6). Рисовать можно не только от белого к тёмному, но и от тёмного к светлому.
Традиционная штриховка карандашом, безусловно, обязательный элемент реалистичного рисунка. Но сочетая её со штриховкой ластиком, можно создавать очень интересные переходы тона и объёмные структуры. Задавая тонкие светлые штрихи поверх уже проложенных карандашом серых тонов и штрихов, можно, во-первых, обогатить рисунок фактурами; во-вторых, объединить освещённые части модели - карандашом это сделать сложнее; в-третьих, уточнить направление движения конкретной плоскости или объёма, если тон в этих участках проложен не на один слой.
Чтобы светлый штрих получился точным, лёгким и аккуратным, ластик следует разрезать по диагонали - острым тонким углом наносить штриховку будет легко и удобно. Секрет этого приёма в том, что его в рисунке должно быть немного и он используется только в самых незаметных местах - списывания по краям, обобщения, мелкие продольные блики. Использование белых штрихов на выступающих частях основных форм делает рисунок грубоватым и излишне манерным, а это производит неприятное впечатление на зрителя.
Умеренное и точное использование светлой штриховки подчёркивает мастерство рисовальщика владения карандашом, усиливает объёмность, помогает “усадить” изображение в белое пространство листа (грамотные списывания и обобщения распределяют основные формы в глубине листа так, что изображение не “вылезает” на зрителя и не слишком “утопает” в белом поле). Это достигается многократным повторением изобразительных задач, развитием моторики и остроты восприятия художника.
Изображение взято отсюда: https://vk.com/photo-39234333_346343317
7). Правильный наклон карандаша при рисовании.
Особенно в академическом рисунке, где излишняя фактурность и небрежность играют против художника и зрителя, положение карандаша относительно листа бумаги важно, как никогда. Начиная рисунок стоит держать карандаш в руке почти параллельно листу бумаги захватом сверху (про удержание карандаша во время рисования я уже писала в предыдущей статье). По мере приближения к окончанию работы - карандаш постепенно поворачивается всё более и более вертикально.
Удержание карандаша параллельно рабочему листу делает штриховку рыхлой (первый слой, почти тушёвка), а сами штрихи не рельефные и без лишней фактуры. Это первая тональная прокладка. Она задаёт основные отношения в рисунке, помогает отделить свет от тени.
При более тщательном тональном разборе и для выявления формы и пространства в рисунке карандаш следует держать под острым углом к плоскости листа. Так штрихи будут более чёткие, но не слишком грубые.
На завершающем этапе рисования карандаш находится под тупым углом к плоскости листа. Штрихи в таком случае будут наноситься резкие, чёткие, точные. Это поможет прорисовать детали ювелирно, контрастно, легко и выразительно сразу.
8). Выявление главного и удержание внимания на нём как в начале работы над рисунком, так и в процессе всего её ведения.
Не зря перед тем, как начинать рисовать на основном формате листа, художники выполняют эскиз будущей работы. Обычно это тональная зарисовка. У же в таком эскизе определяются основные тональные отношения всей работы, доминанта (самое главное в рисунке) и количество и качество деталей. Подробно про эскиз можно почитать здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/eskiz . В процессе рисования художники сопоставляют этот эскиз с самой работой, стараются держаться основной идеи рисунка наиболее точно.
Чтобы не просто срисовывать всё подряд с натуры, а выполнять конкретную учебную или творческую задачу, следует сразу определиться - что является основным элементом постановки, а соответственно, и всего будущего рисунка. Выявить доминанту обычно несложно, сложно её удержать, особенно если рисунок многосеансный. Но стоит приложить все возможные усилия, чтобы сохранить ясность восприятия главного, второстепенного и деталей в рисунке от начала и до конца. Как бы ни хотелось прорисовать все складки ткани на дальнем плане и кудряшки волос на макушке, не делайте этого. Удерживайте внимание на важном, концентрируйтесь на том, что первостепенно, избавляйтесь от ненужного и случайного. В процессе рисования одёргивайте себя - о чём этот рисунок? для чего я рисую его? что здесь самое главное? Отбор необходим. И делать этот отбор нужно на каждом этапе рисования, на каждом сеансе (про последовательные этапы рисования я писала тут - https://jotto8.ru/blog/posledovatelnost-raboty-nad-risunkom-kak-risovat ).
9). Акценты в рисунке (что подчеркнуть, что списать).
Исходя из того, что главное, второстепенное и третьестепенное в рисунке разобрано и определено в самом начале работы, можно расставить акценты достаточно убедительно. Обычно, новички в рисовании допускают следующую ошибку: смотрят на модель и выхватывают из общего контекста отдельные штрихи, а их, в свою очередь, переносят в рисунок, без учёта общего состояния листа и всего контекста. Например, тень под носом чёрная, в рисунке делаем то же самое и получаем чёрную дыру в светлом поле, акцент с глаз и губ переносится на эту чёрную тень, адекватное восприятие рисунка зрителем нарушается, форма тоже страдает.
Поэтому лучше сразу определить, где будут самые светлые и самые тёмные мелкие детали, какие детали подчеркнут важное, главное, а какие случайны и не требуют серьёзной прорисовки. Не забывайте также про края формата - 3-5 см от краёв листа, в зависимости от формата - это слепая зона, там вообще не стоит располагать ничего важного, мелкого, подробного.
Лишние и менее значимые детали смело убирайте или гасите - это можно сделать тоном, если деталь в тени или ластиком, если она на свету. Объединяющие штрихи, и белые, и чёрные, хорошо объединяют ненужные мелочи в целую форму. Проследите это в рисунках классических художников. Что здесь самое важное? Где сконцентрированы самые контрастные мелкие и точные детали? Всё верно.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
10). Подчёркиваем и усиливаем характерное, избавляемся от случайного.
Внимательно и скрупулёзно исследуйте модель прежде чем приступать к рисунку. Выявите характерные особенности модели, определите, как она выглядит с разных ракурсов и сторон, в каком положении модель наиболее выигрышно смотрится. Если у посуды красивый силуэт, подчеркните это - усильте контраст между предметами и фоном; если у человека необычный разрез глаз или характер носа - чуть усильте именно эти качества в пропорциях. Именно в этом и заключается работа художника - увидеть характерное и сформировать художественный образ. Просто скопировать модель, перенести пропорции и тональные отношения максимально точно недостаточно - это задача фотографа. Художнику важно передать ощущение жизни, изменения, движения, характера, передать собственное отношение к изображаемому, ухватить характерный наклон головы, жест, взгляд, состояние, освещение.
Изображение с сайта: http://vserov.ru/img/risunok/leonid-andreev.jpg
При этом случайные складки, неудачные совпадения линий и форм убираем, меняем, маскируем, чтобы сохранить ясность и чистоту самой авторской задумки рисунка, чистоту восприятия модели. В рисунке должна быть изображена не условная модель вообще, а вполне конкретная модель именно в данном моменте. Потом будет множество других моментов - изменятся свет, поворот, границы форм и прочие условия, а значит, это будут уже другие художественные идеи и другие рисунки. Не нужно пытаться вместить всё и сразу в один рисунок. Лучше пусть их будет несколько, разных. Или один, но особенный.
Изображение с сайта: http://vserov.ru/risunok/8.php
Все эти советы по рисованию подойдут как для абсолютно креативных творческих решений, так и для натурных учебных постановок по рисунку. Надеюсь, эти незначительные, но важные мелочи помогу вам не только в освоении изобразительной грамоты, но и в наработке и расширении собственных графических приёмов и возможностей. Пусть рисунки будут оригинальными, живыми, красивыми и филигранно выполненными, а значит, профессиональными. Творческих вам успехов, друзья и коллеги!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)