Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Почему нельзя научиться рисовать сразу пейзаж? Часть 1.

   Некоторые художники говорят, что не нужно учиться рисовать - важно найти художника-репетитора, который будет консультировать начинающего мастера. По их словам, академическая грамота в рисовании не нужна, можно сразу рисовать что хочешь - пейзаж, натюрморт, портрет.

Друзья, оцените эти комментарии здраво: так говорят либо художники-самоучки, которые сами находятся в процессе становления и обучения (что по сути является тупиковым направлением, я писала об этом неоднократно - https://jotto8.ru/blog/kak-nauchitsja-risovat-samostojatelno ), либо художники с серьёзной классической подготовкой. В большинстве своём они сами учились, серьёзно и долго, но по какой-то причине отговаривают вас, начинающих художников идти по собственным следам.

   Почему? Сложно сказать, не хотят выращивать себе конкурентов, делиться знаниями и секретами мастерства живописца, “привязывают” учеников надолго к собственным обучающим проектам, лишая их самостоятельности - всё может быть. Одно могу сказать точно, друзья, таким образом вопрос обучения рисованию не разрешить. Чтобы научиться чему-то, нужно учиться. Советы, даже от художника самого высокого уровня, работают как пластырь для конкретного вопроса, а вам нужно системное мышление и понимание, чтобы рисовать самостоятельно, без постоянной помощи учителя. И даже такой несложный жанр как пейзаж, требует хоть и небольшой, но основательной подготовки художника. Если вы, конечно, не хотите просто попробовать помазать холст краской. Давайте разбираться по пунктам, что здесь и как устроено.

Понимание формы.
   Если вы хотите нарисовать реалистичный пейзаж, с пространством между объектами и объёмными деревьями, домами, цветами, а не просто перерисовать плоскую фотографию на плоский холст, то стоит воспитывать в себе чувство формы. Понимание основ формостроения в рисунке и живописи даёт первоначальный этап изучения изобразительной грамоты - рисование простейших объёмных геометрических форм. Они лежат в основе любого тела или предмета в природе. Я подробно писала об этом здесь: https://jotto8.ru/blog/zachem-nuzhno-risovat-prostye-geometricheskie-formy .

А если разбирать популярно, то сравните эти изображения с объёмными геометрическими телами - свет и тень на них распределяются по тем же законам, форма строится точно так же, объём элементов пейзажа создаётся на основе знаний, полученных на этапе освоения геометрических тел. По другому не бывает. Сначала изучаем алфавит, затем складывает буквы в слоги и слова. Никакие чудесные приёмы и советы супер-профессионалов не работают без этих базовых знаний и пониманий.

Теория цвета.
Прежде чем браться за живопись, важно изучить теорию смешения цветов, их взаимодействия, виды цветов и цветовых сочетаний, способы передачи цветовых оттенков и основы цветовой перспективы (https://jotto8.ru/blog/perspektiva-vidy-perspektivy-gde-i-kak-ih-primenjat ), что особенно важно для пейзажа. Кроме того, способы наложения краски на холст и фактурные её возможности не менее значимы в живописи. Поэтому, чтобы не просто красить небо синим, а траву зелёным, а именно писать так, как это делают художники, подбирать сочетания и оттенки цветов, характерные для данного пейзажа и времени года, дня, погоды и прочего, стоит уделить внимание теории цвета.

   В пейзаже, где много нюансных состояний цвета, большое глубинное пространство (в глубину изображения цвет сильно меняется), множество рефлексов предметов и объектов среды друг на друга (а также влияет на предметы и объекты цвет света и теней, цвета, гармонизирующие общий колорит картины, имеет значение и сам локальный цвет объектов пейзажа). Разобраться со всем этим сразу нет никакой возможности. Поэтому, логично начать обучение работе живописца с цветом на более простом и удобном жанре - натюрморте. Здесь и межпредметное пространство меньше (в глубину изменения цвета не такие заметные), и рефлекса от предметов и среды друг на друга сильнее - более понятны и очевидны для пока не слишком восприимчивого глаза живописца, и формы предметов понятны, и цвет света и теней ясные (понятно, как они выявляют форму и изменяют локальный цвет) и изменений освещения, а значит и цвета и формы минимум.

