Температура цвета лица.
В лице человека есть тёплые, холодные и горячие участки. Это связано с анатомическими особенностями - капилляры неравномерно располагаются под кожей.
Более всего горячий красноватый оттенок проявляется в крыльях носа и ушных раковинах. В некоторых случаях хорошо заметен румянец на щеках, нарисовать который стоит, или красноватые нижние веки. Всё это меняет температурный режим всего лица целиком. Более холодные оттенки кожи проявляются на верхних веках и губах. Все остальная цветовая карта лица меняется в зависимости от освещения и складывается из индивидуальных особенностей модели.
Качество температуры конкретного участка лица можно найти, сравнив его с соседним, например, разбирая нос на цветовые составляющие, можно сравнивать оттенки с цветами переносья, щёк и губ. Горячие участки лица могут быть абсолютно разные по цвету - от ярко-рыжих до золотисто-персиковых, от разбелённо-алых до пунцовых.
При создании замеса для холодных, тёплых, нейтральных и горячих участков лица ориентируйтесь на характерный цвет лица модели и общий цветовой строй своего этюда. Не копируйте оттенки натуры слепо, складывайте их в единую цветовую мозаику, проверяйте, сочетаются ли цвета в этюде портрета так же гармонично, как в самой модели.
Национальные особенности.
Цвет кожи жителей разных регионов сильно различается. Температура воздуха, влажность, ветреность, сам состав воздуха - всё влияет не только на строение головы и частей лица, но и на цвет и тон кожи. Тёмный цвет кожи жителей степи резко контрастирует по цвету с лицами городских жителей, а южане отличаются от северян не только темнотой лиц, но и более тёплым цветовым оттенком лица. В портретах людей разных национальностей и географических районов именно цвету лица придаётся особое значение - это характерная, ярко выраженная индивидуальность и принадлежность к определённой этнической группе одновременно.
Посмотрим на женские портреты Николая Фешина: сколько в них разнообразия по общему цвету лица и нюансным оттенкам, моделирующим форму в пространстве!
Различие по полу.
Обычно лица женщин светлее, чем у мужчин. Разумеется, если сравнивать людей разного пола, но одной национальности и места проживания. Это связано с физиологией - женская кожа более тонкая и нежная, она меньше подвергается воздействию прямых солнечных лучей и ветра (женщины больше времени проводят в помещении, старательнее защищают лицо от воздействия атмосферы, пользуются косметическими средствами). Семейные портреты кисти известных художников подтверждают этот факт. Кстати, детские лица ещё более светлые, чистые по цвету, нежных оттенков.
Как и в любом правиле, здесь есть исключения. Индивидуальные особенности и генетика вносят коррективы в любой заведённый порядок, поэтому, прежде чем писать портрет, проанализируйте, модель по всем возможным характеристикам, чтобы получить цвет оттенка лица для конкретного персонажа.
Что касается разницы самого цвета кожи и теплохолодности между мужчинами и женщинами, единого рецепта нет - при рисовании портрета красками придётся внимательно изучать натуры и выявлять её индивидуальные особенности. Тут всё может выглядеть совершенно по-разному.
Качество освещения.
Портретная живопись демонстрирует не только форму в пространстве, но и степень освещённости портретируемого. Форма, характер, а тем более цветовой оттенок лица. Слепящий лобовой свет делает лицо не только плоским, но и излишне высветленным, объединяет и выбеливает цветовые оттенки.
Боковое освещение выявляет форму ярче всего, распределяет света и тени по лицу оптимальным образом, проявляет глубокие тёмные и нюансные светлые, объединяя их полутонами, цветовыми и тональными. Не слишком контрастное боковое освещение выявляет природный естественный цвет и тон лица и показывает, как он меняется в освещённых и теневых участках. Это самый удобный и самый распространённый в живописи вариант освещения лица на портрете.
Рассеянный свет хорошо выявляет локальный цвет лица человека, помогает художнику понять и намешать цвет кожи человека для портрета, но скрывает полутона, залегающие в тенях и полутенях. А значит на портрете будет сложно получить множество цветовых оттенков лица. Такие портреты выглядят монументально, цельно, лаконично. Для передачи характера портретируемого такой приём имеет место быть.
Контражур или освещение из-за объекта в живописи портретов встречается не часто, но такие изображения особенно оригинальны и примечательны. Тёмные, погружённые в тень лица, лишённые насыщенных цветов и привычных глазу цветовых сочетаний создают выразительный цветовой образ и делают лицо портретируемого необычным и таинственным. В таких случаях в портрете преобладают тёмные коричневые, серые, фиолетовые или зеленоватые малонасыщенные оттенки.
Во всех этих случаях цвет лица даже одного человека будет разным, причём разница в цветовых замесах по всем трём характеристикам цвета будет колоссальной. Об основных характеристиках цвета есть отдельная статья - https://jotto8.ru/blog/osnovnye-harakteristiki-tsveta-shpargalka-po-zhivopisi .
Общий колорит картины.
Оттенки лица на картине не всегда бывают телесного цвета. Часто это совсем не цвет тела, а сложные серые, желтоватые, голубые и даже зелёные цвета. Но при всём при том, лица на таких картинах выглядят живыми и реалистичными. Дело в том, что художник “встраивает” цвет лица портретируемого в общий колористический строй всей картины. Сначала задумывается цветовой эскиз: в нём художник определяет, какие цвета и оттенки он будет использовать, создаёт эмоционально выразительный цветовой художественный образ. Цвета, в том числе и цвет лица персонажей, здесь не случайны - они выражают основную идею художника, передают эмоции и чувства, создают настроение.
Например, для передачи драматических моментов, художник применяет землисто-белый или почти глухой чёрный цвет в изображении лиц.
Для передачи теплоты солнечных лучей и радостного летнего тепла в картине, цвет лица может варьироваться от насыщенных жёлтых до коричневато-оливковых оттенков.
Обратите внимание и на ярко выраженные зелёные рефлексы фона на лице в этом портрете.
И даже красные лица на картинах бывают - посмотрите на лицо фигуры первого плана.
Хоть это и не портрет, а сюжетная композиция, но сами оттенки тел, лиц, земли, воды и неба и элементов пейзажа вокруг совсем не реалистичные, не природные. Всё написано почти чистыми первичными цветами - красным, жёлтым и синим. И только благодаря этому в картине есть ощущение радости, праздничности, нарядности.
Получается, что телесный цвет неоднозначен, изменчив, имеет множество характеристик и уникален для каждого конкретного случая. Да и не всегда нужен именно телесный цвет, универсальный цвет лица - в большинстве своём рисовать лица можно тем цветом, который необходим для выражения авторской идеи.
Разумеется, на занятиях живописью мы с учениками старательно изучаем и тщательно воспроизводим мельчайшие характерные особенности модели в портретах, учимся намешивать множество градаций цвета лица для каждого конкретного портретируемого. Учебная постановка для того и нужна, чтобы изучать модель в среде и изображать её максимально точно и правильно. Но в творческой работе художника первична опора на общий композиционный строй и цветовой замысел, выявлению которого помогает наработанное в процессе обучения мастерство живописца. Интересных портретных решений вам, дорогие художники, творческих успехов! Пусть мои советы добавят остроты и выразительности вашим работам.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)