Как улучшить свои рисунки? Как сделать рисунки более реалистичными? Как оживить рисунки? - эти и другие вопросы задают многие художники-самоучки, приходя ко мне на консультацию. Что в рисунках не так? Как сделать рисунки лучше, красивее?
Обычно, ответ один - учиться у педагога, а не самостоятельно, изучать теорию и историю искусства и много и долго практиковаться. Но есть некоторые секреты в рисовании карандашом, о которых не принято говорить в академической системе обучения художников. Но эти тонкие и деликатные моменты необходимо учитывать и понимать, чтобы рисовать не только профессионально, но и выразительно, остроумно, интересно. Сами по себе эти советы не работают, их стоит применять только овладев изобразительной грамотой, хотя бы на уровне уверенного любителя. Для некоторых профи, возможно, это тоже будет интересно, хотя бы для того, чтобы лишний раз убедиться в собственной правоте и структурировать свои знания и наработки в области рисования. Ну, а для начинающих художников - это полезная информация к размышлению. Итак, поехали.
1). Линия жёсткая и шершавая.
Не зря художников с самого младшего возраста учат правильно держать карандаш - правильный захват карандаша в руке помогает проводить линии разной толщины, нажима, направления и длины. Но помимо этих характеристик имеет значение и “звонкость” и “глухота” линий и штрихов. Она задаётся точным поворотом и наклоном кисти руки во время рисования, правильной заточкой карандаша, силой пальцев и нужным углом между грифелем карандаша и листом бумаги. Это хорошо понимал и применял в своих рисунках Михаил Врубель. Он постоянно, всю жизнь разминал рабочую правую руку, улучшая моторику, гибкость суставов и силу пальцев. Попробуйте покрутить между пальцами карандаш, повращать руку в запястном суставе, согнуть её с суставе в одну и другую сторону, поработать эспандером… Все эти упражнения помогают формировать гибкость и твёрдость руки во время рисования.
Сочетание звонких и глухих линий создаёт глубину планов в рисунке, расставляет акценты, отделяет главное от второстепенного. Резкие жёсткие штрихи и линии контрастируют на фоне мягких, шершавых и помогают выразить объём и форму наилучшим образом.
2). Штриховка по форме и в контрформу.
В книгах по академическому рисунку уделяют много внимания качеству штриховки и тональной проработке объекта штриховкой по форме. Но штрих по форме может и разрушить форму, если он не подкреплён дополнительным направлением. Обычно штриховка условно перпендикулярная основному направлению помогает подчеркнуть объём предметов и объектов, а также выявить пространство в рисунке. За счёт верно рассчитанного угла пересечения штрихов в нужном месте и точно и правильно смещённых акцентов (это определяется индивидуально в каждом случае и зависит от ракурса модели, тональных отношений в рисунке, качества освещения и прочего) можно выявить форму особенно остро и убедительно.
Штриховка в контрформу помогает и на этапе перехода от линейного построения к тональной моделировке в рисунке. Именно на этом этапе, когда отделяется большой свет от большой тени и при помощи штриховки распределяются основные направления плоскостей, штриховка против формы оделяет большие объёмы, блоки и плоскости друг от друга, формирует основные отношения в рисунке.
3). Формы выступающие и западающие.
Когда мы рисуем объёмные формы или части предметов есть большой соблазн работать только с ними. Часто начинающие художники, в лучшем случае, разбирают выпуклые формы предметов и объектов на отдельные части, напоминающие простейшие объёмные тела, прорисовывают их последовательно, каждую в отдельности, но рисунок всё равно не выглядит реалистично. Всё дело в том, что помимо выпуклых частей в модели есть и вогнутые поверхности, которые эти самые выпуклости усиливают и подчёркивают. Они тоже важны и требуют проработки, прорисовки. Я сразу оговорюсь, что обилие деталей и прорисовка всего сразу - не самый лучший вариант. Важно выделить в натуре и изобразить в рисунке самое важное, самое характерное в конкретный момент: качества освещения, ракурса, окружающей среды, глубины пространства и т.д.
Чередование выпуклых и вогнутых объёмов и точное их положение и взаимосвязь усилят рельефность изображения, выпуклят форму. К слову, отступающие, вогнутые части тоже требуют штриховки как по форме так и в контрформу, вопрос только в том, какая степень прорисовки для какого куска рисунка нужна и как собрать все элементы рисунка в единое целое. Это уже частные вопросы, они решаются индивидуально, решаются по своему в каждом конкретном случае. Единого универсального решения не существует, как и общей температуры по больнице.
4). Плоское и объёмное.
Разумный баланс плоского и объёмного в рисунке карандашом тоже важен. В попытке создать объём и форму в рисунке, усиливая иллюзию объёма при помощи разнообразных приёмов и эффектов, начинающие художники часто забывают о том, что самое объёмное выглядит таковым только в контрасте с плоскими частями и формами. Именно поэтому фоны портретов, отдельные элементы одежды и детали на картинах и в рисунках профессиональных художников решены плоско, просто, декоративно.
Проблема не в одном конкретном предмете или его части, а в том, как эта часть расположена в окружающем пространстве. Это правило работает и при рисовании портрета - выступающие части головы художник изображает объёмно, фактурно, усиливает форму, а отступающие - уплощает, смахивает ластиком, “топит” в основном тоне.
Не стесняйтесь оставлять плоские , гладкие по тону участки в рисунке - они помогут выявить самое главное, объёмное. Это не только нормально, но и очень желательно.
5). Особое внимание стоит уделить стыкам форм.
Всё верно, не самим формам и объёмам, не вогнутостям и выпуклостям - основная работа, особенно в тональном рисунке, ведётся на стыках форм. Именно они показывают, правильно ли построены и проверены основные части, как все части форм, предметов и объектов взаимодействуют между собой. Важны не построения ради построения, не объёмность и плоскостность сами по себе, а всё вместе взятое в комплексе. Обязательно проследите все границы стыка форм, определите, где проходит граница плоскостей, даже самых маленьких. Подчеркните этот излом в самых важных, характерных, выступающих вперёд частях и формах.
Можно усилить эти границы сгущением тона в теневых частях, толщиной и насыщенностью линии, “штопкой” (поперечной короткой штриховкой по границе форм, как бы соштопывающей между собой отдельные поверхности). Отдельные характерные приёмы помогут подобрать наилучшее решение.
Стыки форм усиливают форму, объединяют отдельные объёмы в единый комплекс, уточняют характер конструкции и проверяют рисунок на ошибки. Если уделить им должное внимание, результат рисования вас приятно удивит.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)