   Попрактиковавшись на натюрмортах, можно переходить плавно на детали интерьера, пейзажи с неглубоким пространством, а уже потом - на полноценные пейзажи, в том числе и панорамные. Не дураки ведь придумали академическую систему художественного образования, недаром по ней обучают уже почти 300 лет художников в разных странах. Зачем усложнять себе задачу, пытаться объять необъятное, если уже всё давно придумано, продумано и опробовано многими поколениями художников?

Обилие фактур.
   Пейзажная живопись - это не только цвет и форма, но и огромное фактурное разнообразие. Взять мастихин и нашлёпать побольше краски на холст - не всегда хороший вариант. В пейзаже важно понимать размер мазка по отношению к формату, изменение размера мазка при передаче глубокого пространства, характер расположения веток, листвы, травы и точно подобранный для их передачи приём. Даже фактура написания облаков, воды, поля и леса меняется в каждом пейзаже - нет одного характерного приёма для рисования деревьев или туч - всё меняется от состояния дня, времени года, настроения самого художника (важно ещё и то, какие мысли и чувства хотел заложить автор в свою картину, что его тронуло, почему именно этот пейзаж он удостоил своим вниманием).

   В масляной живописи особенно много приёмов и возможностей работы с краской, а  значит живописных фактур в ней великое множество. Чтобы не заблудиться в лабиринтах текстурно-фактурных поисков и не забыть о них напрочь, стремясь удержать в голове и конструкцию предметов и объектов пейзажа, и их изменяющийся цвет и расположение в пространстве холста, стоит проработать фактурные возможности живописного материала отдельно. Удобнее это делать, опять же, на примере натюрмортов из простых бытовых предметов. По мере усвоения материала и обретения стабильных живописных решений и приёмов (наработанных самостоятельно, с качественной поддержкой педагога!), можно постепенно усложнять задачи. Это поможет не растеряться в живописи пейзажа, не переусердствовать со слишком крупной и тяжёлой фактурой и подобрать для каждого пейзажа свой изобразительный язык. Это сделает ваши работы уникальными, интересными, грамотными, а сам процесс живописи не наскучит - ведь каждый раз перед художником будет вставать новая и необычная изобразительная задача, ключ к решению которой нужно искать самостоятельно.

Большое глубокое пространство.

   Как я уже писала выше, для того, чтобы изобразить глубину пространства в пейзаже, стоит научиться передавать сначала пространство неглубокое, до метра глубиной. В этом помогает живопись натюрмортов. Дело в том, что помимо цветовой перспективы (изменение цвета предметов по мере удаления в глубину), в пейзаже одновременно присутствует и линейная перспектива - визуальное сокращение форм и размеров предметов и объектов по мере удаления от зрителя, и тональная перспектива - распределение и изменение светлых и тёмных оттенков цвета с изменением глубины предметов и объектов на картине и воздушная перспектива - размытие предметов и объектов дальнего плана как по цвету, так и по силуэту. Словом, очень много изменений сразу, причём, в каждом конкретном случае они разные - нет одного чёткого правила для рисования пейзажа красками вообще.

Линейная перспектива.
Визуальное сокращение больших объектов и предметов в пейзаже, расположение их относительно линии горизонта, соотношение частей объектов друг с другом в пространстве тоже рисуется определённым образом. Существуют законы и правила построения форм в пространстве, особенно это касается сложных (составных форм), благодаря применению которых в живописи изображение получается реалистичным, живым. Без построений и учёта перспективных сокращений формы и объекты реальности будут выглядеть плоскими, не живыми, не естественными.
   Изучать линейную перспективу (подробнее о самом понятии здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/linejnaja-perspektiva ) удобнее на простейших формах (и снова здравствуйте, кубы, цилиндры, шары!) - на них внутренние конструктивные построения выглядят просто, понятно и отлично запоминаются.

С правилами и законами линейной перспективы для художников стоит разобраться серьёзно один раз и навсегда, но сделать это нужно непременно и подробно-качественно. Самостоятельно вопрос не решить - в любом случае понадобится помощь художника-педагога.
Перспективные построения пригодятся при рисовании городского пейзажа с архитектурой, сельского пейзажа с изображением дороги, уходящей вдаль, при рисовании индустриального пейзажа и фрагментов пейзажа - скамеек, заборчиков, фонтанов, ступеней лестницы и прочих разнообразных частей пейзажной композиции.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин