Очень часто ученики и подписчики спрашивают меня, как я научилась рисовать? Как научиться рисовать так же? Друзья, ключевое слово здесь - УЧИЛАСЬ. Просто самостоятельно понять основные принципы и рисовать реалистично невозможно, я пишу об этом постоянно, например вот здесь: https://jotto8.ru/blog/kak-nauchitsja-risovat-samostojatelno .
По своему опыту знаю, что рано или поздно у любого самоучки наступает момент, когда он не знает, что делать дальше. Достигает определённого барьера, а чтобы перерасти его, нужны знания, умения и навыки в системе, а это возможно только обучаясь с педагогом рисунка и живописи по грамотной программе. Например, я поступила в художественную школу в 12 лет, до этого, самостоятельно рисовала то, что хотелось - животных, лица людей, цветы. Но для вступительных экзаменов в художественную школу этого было недостаточно. Мой папа, художник-педагог, это прекрасно понимал и, учитывая явные способности к рисованию, начал готовить меня рисовать учебные натюрморты, делать точные и верные по пропорциям наброски с натуры, рисовать лицо человека правильно, соблюдая пропорциональные соотношения и разметочную сетку. Уже эти мои рисунки и этюды легли в основу портфолио для поступления в художественную школу. Так как они были достаточно хорошими, вступительные экзамены в художку (вообще, их три - рисунок, живопись и композиция) я не сдавала - меня приняли сразу во второй класс.
Этот уровень для начинающего художника был высоковат, кое-что я знала и умела, но одноклассники уже умели хорошо строить предметы в рисунке, владели основными живописными принципами и рисовали на крупных форматах легко. Мне же всё это ещё только предстояло освоить. Для детского мышления такой скоростной режим оказался не по силам, я попросилась в первый класс, куда меня легко перевели. Вот здесь и началась постепенная закладка базовых принципов рисунка, живописи и композиции. Параллельно нам на очень высоком уровне читалась история искусств, были уроки скульптуры, декоративно-прикладного искусства, пленэр в конце каждого года обучения. Благодаря плавной, адаптированной для школьного возраста программе обучения и эффективной совместной работе учеников и педагогов, за 4 года обучения в художественной школе я получила крепкую и мощную базу в рисовании. Я могла самостоятельно рисовать натюрморты, пейзажи с натуры, придумывать сюжетные композиции и макеты дизайна, знала самых известных художников и их картины, особенно русскую живопись.
После художки я поступила в художественное училище, где всё пришлось начинать заново, потому что академические учебные художественные дисциплины требовали большей точности и мастерства в рисовании с натуры. Снова пришлось отрисовывать бесконечные геометрические фигуры и натюрморты из них, писать натюрморты акварелью и гуашью, тщательно отстраивать предметы и следить за эстетикой и положением каждого штриха. Каждую свободную минуту приходилось использовать для рисования, чтобы достичь хотя бы приемлемого требованиям результата. С группой работали разные педагоги - живопись преподавали живописцы, рисунок - графики. Композиции уделили особое внимание и отдельного педагога. История искусств читалась кратко, но ёмко, чтобы запомнить всё и разобраться в художниках, стилях, эпохах, приходилось дополнительно многое читать самостоятельно, поэтому выходные я проводила в библиотеке. Там же я копировала рисунки великих мастеров. Всё это в комплексе развивало мастерство художника и улучшило мои профессиональные качества как рисовальщика и живописца. 5 лет обучения в художественном училище дали мне основательное мастерство в рисунке и живописи (рисовали только с натуры!), хорошие знания истории искусств, мировой художественной культуры и народных промыслов (роспись по дереву). Также я освоила основы дизайна, что помогло позже найти интересную подработку.
Уже во время учёбы в художественном училище я стала участвовать в групповых выставках, в эти годы открылись и 2 моих первых персональных выставки. Без поддержки, контроля и помощи в организации этого всего со стороны папы и учителей рисунка и живописи этого бы не произошло, поэтому моя благодарность им безмерна.
Уже в годы учёбы в художественном училище я начала обучать рисованию детей, а для этого пришлось дополнительно изучать педагогику, психологию и методику изо (базовой теории и практики в общеобразовательной и художественной школах, которую я успешно прошла, оказалось не достаточно). Педагогическая работа, самостоятельные теоретические и творческие изыскания вкупе с академическим обучением изобразительному искусству по программе с учителем принесли отличные плоды и дали развитие моей дальнейшей профессиональной деятельности.
После поступления в институт, я снова вернулась к рисованию сначала простейших форм, затем натюрмортов, гипсовых голов, портретов и фигуры человека с натуры. Уже здесь я начала чётко разделять учебное рисование и творческие эксперименты, посещала творческие мастерские художников-педагогов, искала свой путь в профессии. Здесь я совершенствовалась в композиции, отслеживала современный выставочный процесс, начала участвовать в крупных всероссийских и международных выставках. Без поддержки и контроля со стороны педагогов кафедры это всё было бы невозможным. Как правильно оформить и подписать работу? Как создать серию рисунков или живописных композиций? На каких художников ориентироваться? Какие современные тенденции в изобразительном искусстве существуют? Что важно для современной картины? И многие другие вопросы были ими не только закрыты, но и освещены с учётом лично моих творческих наработок, склонностей, способностей. Кстати, о самых лучших своих учителях я подробно писала отдельную статью: https://jotto8.ru/blog/samye-vazhnye-ljudi .
После учёбы ещё был долгий путь становления мастерства художника, самостоятельной дошлифовки способа мышления меня как художника, поиск интересных тем и любимых техник исполнения. А моя педагогическая деятельность помогла адаптировать весь пройденный мной путь ученичества в уникальную, максимально эффективную и универсальную учебную программу курса “Рисование с нуля”, которую с удовольствием осваивает уже третья тысяча моих учеников.
Как видите, важно не только желание, но и упорство, труд и, конечно, хороший учитель рисования, ведь без него сложно понять, как и что нужно делать. Просто красивая, на ваш взгляд, нарисованная картинка - ещё не показатель мастерства художника. Умение последовательно выполнять учебные задачи (не зря существует огромное разнообразие учебных программ по рисованию, методов и методик обучения, подходов и рекомендаций), доверительные отношения с педагогом и колоссальная работа над собой, дублирование упражнений, выполненных в классе, дополнительное самостоятельное рисование, чтение специальной литературы, изучение истории и теории искусств и современного мирового художественного процесса - вот путь того, кто решил связать свою жизнь с изобразительным искусством. Это очень сложно, долго и дорого, но оно того стоит. Это говорю вам я, член Союза художников России, Губернаторский стипендиат, член Международной ассоциации искусств UNESKO, участник и победитель многих выставок-конкурсов в России и за рубежом и практикующий художник-педагог, Екатерина Крюкова. А если у вас есть ко мне вопросы из области рисования, творчества или обучения, смело задавайте их в комментариях или в ответе на письма, я с радостью на них отвечу.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)