Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

КОНТРАСТ.

Контраст - это художественный приём в изобразительном искусстве, основывающийся на противопоставлении, разнице, противоположности отдельных частей и характеристик изображения для усиления выразительности произведения в целом. Контрасты в изобразительном искусстве задаются по величине (размеру), цвету, движению, фактуре, силуэту, характеру и т.д.

  Законы зрительского восприятия, которые помогают художникам создавать произведения искусства, основываются на принципе контраста и обусловлены психологией восприятия изображения человеком. Например, тёмное рядом со светлым выглядит ещё темнее, яркое рядом с бледным, ещё ярче, маленькое рядом с крупным, ещё меньше и т.д..
  Явление контраста помогает в построении разных цветовых систем, сомасштабности частей и пропорций.

Виды контрастов: одновременный и последовательный.


  I. Одновременный контраст - выявляет разницу цвета, светлоты, форм, масс и т.д. элементов изображения в пространстве единовременно.
  Одновременный контраст бывает:
1) светлотный контраст (разница только по светлоте);
2) цветовой контраст (разница по цветовому тону, светлоте и насыщенности);

3) краевой контраст (явление, возникающее на границе двух областей, при этом на самой границе разница характеристик усиливается);

4) фоновый контраст (различие предмета и фона).

  Существует 7 типов цветовых контрастов.
  1. Контраст по цвету - разница цветов спектра в их предельной насыщенности. Такой контраст создаёт ощущение пестроты, решительности, силы. Наиболее сильно он проявляется в контрасте 3 основных цветов или 3 цветов, равноудалённых друг от друга в цветовом круге.
  2. Контраст светлого и тёмного - разница в светлоте ахроматических цветов (чёрный, белый и оттенки серого), а также в светлоте и темноте чистых цветов друг по отношению к другу. Картина, основанная на контрасте светлых и тёмных цветов, обычно выдерживается в 2-3 (реже - 4) основных красках, причём глубина в картине задаётся согласованными по тону структурами различной общей тональности в каждом из планов.

  3. Контраст холодного и тёплого - разница в температуре цвета и его оттенков, основанная на визуальном отличии. Разница в холодных и тёплых цветах хорошо представляется на полярных характеристиках: теневой-солнечный, прозрачный-непрозрачный; успокаивающий-возбуждающий; жидкий-густой; воздушный-земной; далёкий-близкий; лёгкий-тяжёлый; влажный-сухой, т.е. включает в себя часть несобственных свойств цвета.
  4. Контраст дополнительных цветов - разница в оттенках чистого цвета, находящихся друг напротив друга в цветовом круге (зелёный - красный, жёлтый - фиолетовый, синий - оранжевый и др.). В живописи, основывающейся на контрасте дополнительных цветов, также используют и их смеси в разной пропорции (серые оттенки) для тонального выравнивания общего колористического решения.

  5. Симультанный контраст - явление, при котором при восприятии одного цвета, человеческий глаз требует одновременного появления его дополнительного цвета, а если таковой отсутствует, то глаз человека находит его в соседних нейтральных цветах (порождает его сам). Так жёлтый элемент на сером фоне воспринимается жёлтым в окружении малонасыщенного фиолетового, а серый квадрат на красном фоне выглядит зеленоватым.
  6. Контраст по насыщенности - разница в насыщенности оттенков цвета. Чистый цвет может становиться менее насыщенным разными способами:
* спектральный цвет смешивается с белым;

* спектральный цвет смешивается с чёрным;

* спектральный цвет смешивается с серым;
* спектральный цвет смешивается с дополнительным ему (противоположным по цветовому кругу) спектральным цветом.
Серые оттенки кажутся разнообразными, благодаря соседству с чистыми цветами.

  7. Контраст по площади цветовых пятен - разница в соотношении между цветовыми пятнами. Размер цветового пятна имеет значение. Сила воздействия цвета складывается из 2 характеристик: размера цветового пятна и светлоты цвета, поэтому удобнее их сравнивать на нейтральном сером фоне.
Наиболее гармоничное для восприятия человеком пропорциональное соответствие контрастных цветов:
жёлтый : фиолетовый = ¼ : ¾;

оранжевый : синий = ⅓ : ⅔;

красный : зелёный = ½ : ½.

II. Последовательный контраст (временной) - изменяет восприятие одного цвета под воздействием другого; представляет собой остаточное, последовательное изображение - оптическую иллюзию, видимую после того, когда исчезает первоначальное, реальное изображение противоположного по цветовому кругу оттенка.


Правила последовательного контраста:
* в последовательном образе каждый цветовой тон проявляется как субтрактивно-дополнительный (воспринимаемый контрастно);

* светлота последовательного образа обратно пропорциональна светлоте, наблюдаемой картины (светлый постэффект от тёмного образа и наоборот);

* последовательный образ всегда менее насыщен:

* попадая под монохромный фон, последовательный образ смешивается с фоном.

Явление иррадиации - оптический эффект, принцип зрительного восприятия человеком фигур на контрастном фоне таким образом, что фигура кажется иного размера, чем она есть на самом деле. Например, одинаковые по размеры чёрный квадрат на белом фоне и белый квадрат на чёрном будут выглядеть разномасштабными: белое на чёрном выглядит крупнее, чёрное на белом - меньше.

  В особых случаях в искусстве принцип контраста используют в интерпретации сюжета для раскрытия художественного образа: изображения добра и зла, любви земной и небесной, чистоты и порочности и т.д..

Использовалась литература:

1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, под общ. ред. А.А. Беляева. 1989.

3. И. Иттен “Искусство цвета”.- М.: Д.Аронов. 2004.

4. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
5. Б.М. Теплов “Зрительные ощущения и восприятия”. - М.-Л.. 1935.

6. Р. Вудвортс “Экспериментальная психология”. - М.. 1950.
7. Л.В. Орленко “Терминологичекий словарь одежды”. 1996.

8.”Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. - М.: Гелла-принт. Стефанов С.И. 2004.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин