Конструктивное сквозное видение в рисовании.
При рисовании архитектуры, садовой скульптуры и других элементов пейзажа в любом случае придётся прорисовывать внутренние конструкции объектов, чтобы правильно поставить их на землю и соотнести с линией горизонта и соседними частями пейзажа.
Многие художники-самоучки умудряются ловко срисовывать только внешние контуры и части таких объектов, пририсовывая деталь к детали. Это и выдаёт дилетанта в рисовании. Отсутствие грамотного построения сложной формы никак не скрыть за живописными эффектами, фактурами и рафинированными цветовыми отношениями. Оно либо есть, и тогда все постройки и крупные объекты выглядят реалистично (будь то деревенский домик, часовенка или средневековый замок), либо нет (и тогда кривые конструкции рушат гармоничное единство всего пейзажа).
Формируют конструктивное сквозное видение в рисовании те же самые простые объёмные геометрические формы, натюрморты из простых по форме бытовых предметов, сложные по конструкции предметы быта (утюги, чайники, тостеры, мясорубки и другое). Плавное и адекватное уровню восприятия начинающего художника постепенное увеличение сложности рисуемых предметов позволяет сформировать сквозное конструктивное видение. При таком подходе анализ даже самых сложных форм в пейзаже, их изображение станет легким, органичным, простым. Чем мучиться каждый раз, стремясь изобразить здания, сооружения, архитектурные детали год за годом, не проще ли потратить пару-тройку месяцев на изучение и отработку конструктивного мышления? Это позволит всю дальнейшую творческую жизнь решать разные аналогичные задачи легко и уже самостоятельно.
Теория теней, рефлексов и отражений в рисовании.
В продолжение разговора о значимости изучения теории перспективы в рисовании пейзажа, расскажу об отдельных её разделах. Чтобы не просто красить зелёное зелёным, а синее синим, художник анализирует изменение цвета элементов пейзажа в разных участках. В том числе эти изменения связаны с отражениями цветов среды и предмета друг в друге. Деревья в живописи не просто коричневые, помимо качественной разницы цвета коры в освещённой и теневой частях ствола, в ней отражается зелень листвы, голубоватые оттенки неба, сочные золотистые краски молодой травы.
То же самое можно сказать и о цвете земли, и о камнях, и о траве.
Тени от объектов пейзажа тоже распределяются по определённым законам, падающие тени часто выглядят искажёнными силуэтами реальных объектов - это зависит от самого источника света, направления и интенсивности светового потока, а цвет - от его тепло-холодности, цветности, интенсивности. Часто падающие тени от разных элементов пейзажа задают своеобразную путаную ажурную сетку на поверхности земли или объектах - для художника важно понять, от каких объектов тени падают и каким образом, чтобы передать не просто видимые эффекты, но и вполне логическое, реалистическое обоснование увиденному.
Отражения частей пейзажа в воде сродни построению теней - они тоже логически выстраиваются, соотносятся с самими объектами. Просто взять и нарисовать отражения в воде на глаз не выйдет - искажения будут видны даже обывателю. Нужна правильная последовательность действий художника и ясность понимания того, что и как нужно рисовать правильно.
Этому способствует рисование натюрмортов из множества разнообразных предметов или натюрмортов с нестандартным освещением. Метод рисования от простого к сложному реализуется и в самом методе обучения художников - от простых форм к натюрморту, от натюрморта к частям пейзажа и уже после - к пейзажным мотивам. Вот самый простой, короткий и действенный путь в обучении рисованию пейзажей. Быстрее не бывает.
Цветовые гармонии.
Замечали, что у художников-самоучек цвета на картине как-будто существуют сами по себе, каждый цвет работает в отдельности и не дружит с соседними, нет общей цветовой гармонии в картине, единства мазков и оттенков? Такие “раскраски” получаются не случайно. Просто художники-самоучки не изучали в теории и тем более на практике цветовые гармонии. Обилие оттенков цвета в пейзаже, особенно когда художник рисует на пленэре, где много света и цвета (в отличие от мастерской), ошеломляет. Попытки передать массу цветов и оттенков сразу могут вконец запутать и превратить рабочее пространство картины в разноцветную радугу или наоборот, придать работе излишний лаконизм, где трава зелёная, а небо голубое, как в детских рисунках.
Выход из этой ситуации есть: изучить теорию дополнительных цветов, определиться, какие цвета являются чистыми, а какие составными, познакомиться с видами цветовых гармоний в теории и на практике. Это не быстрый процесс, но такие знания и умения сделают ваши картины не только реалистичными, но и разноплановыми, а значит, вы сможете развиваться и совершенствоваться, экспериментировать даже в одном жанре пейзажа бесконечно долго. Кроме того, владение возможностями ограниченной палитры с разным набором цветов позволит создавать живописные работы максимальной выразительности с минимумом затрат сил, времени, краски. А это, согласитесь, весомый аргумент. Кстати, об ограниченной палитре и её возможностях я уже писала здесь: https://jotto8.ru/blog/zhivopis-na-ogranichennuju-palitru-chto-eto-minimalnyj-nabor-krasok .
Догадайтесь с трёх раз, какой жанр живописи поможет разобраться с возможностями гармонизации цветов на картине.
Светлота и тон в живописи.
Профессионалы знают, что в живописи тон важнее цвета. Это значит, что точные соотношения светлых, средних и тёмных тонов в картине важнее буйства красок и точности оттенков. Для создания цельного единого живописного произведения стоит уделить внимание именно светлоте цвета (характеристике, отличающей, например, красный от бордового и розового, подробнее о характеристиках и свойствах цвета здесь - https://jotto8.ru/blog/osnovnye-harakteristiki-tsveta-shpargalka-po-zhivopisi . Без понимания качества цвета, изменяющегося по 3 шкалам одновременно, начинающему художнику сложно совладать с оттенками, цветовыми переходами, столь характерными для пейзажа, и замешать нужные цвета не всегда получается. Яркая, пёстрая, цветная картина нередко теряет целостность и воспринимается плоским цветным ковриком. Отсюда проблемы с формой частей пейзажа и неудовлетворённость собственной работой.
Особенно важно соблюдать правильную тональность цветов и оттенков в картине, если мы рисуем пейзаж-состояние, где необходимо передать характерные для конкретного времени дня особенности света - утро, день, вечер, ночь. В каждом конкретном случае нужен не только свой набор красок, но и своя тональность - утро обычно светлее вечера, а день, даже самый пасмурный - ночи.
Работе с тональностью помогают занятия тональным рисунком, где при помощи простых карандашей разной мягкости и ластика можно передавать не только форму и объём объектов, но и их общий тон и тон среды, в которую они погружены. Разумеется, начинать лучше с натюрмортов, надеюсь, по понятным причинам.
Разумная детализация и плановость.
В пейзаже более чем в других жанрах живописи важна плановость: распределение объектов и частей пейзажа вглубину, а значит по мере удаления от зрителя внимание на этих объектах будет распределяться по разному. На первом плане (вход в композицию) незначительные, условные детали - трава, цветы, мелкие ветви, следы на снегу, колосья и прочее; на втором плане - основные части пейзажа - деревья, архитектура, стаффажи (условные фигурки людей), архитектурные или скульптурные детали; на третьем (и далее располагающихся в глубину планах) - антураж - лес, поле, небесный простор, туманная дымка и многое другое, условное, незначительное, образующее фон пространство.
Самоучки и самодеятельные художники именно здесь совершают свою основную ошибку: они мыслят плоскость картины как двухмерное пространство и с одинаковой степенью детализации вырисовывают все планы в пейзаже и их части. В результате, веточки на дальнем плане для них так же ясны и понятны, как цветы на переднем. Человеческий глаз видит всё по-другому. Мы воспринимаем пространство трёхмерным, а значит и изобразить мы, как художники, должны трёхмерное пространство в двухмерном. Изображение пейзажа в живописи - не просто плоская картинка, это в первую очередь глубокая среда, и изображать её в реалистической трактовке нужно трёхмерно, глубоко, разделяя планы хотя бы, как театральные декорации, один за другим.
Работе с точной деталью учит живопись портретов, натюрмортов и этюды частей интерьера. После рисования их в контексте традиционной программы по обучению рисованию, пейзажи получаются особенно воздушными, атмосферными, пространственными. С освоения этой фундаментальной базы и стоит начинать, чтобы знания, умения и навыки художника сформировались правильно и своевременно.
Как видите, даже такой простой, на первый взгляд, жанр, как пейзаж требует от художника сформированности мышления, некоторых, хотя бы элементарных навыков в рисовании и понимания основных законов и правил изобразительного искусства. Добавлю, что чувство вкуса также важно в искусстве пейзажа, как и всё вышеперечисленное, ведь особые гармонии цветов и интересные небанальные эффекты здесь только подчеркнут вашу мастеровитость и профессионализм. И, конечно, я с удовольствием приглашаю всех желающих научиться рисовать вообще всё что угодно и пейзаж в частности к нам в художественную школу Jotto на базовый курс “Рисование с нуля до портрета на заказ”, ну, или хотя бы на его первые 2 блока - простые геометрические формы и натюрморты. Ну, вы поняли, почему. Кстати, этот курс можно приобрести в записи, если вы живёте не в Екатеринбурге. Всего 6+9 занятий, а какая польза!
Удачных вам творческих поисков и разумного планирования своего обучения живописи, дорогие друзья!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)