение карандаша относительно листа бумаги (я писала об этом в одной из статей: https://jotto8.ru/blog/kak-sdelat-risunok-bolee-vyrazitelnym-sekrety-risovanija-karandashom-chast-1 ).

8). Академическая и реалистическая штриховка.
   Есть разница в наложении штриха в академической манере (штрихи более глухие, шершавые, менее фактурные) и реалистической (более резкие, жёсткие, ярко выраженные). Кроме того, в академической традиции штрихи либо выявляют форму, либо подчёркивают плоскостность, они строго структурированы и направление их строго ориентировано - почти в одном направлении, с допустимым небольшим отклонением до 15 градусов. В реалистическом рисунке могут быть небольшие “вольности” - строго обозначенного выбора направления штриховки здесь нет, в реалистическом рисунке важен сам результат, форма в пространстве, а не характерные изобразительные средства и внешняя эстетика каждого штриха.

   Разумеется, это только условное и неполное деление видов штриховки на простые и понятные категории и типы. Конечно, во время рисования художник редко думает о том, какой из видов штриховки лучше использовать - это подвижный, творческий процесс и используемые приёмы, а также фактуры и изобразительные средства нередко выявляются уже в ходе работы над рисунком. Но понимание многообразия видов штриховок и их характерные особенности и диапазон применения облегчают рисование и помогают наработать собственную оригинальную манеру исполнения рисунка. Пусть ваши рисунки будут красивыми, точными и интересными! Спасибо, что читаете мой блог. Буду рада вашим комментариям и пожеланиям для дальнейших статей.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин