Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Какого цвета лицо человека и от чего это зависит? Часть 1.

   Рисовать портрет человека красками не просто, приходится учитывать много различных факторов, особенностей, закономерностей. И если в рисунке портрета карандашом всё более-менее понятно, то в живописи красками часто приходится помучится, чтобы намешать телесный цвет.

Какой он, цвет кожи, на самом деле, и нужно ли намешивать правильный телесный цвет для портрета? Какие таблицы оттенков цвета лица использовать и как получить градации цвета лица в тени и в свету? Где взять телесную краску? Попробуем разобраться вместе.

Индивидуальный цвет лица.

   Начнём с того, что универсального телесного цвета не существует. Все мы разные и цвет кожи каждого человека уникален. Поэтому у художников нет единого рецепта получения цвета лица. Конечно, можно использовать охру или разбеленную английскую красную, но это не панацея. Сравните по цвету лица разных людей. Сколько в них самых разнообразных оттенков цвета! У каждого свой уникальный оттенок - бледные и смуглые, золотисто-рыжие и сероватые, зеленоватые, почти красные, персиковые, голубовато-кремовые… На цвет лица влияет и возраст, и пол, и здоровье, и география, и генетические предпосылки, национальность, степень загара, температурный режим, влажность и многие, многие другие факторы.

   Индивидуальные цветовые особенности лица - одна из самых важных характеристик при написании портрета. Посмотрите на лица портретируемых на картинах Владимира Боровиковского. Они все разные, уникальные, разнообразные по цвету.

И это только портреты женщин примерно одного социального круга и возраста.

Цвет среды, влияющий на цвет лица (рефлексы).
   Как и все тела в природе, цвет лица человека не существует сам по себе. Огромное влияние на него оказывают цвета и оттенки среды: фон, одежда, соседние предметы и объекты. А значит, рефлексы среды так или иначе отражаются в цвете лица и изменяют природный индивидуальный цвет кожи. Причём, на восприятие цвета лица в живописи влияют не только отражения, но и цветовой контраст создаваемый между самим лицом и его цветовым окружением. Не зря люди, желающие подкорректировать свой индивидуальный цветовой оттенок лица одеваются соответственно: светлокожие люди предпочитают пастельные и белые оттенки, выгодно добавляющие лицу свежести и контрастности, люди с желтоватым цветом кожи выбирают золотистые, коричневые, пепельные оттенки, придавая цвету лица более естественный, здоровый вид.

   Цветовой контраст лица и одежды даже в обычной жизни выстраиваются по закону цветового контраста живописи. Подробно про контраст, в частности, цветовой контраст, можно почитать тут: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/kontrast .  Что уж говорить о самой живописи, когда по собственной задумке или для создания полноценного выразительного живописного образа художник усиливает интенсивность и силу контрастных сочетаний цветов в портрете, подчёркивает характерное и выразительное сочетание цветов в лице конкретного человека. Такие портреты производят особенно мощное, сильное впечатление на зрителя. Освещённое ярким искусственным светом лицо на сине-лиловом фоне выглядит ярко-жёлтым.

На изумрудном фоне это же лицо выглядит ярко-рыжим, красно-оранжевым.

На нейтрально-тёплом, в окружении ярких жёлтых - серым, с насыщенными жёлтыми рефлексами.

Выходит, что среда вокруг портретируемого изменяет цвет лица человека, задавая цветовой контраст по отношению к нему и отражаясь в лице рефлексами.

Цвет освещения.

   Я уже писала подробно по цвет света и то, как он влияет на предметы и объекты здесь: https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-1-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu . Лицо человека такая же часть реального мира, как и предметы, природные объекты и многое другое. Поэтому цвет освещения изменяет не только цвет и тон лица, но и обостряет или смягчает черты лица, подчёркивает или нивелирует контрасты в лице, как цветовые, так и тональные. И в этом случае цвет лица человека на портрете может быть совсем не телесным.

   Холодный белый свет из окна делает лицо голубоватым, холодным бежевым, сдержанно персиковым, даже зеленоватым на контрасте с глубокими тёплыми тенями.

Рассеянный искусственный свет добавляет желтоватых оттенков к освещённым частям лица, а тени, собственные и падающие, смещает в холодную гамму.

Яркий тёплый свет распределяется по всему цвету лица, щедро обогащая его рыжими, желтоватыми красками, тени при этом становятся контрастными, серо-синими.

Яркий горячий свет свечи и вовсе усиливает контрасты, сгущает и насыщает оттенки цвета в лице: от сочных оранжево-жёлтых в свету, до плотных, почти чёрных синих и холодных коричневых в тени.

   Обратите также внимание на светлоту и насыщенность оттенков цвета в лице, помимо изменения цвета, как такового (цветовой тон). Меняются сразу все три характеристики цвета (подробно об этом в статье https://jotto8.ru/blog/osnovnye-harakteristiki-tsveta-shpargalka-po-zhivopisi ), а, соответственно, портреты, даже выполненные с одной модели в одном возрасте, получаются очень разные.

Контраст цвета кожи с нейтральными цветами.
   В зависимости от задачи, поставленной перед художником, он волен подчеркнуть особенности цвета лица или выявить их. Про изменение самого цвета я уже написала выше, поэтому расскажу про светлоту. Бледность или смуглость модели на портрете тоже можно изобразить по-разному, совсем не обязательно писать загорелую красавицу золотисто коричневой краской, а рисовать фарфорово-бледную девушку светло-персиковой. Можно сыграть на контрасте. Например, художники конца XVIII - начала XIX веков, изображая салонных красавиц с модной в то время ярко-белоснежной кожей, приписывали рядом темнокожую служанку. Благодаря сильнейшему сопоставлению, заказчица портрета выгодно подавалась и изображение производило нужное впечатление. В тематической живописи то же самое.

Тёмный фон также подчёркивает нежность и хрупкость образа, светлоту и прозрачность кожи.

А вот экзотичность смуглянок выгодно оттеняют насыщенные цвета среды и светлые оттенки фона.

   Нейтральные по качеству цвета и оттенки раскрывают и подчёркивают естественный, природный цвет лица без умышленного воздействия на него среды в картинах художников. Традиционно в нейтральном по цвету окружении изображают молодых, пышущих здоровой энергией и силой людей, прекрасных самих по себе, изображённых такими, как они есть.

Загар.
   Степень и качество загара кожи лица и рук тоже влияет на цветовую составляющую портрета. Рисовать загорелое лицо тоже нужно с умом. Во-первых, загорелые участки кожи у всех разного цвета - кто-то краснеет под воздействием солнечных лучей, кто-то золотится, а кто-то сильно и интенсивно темнеет. Во-вторых, лицо человека загорает неравномерно - у некоторых темнеют нос и уши, у некоторых щёки, а кое у кого лоб и подбородок. Цветовая разница оттенков кожи лица в разных участках хорошо заметна художник Виктор Попков “ Строители Братской ГЭС”.

   Интенсивность и цвет загара модели тоже влияет на цветовой строй всей картины: кирпично-красные лица рабочих подчёркивает голубизна открытого воздушного пространства

, а нежную, почти нетронутую палящем солнцем коже людей интеллигентной профессии - тёплые интенсивные по цвету оттенки

“Портрет Веры Рунёвой в Тарусе”. А проступающие вместе с интенсивностью загара лица формы и фактуры делают портрет особенно выразительным и характерным

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин