Палитра для живописи маслом отличается от палитры для акварели или гуаши, причём значительно. Благодаря специфичности технологии живописи в том и другом случае необходимы разные качества и технические особенности. То есть, палитра выбирается под каждый тип красок своя, в соответствии с определёнными критериями.
Кроме того, каждый художник выбирает палитру под себя, по размеру, форме, тяжести и материалу изготовления. Особенности живописной техники и, например, способы рисования маслом, тоже диктуют свои условия относительно качества палитры для живописи.
Рассмотрим основные критерии выбора палитры для рисования маслом и определим, какую палитру купить и как подготовить палитру к занятиям живописью. Также немного поговорим о культуре палитры художника и о том, как использовать палитру для живописи маслом и как её хранить.
Размер палитры.
Желательно выбирать небольшую палитру для первых уроков рисования маслом - размера 20х30 вполне достаточно. Дело в том, что палитры для живописи масляными красками выбираются в соответствии с размером холста. То есть, палитры бывают маленькие, средние и большие. Сразу скажу, что большие палитры - это плоскости размером от 50 см по большей стороне и нужны они для работы на холсте размером от 1 метра. Для небольших этюдов и живописных упражнений до размера 50х60 см включительно, подойдут маленькие палитры. Во всех остальных случаях, можно использовать палитру среднего размера.
Это, во-первых, дисциплинирует художника в использовании рабочего места, во-вторых, продиктовано размером используемых кистей и диапазоном размеров мазков. В-третьих, оптимальную по размеру палитру удобно держать в руке во время сеанса и писать маслом будет легко и технически удобно (рука с палитрой не устаёт, в замесах цвета легко ориентироваться, проба мазка на палитре соответствует мазку на холсте по размеру, качеству цвета, фактуре и т.д.).
Если вы собираетесь осваивать масляную живопись основательно, то стоит приобрести несколько палитр разного размера для разнообразных задач. Также имеет смысл разделить палитры по назначению - для рисования на природе (пленэр), для живописи маслом в студии, а также выделить отдельные палитры для рисования пейзажей и для живописи человеческого тела и портретов. Они будут отличаться не только по размеру, но и по весу и по оставшимся после промывания цветовым вкраплениям в поверхность - по ним можно ориентироваться в следующих работах.
Форма палитры.
Существует 3 классических формы палитры для художников - овал, квадрат и квадрат со скруглёнными углами. При обучении живописи форма палитры особого значения не имеет, а вот художники-профессионалы, приноровившись к какому-то одному типу палитры, отдают предпочтение излюбленной форме.
Для работы с моделью в студии, художнику удобнее использовать овальную палитру - она не ограничивает движения во время сеанса живописи, достаточно удобна технически (краски из тюбиков выдавливаются по периметру палитры, а в середине остаётся довольно много места для смесей) и лёгкая.
Для того, чтобы рисовать маслом на пленэре, удобнее использовать квадратную палитру - она легко входит в этюдник и закрепляется в нём так, что фиксирует тюбики с краской и они не мешают при переноске. Кроме того, квадратную палитру удобно чистить в походных условиях, также она может послужить прочной перекрывающей основой для только что написанного этюда, если её закрепить надлежащим образом над красочным слоем (смотри статью: https://jotto8.ru/blog/plener-maslom-kak-donesti-napisannuju-kartinu-do-doma-v-tselosti ).
Палитра в виде прямоугольника со скруглёнными углами универсальна, на ней удобнее всего учиться рисовать маслом. Она компактна и комфортна как для работы в мастерской, так и на природе.
Обязательное условие для всех типов палитр - наличие вырезки для руки и отверстия для большого пальца. Обязательно проверьте в художественном салоне, удобно ли вам держать выбранную палитру при классическом захвате. Убедитесь, что скос края соответствует наклону руки (особенно важно для левшей), а края отверстия для большого пальца и выемки под руку округлые и не будут натирать или резать кожу.
Материал для палитры.
Классическая деревянная палитра - самый лучший вариант. Ни в коем случае не стоит использовать для живописи маслом пластиковую палитру для акварели. Во-первых, для рисования маслом нужна гладкая поверхность, без ячеек и углублений. Во-вторых, пластик пористый, даже если палитра не деформируется под воздействием сильного растворителя при промывании в конце сеанса (что вполне допустимо), то частицы краски проникнут в поры пластика и будут мешать последующим замесам.
Деревянные палитры изготавливают из твёрдых пород дерева (орех, клён, груша). В большинстве своём, это многослойная склейка (фанера), но палитра из цельной древесины удобнее и легче.
В некоторых случаях в качестве палитры используют лист металла или стекло, окрашенное с тыльной стороны в белый цвет. Это не самые лучшие варианты - такие палитры невозможно держать в руке во время занятий живописью, замесы на них выполняются в иной рабочей плоскости по отношению к картинной плоскости (палитра лежит горизонтально, а холст закреплён вертикально на мольберте), а значит по степени освещения они будут сильно отличатся друг от друга (один и тот же замес краски в разных рабочих плоскостях выглядит по-разному), что усложняет процесс подбора оттенков в масле. Кроме того, палитры из стекла хрупки, а из металла - имеют плохую связку с красочным слоем. Их сложнее чистить и переносить с места на место, также они тяжелы.
Профессиональная палитра.
Особенно дотошные живописцы изготавливают палитру под себя самостоятельно. Это нужно максимального удобства в работе и особой технической эстетичности процесса живописи. В этом случае учитываются индивидуальные размеры длины и ширины предплечья, расстояние между большим пальцем и второй фалангой указательного пальца, комфортный вес и т.д. Так называемая палитра Веронезе не только обогащена врезкой для плеча, но и специальным утяжелителем в одном из краёв палитры для оптимального распределения веса, что особенно важно при длительных занятиях живописью. Выглядит она вот так: https://www.facebook.com/svyatoslavbrakhnovacademy/photos/pcb.817704505258529/817703921925254/?type=3&theater .
Но это уже изыски, которые не должны волновать начинающего живописца.
Уход за палитрой для масляных красок.
Новую палитру нельзя использовать сразу - дерево будет сильно впитывать масло, разбавитель и частично пигменты, поэтому смешивать цвета на такой “тянущей” будет неудобно. Деревянную палитру следует подготовить к занятиям живописью - пропитать поверхность веществом, не пропускающим краску. Есть три способа обработки новой палитры:
+ натирание пчелиным воском;
+ покрытие нитра лаком (на 2 слоя);
+ пропитка маслом для живописи или олифой.
После обработки палитра высушивается до тех пор, пока поверхность не станет сухой.
В конце сеанса, когда живопись окончена, с палитры следует счистить все оставшиеся краски и протереть палитру сухой тряпочкой. В этом случае тонкий красочный слой частично распределится по поверхности палитры и придаст ей равномерный серый цвет, что очень хорошо для последующих сеансов живописи (намешивать оттенки цвета на серой палитре лучше и точнее, чем на белой или коричневой - это помогает избежать сильного тонального контраста и позволяет объективно оценить степень тепло-холодности цветов и оттенков). До следующего живописного сеанса палитра высохнет естественным образом и масляная живопись может продолжиться.
Мыть палитру можно (если вы пишете много и она не успевает высохнуть после предыдущего сеанса или если нужно кардинально сменить цветовые отношения) растворителями (скипидар, уайт-спирит). После мытья палитру насухо вытирают хлопчато-бумажной тряпочкой и высушивают. Сушить палитру у источника тепла (батарея, обогреватель и т.д.) не рекомендуется - дерево может рассохнуться, деформироваться, скалываться.
Чтобы убрать с палитры засохшую краску, её следует немного подогреть феном и счистить острым шпателем или мастихином. Размачивать палитру с краской в разбавителе не рекомендуется, чтобы не испортить саму деревянную основу. Также не стоит соскабливать остатки сухой краски ножом - можно деформировать деревянную поверхность.
Засохшую старую краску с палитры удалить можно, для этого потребуется наждачная бумага и электродрель. Будьте аккуратны, не заденьте саму деревянную поверхность. Если всё же старые краски удалось удалить с палитры вместе с верхним защитным слоем, то следует очистить поверхность палитры от сухого мусора, пыли и частиц краски. А затем придётся снова обработать поверхность палитры пропиткой, как было сказано выше. Срезы старых масляных красок или те места, с которых они были удалены на палитре также обрабатываются пропиткой, иначе палитра будет “тянуть” масло и краски и рисовать маслом будет сложно.
Культура палитры.
Обращение с палитрой и правильная её организация и использование очень важно для художника. К этому стоит отнестись внимательно и сразу приучить себя правильно распределять краски на палитре и организовывать сам рабочий процесс живописца. Выработанные строгой дисциплиной условия и нормы облегчат процесс рисования и сделают масляную живопись приятным благодатным процессом.
Держать палитру нужно в нерабочей руке хватом снизу (чтобы она не соскальзывала, в ней вырезаны отверстие под большой палец и углубление для остальных пальцев ладони). Маслёнка прикрепляется к палитре специальным зажимом - она не должна “ездить” и скатываться. Держать палитру в руке удобно, к этому просто нужно привыкнуть. Особенно это важно при рисовании стоя за мольбертом, когда художник постоянно отходит от картины на небольшое расстояние для уточнения и общего анализа.
Пробы краски делаются у края палитры так, чтобы приложив палитру к холсту можно было понять, нужный ли цвет получился в замесе. Для этого также удобнее держать палитру в руке постоянно, всё занятие живописью. Краски смешиваются посередине плоскости палитры в любом удобном месте - проба цвета выносится на край (мазок краски кладётся в самый край), чтоб приложив цвет к цвету можно было почувствовать разницу и внести изменения цвета по мере надобности.
Краски на палитре распределяются вдоль её верхнего края последовательно - от светлой к тёмной. Есть разные версии организации красок на палитре:
1) краски выкладываются на палитру слева направо (от белого, через светлые тёплые, коричневые, зелёные, холодные к чёрному);
2) краски выдавливаются на палитру справа налево в той же последовательности;
3) по верхнему краю палитры распределяются тёплые оттенки красок от светлого к тёмному (белила, лимонный, жёлтый оранжевый и т.д.), по правой боковой стороне - холодные оттенки от светлого к тёмному.
Выбор за вами. Старайтесь сразу приучить себя к какой-либо стандартной организации красок на палитре, это помогает легко ориентироваться в замесах и находить нужные сочетания цветов и оттенков максимально быстро. Выдавливать краску из тюбика прямо на середину палитры не рекомендуется, так как места для смешения оттенков будет мало, а использовать 2 палитры одновременно не удобно.
Правильная и хорошо организованная палитра - первый помощник начинающего живописца. Именно с таких основ начинается обучение масляной живописи, в том числе и в нашей художественной школе. Поэтому на вопрос, с чего начать рисовать маслом?, я обычно отвечаю с качественных красок, правильно подобранных кистей и верной палитры. Рисовать маслом с нуля научиться можно, но для этого стоит провести серьёзную подготовительную работу, по выбору и организации палитры, например. Ведь качественные материалы и инструменты - это уже полдела.
Пусть ваши картины маслом радуют глаз, а процесс живописания будет лёгким и радостным!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)