Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Автопортрет - друг человека. История про верность идее художника.

 Автопортрет - прекрасная возможность практиковаться в рисовании портретов во время учёбы. Очень удобно - натура всегда “рядом” - ставь зеркало и рисуй в каких угодно ракурсах, нарядах, освещении…

Многие художники этим с удовольствием пользовались, особенно в те периоды, когда нет возможности рисовать что-то оригинальное. Посмотрите прекрасные автопортреты Рембрандта разных лет - все разные, удивительные, психологичные, великолепные по технике, остроумные по задумке. А ещё автопортрет помогает разобраться в самом себе и выручает, когда идей для рисования совсем нет.

   Как раз о таком случае я расскажу.
  Дело было во времена моей учёбы на последнем курсе художественного училища. Это был тот самый период, когда основная учебная программа по рисунку, живописи и композиции уже освоена и впереди начинал маячить призрак дипломной работы. По условиям академической системы обучения рисованию, выпускной квалификационной работой молодого художника должна была стать сюжетная композиция или портрет (пейзаж и натюрморт считались более низким жанром, их советовали выбирать тем, кто не претендует на высокую оценку и не собирается связывать свою дальнейшую жизнь с изобразительным искусством). Разумеется, выполнить творческую работу выпускникам-живописцам предстояло в классическом материале - холст, масло - и крупном размере (1 метр по большей стороне).

    Сказано - сделано. Мы, студенты, были полны сил и оптимизма, впереди предполагалось полгода серьёзной творческой работы, наполненные радостью и вдохновением. Все бросились искать СВОЮ тему для картины.
  Эскизы выполняли с натуры и по памяти, кто-то рисовал по представлению и воображению. Мы щедро делились друг с другом идеями, горячо обсуждали актуальность и новизну той или иной темы. Наблюдение за жизнью современников, переосмысление событий Великой Отечественной войны, календарные праздники и православные таинства, важные события жизни человека, связь культур и искусств - что только не приходило нам в голову и не отражалось на бумаге в эскизах и этюдах! Выпускные картины намеревались быть очень интересными, глубокими по смыслу и оригинальными по исполнению.

    Оля выбрала автопортрет. А почему бы и нет? Девушка она яркая, интересная, способностей к живописи ей не занимать, да и темпераментом Бог не обделил - должно было получиться что-то впечатляющее.
    На первый просмотр было предложено выставить концепт идеи будущей картины - чем полнее, тем лучше. Каждый, а точнее, каждая (парней-художников к выпускному курсу уже не осталось), сконцентрировались на своей работе: оформляли эскизы, приклеивали рабочие наброски к планшетам и контрольным листам, подбирали по цвету и фактуре цветовые идеи своей первой картины. Перед просмотром комиссии мы сами прошли, посмотрели со стороны на первые итоги своей работы, ознакомились с полной презентацией творческой идеи друг друга.

    У Ольги - целое театральное представление с ней самой во всех ролях. Тут она - художник, тут - рок-звезда, тут - альпинистка, а вот здесь, и вообще, - ведьма и чародейка! Целая вереница образов.
  - Оль, а тебе самой-то какой ближе?
  - А мне все нравятся, - без лишней скромности заявила живописица в ответ на вопрос комиссии, - может быть это будет вообще, серия картин.
  - Похвально и амбициозно, - процедила комиссия, - но дерзко. Посмотрим на промежуточные результаты.
  - Вызов принят! - подумала в ответ Оля и, закатав повыше рукава, ринулась “в бой” с картиной и собственными тараканами в голове.

    Первые весомые аргументы в защиту своей идеи она предоставила уже через пару недель. Это были два цветовых этюда - агрессивный по рисунку и изящный по характеру синий портрет в профиль, с красиво переданной фактурой задорной короткой стрижки, и традиционный коричневый трёхчетвертной разворот полуфигуры с книгой в руках. Красота и ум, так нарочито подчёркнутые в обеих работах, так сильно контрастировали между собой, что выбрать что-то одно было невозможно. “Оставить портрет с руками, подумать над рисунком, цветовым решением и композицией” - таков был вердикт комиссии. “Оленька, нужен образ, художественный образ в первую очередь!” - увещевал художницу руководитель ВКР - “Реши уже: какая ты? Кто ты? Нужен характер, мысль, а не просто случайные атрибуты и характерные внешние черты”.

   На следующем просмотре шоу продолжилось - чёрный холст со смуглым силуэтом и антуражем из бус, бубна, смоляно-чёрных кудрей и пёстрого платка. “Буду цыганкой!” - радостно заявила блондинка Оля, сияя жемчужной белизной зубов и фарфоровостью  кожи, изумлённо вылупившейся на холст комиссии. “Лучше не надо”, - тихо проблеял ошарашенный председатель комиссии. “Мы ещё поищем варианты решения” - пытался спасти ситуацию руководитель дипломной работы, держась за сердце.

   Предстоящий допуск до диплома недвусмысленно намекал о себе. И руководитель Ольги решил взять ситуацию под строгий контроль. “Давай, я тебя сам пофотографирую с разными аксессуарами и в разном интерьере? Вместе выберем самую удачную фотографию,  а, отталкиваясь от неё, ты найдёшь композицию и нарисуешь себя глядя в зеркало”, - предложил он. Так и сделали. “Мне кажется, ты такой ребёнок-солнце”, - объяснял он студентке, раскладывая получившиеся снимки на столе, - “контраст светло-жёлтого с тёмно-лиловым хорошо подойдёт. Золотая голова, голубоватые пятна теней и немного цветных деталей. Вот это решение мне очень нравится!”. Оля послушно закивала и бросилась исполнять.

   На допуск представили подготовительный рисунок к картине - солнечный зайчик на тёмном фоне, динамичные полосы падающих теней, палитра в углу холста, изящный изгиб тонких рук. Руководитель Олиной работы, войдя в аудиторию, нервно подёргивал глазом, но держался молодцом, в предвкушении последнего этапа творческого марафона. Точка невозврата была успешно пройдена.
  Дальше начиналась самая ответственная часть - работа над картиной непосредственно. Напевая что-то под нос, исполненный надеждой, что всё худшее позади, руководитель ВКР широким оптимистичным шагом вошёл в мастерскую. И тут же медленно осел на предусмотрительно подставленную ему табуретку.
- А подождать не могла? - едва смог выдавить он.
Невозмутимая Ольга ослепительно улыбалась во все 32 зуба.
- Это “горький шоколад”. А что, так плохо?, - её свежеокрашенные волосы приобрели тёмный кофейный оттенок.
- Ужасно. Вчера утверждали твой автопортрет с жёлтыми волосами. А это что?
- Ну, ладно, верну всё как было. Пока фон попишу.
Она любовно поправила выбившийся из укладки тёмный вихор, повернувшись лицом к зеркалу: “И лицо. Время ещё есть”.

Через три дня, собравшись с духом, руководитель диплома решился таки проверить, как идут дела. 

Кошки такого цвета точно бывают, а вот насчёт девочек - не уверен.

Просто краска не до конца смылась...
Он с удивлением разглядывал нежно персиковый цвет волос своей студентки.
- И как будем выходить из положения? Сможешь написать себя в зеркало, оставаясь верной цвету эскиза?
А что же ещё остаётся?

На защите Оля выглядела великолепно. Она смогла бы затмить даже Анджелину Джоли. Платиновая блондинка в ярко-алом платье в пол, она была хороша как сама по себе, так и рядом со своей дипломной картиной. Да и кто мог устоять перед такими длиннющими ресницами и чистым взглядом хрустальных глаз, перед таким искренним рассказом о поиске своего “творческого начала”, перед таким мягким и одновременно смелым живописным решением. Сияющий, солнечный автопортрет был закончен, он переливался светом, чистыми нежными красками, наполнял зрителей энергией юности, весны, оптимизма. Комиссия высоко оценила автопортрет за свежую трактовку образа современного художника и оригинальное композиционное решение, а довольный руководитель ВКР, обдавая всех присутствующих неотвязным валериановым амбре, удалился в надежде принять что-нибудь покрепче на радостях.

Последовательное ведение живописной работы, от первых эскизов к готовой картине, помогает не уходить в сторону от основной идеи и избежать досадных ошибок в трактовке образа. Сохранить цельность и точность идеи не просто, особенно если живопись требует длительного, комбинированного подхода. Конечно, за время создания картины что-то меняется и дорабатывается, но самое важное, существенное, характерное стоит сохранить обязательно. Ясность идеи прежде всего. Даже если креативность зашкаливает.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин