Открывая коробку и вынимая краски для живописи у начинающих художников всегда есть соблазн использовать их все в одном рисунке, то есть красное покрасить красным, синее синим, а все непонятно-серое - смесью белого и чёрного.
И всё, красота готова! Но это не живопись, а раскраска. В живописи нужны сложные, составные оттенки цветов, отражения цвета одного предмета в цвете другого, игра рефлексов и отражений, изменение цвета в пространстве… А для намешивания таких тонких градаций цвета нарочито яркие, сочные цвета не всегда нужны, тем более, если их целая коробка. Приходится от каких-то баночек с красками отказываться, даже если эти цвета вам очень нравятся. Живописная задача прежде всего.
При обучении живописи часто дают такое упражнение, очень интересное и невероятно полезное - этюд на ограниченную цветовую гамму. Именно для того, чтобы научиться минимальными средствами создавать максимально выразительные рисунки, а в будущем применять всю богатую цветовую палитру тактично и качественно, начинающие художники остаются один на один всего с 4 цветами. Причём, 2 из них цветные (хроматические), а 2 бесцветные (ахроматические, традиционно - чёрный и белый).
Колористический квадрат, а именно так называется подобная цветовая схема для живописи, бывает двух типов - цветовая схема старых мастеров и цветовая схема художников XIX-XX веков. Давайте по-порядку.
1) Ограниченная палитра в тёплой гамме.
Цветовой квадрат старых мастеров.
Кадмий красный средний
Кадмий жёлтый средний
Белила цинковые
Чёрная
Это набор из 4 цветов: жёлтый, красный, чёрный и белый. Предпочтительнее использовать кадмий жёлтый средний и кадмий красный средний, чтобы получать как оттенки склонные к оранжевому, так и тёмные, холодноватые бордовые. Все цвета распределяются по углам квадрата таким образом, что по диагонали друг от друга находятся чёрный и белый и красный и жёлтый.
Оттенки цвета смешиваются как непосредственно поштучно, так и попарно.
Попарно, то есть: красный и белый дают множество оттенков розового, жёлтый и белый - светло жёлтые цвета, жёлтый и чёрный - шкалу оливковых, зеленоватых цветовых тонов, а чёрный и красный - множество бордовых.
Кроме того, диагонали квадрата образуют 2 шкалы цветовых оттенков - ярко-оранжевую (насыщенную) и серую от белого до чёрного (ненасыщенную).
Таким образом, при помощи смешивания 2-3 оттенков можно получить как более так и менее насыщенные тёплые цвета (добавлением к жёлтому и красному разных серых), одновременно подбирая их по цветовому тону друг к другу (в диапазоне: красный - жёлтый - зелёный), а также сразу работать со светлотой цвета (затемнить или высветлить нужный оттенок). При помощи подобной ограниченной палитры даже начинающему живописцу будет легко намешать огромное количество красных (от рубинового до рыже-красного, от цвета пыльной розы до алого) и коричнево-бежевых оттенков, а также благородных оливково-зелёных и золотисто-серых. Все цвета и оттенки в этой цветовой схеме максимально гармоничны по всем трём характеристикам и подходят как для написания учебных работ, так и для реализации творческих идей.
Подобная ограниченная палитра идеальна для рисования портретов и натюрмортов, живописи человеческого тела, хороша для создания композиций с фигурами людей. Примеры из истории искусств тому подтверждение.
Именно эту комбинацию оттенков цвета мы с учениками применяем во время обучения рисованию на нашем курсе “Рисование с нуля”, когда рисуем натюрморт в цвете - это переходное упражнение между гризайлью (одноцветной живописью) и полной палитрой цветов.
2) Ограниченная палитра с использованием контрастных цветов. Цветовой квадрат художников Нового времени.
Оранжевая
Кадмий синий светлый
Белила цинковые
Чёрная
Начиная с XVII века развивается производство красок, появляются новые цветовые пигменты, исследуются законы цвета и света, разумеется художники применяют всё это в своих произведениях. Один из примеров обновлённого взгляда на ограничение по цвету в живописи - использование дополнительных цветов в ограничении живописной палитры. Теперь в цветовом квадрате вместо родственных тёплых оттенков присутствуют противоположные цвета спектра - синий и оранжевый. В меру разные по светлоте и максимально насыщенные кобальт синий светлый и оранжевый, образуют цветовую диагональ квадрата, в противовес бесцветной (чёрный и белый).
Музей Кимбелл, Форт Уорт, Техас
Смеси цветов по сторонам квадрата также дают красивые насыщенные оттенки с изменением светлоты цвета - чёрный+синий - тёмные синие, синий+белый - светлые синие, оранжевый+белый - оттенки персикового, оранжевый+чёрный - тёмные рыжие.
Смеси оттенков серого и в разной пропорции взятых оранжевого и синего создают целую гамму холодных и тёплый, более и менее насыщенных золотистых, охристых, мутно-голубоватых, серо-синих и просто цветных серых цветов и оттенков. А они легко применимы для практически любой задачи - от этюда интерьера до пейзажа в разных состояниях, от классического портрета до современной сюжетной композиции. Смотрим картины мастеров прошлого и сопоставляем их цвета с цветовой схемой выше. Как видите, возможности такой ограниченной палитры достаточно широки, а способы применения весьма разнообразны.
3) Тёплая ограниченная палитра.
Умбра ленинградская натуральная
Английская красная
Белила цинковые
Чёрная
Для тех, кто любит рисовать маслом и кое-что понимает в способах и приёмах нанесения краски на холст, а именно, любителям сочетать прозрачные лессировки с плотным, укрывистым письмом, понравится палитра тёплых земляных красок. Помимо чёрного и белого в неё входят английская красная и умбра ленинградская натуральная (как альтернатива - капут-мортуум и охра светлая).
Лессировочная умбра ленинградская создаёт множество тёплых зеленоватых цветовых нюансов, а укрывистая английская красная с дополнительным разбелом - гармонию коралловых, нежно-розовых и омаровых цветов. Таким образом, можно одновременно создавать приятный и неназойливый цветовой, тональный и светлотный контраст в одной работе. Смесью этих цветов с чёрным и белым легко получить нюдовые оттенки и сложные хроматические серые, а используя разные способы нанесения и фактуры - добавить фактурный контраст.
Интересно выглядит современная живопись, выполненная в подобной гармонии ограничения по цвету, которая одновременно демонстрирует лессировочные прозрачные участки, традиционную живопись кистями и работу мастихином.
Такой рецепт гармонического использование минимума цветов в живописи не нов, но, на мой взгляд, очень свеж и удобен.
Ограничивать свою палитру для создания наиболее гармоничного по цвету изображения художнику приходится постоянно. Какая бы задача ни стояла, насколько многокрасочным и “цветным” ни был исходный сюжет, в живописи участвует только часть красок из основного набора. Цветовая палитра художника смещается в сторону синего, тёплого, серебристого и т.д. колорита, выявляя 1-2 основных цвета, 2-3 оттенка, дополняющих основные и пара нейтральных (охра, серые). Оттенки не вошедшие в “основной состав” не используются, они пригодятся для других случаев.
Насколько качественно художник умеет отбирать оптимальное количество и качество цветовых пигментов для работы над картиной, настолько легко и свободно ему будет рисовать красками.
Ограничить цветовую палитру для достижения колористического единства можно по принципу доминирующего цвета и родственных ему оттенков (например, ультрамарин + бирюзовый, изумрудный, серо-голубой и т.д.) или на основе 2 контрастных цветов, а также оттенков близких к ним (например, жёлтый и фиолетовый = лиловые, лимонные, охристые цвета). Но это уже принципы гармонизации цветов в живописи, отличающиеся от принципов построения ограниченной палитры. А это совсем другая история, о которой поговорим отдельно в одной из следующих статей.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)