Живопись:
1) Живопись - один из видов изобразительного искусства, представляет собой процесс нанесения красок на плотную, твёрдую основу (холст, дерево, металл, картон или бумагу);
2) Живопись - академическая дисциплина при обучении художников и дизайнеров;
3) Живопись - период художественно-изобразительной деятельности одного автора или эпохи (живопись Барокко, живопись Караваджо и др.);
4) Живопись - произведение художника-живописца, выполненное красками - картина, этюд, эскиз (в смысле - итог живописного процесса); художественное произведение, выполненное вручную, с применением художественно-выразительных живописных средств в цвете.
1). Сам термин живопись - составлен из 2 слов “живо, жизнь” и “пишу”, т. е. отображает фиксацию жизни художником на картине.
Основные художественные средства живописи: цвет, светотень, характер мазка, фактуры и текстуры, композиция. Всё это даёт более разнообразные, по сравнению с графикой, художественные возможности. При помощи них живопись может передавать в плоскости листа или картины всё многообразие видимого окружающего мира не только схематически условно, но и иллюзорно правдиво, реалистично до фотографической точности. В отличие от фотоискусства, живопись способна передавать не только внешние характеристики объектов и предметов: богатство красок и оттенков, объём и форму предметов, их материальность, глубину пространства и характер освещения, но и эмоционально-чувственное отношение художника (и зрителя) к изображаемому. Благодаря воплощению в красках статичности и динамичности движений героев, изображению одухотворённости или страстности персонажей, сюжетной линии и тонкости эмоциональных переживаний, живопись не только изображает реальную картину мира, но и несёт просветительскую функцию, раскрывает суть исторических событий и процессов, выражает социальную и политическую позицию художника, словом, приобретает черты средства отображения и интерпретации авторской идеи и реальной действительности.
Живопись подразделяется на виды и жанры.
Виды живописи
* Монументальная - крупноформатная живопись, применяется для украшения интерьеров и экстерьеров архитектурных сооружений (роспись стен, потолков);
* декоративная - живопись, украшающая элементы интерьера (ларцы, шкафы, столы и т.д.) и части стен и потолков (панно, венки, гирлянды, узоры, имитирующие скульптурную лепнину);
* театрально-декорационная - элементы декораций к спектаклям, грим, бутафория;
* миниатюра - живопись малого формата, применяемая в качестве иллюстрации к книгам в Средние века; в первой половине XIX века в России - искусство камерного портрета;
* станковая - живопись, выполненная на мольберте (станке художника); это самостоятельное художественное произведение - картина;
* иконопись - культовая, религиозная живопись;
В зависимости от материала живопись бывает.
+ Масляная - в основе живописи краска, основной связующий компонент которой, масло (живопись масляными красками). Применяется для создания станковых произведений (картин) и монументальных росписей, а также при обучении живописи.
+ Темперная - выполняется краской, созданной на основе яичного желтка (яичная темпера) или клея (казеиновая темпера). Эта живопись широко применима в виде станковых и монументальных произведений в иконописи.
+ Акриловая - современная, часто декоративный или декоративно-живописный материал и способ рисования краской. Акриловая живопись выполняется художественными красками на основе химического состава, соединяющего цветные пигменты (полиакрилаты). Это самый молодой вид живописи.
+ Восковая - энкаустика, живопись красками, в которой связующим веществом является отбеленный воск. Это самый древний вид живописи, известный со времён Древнего Египта.
+ Фреска - живопись по сырой штукатурке.
+ Сэкко - живопись по сухой штукатурке.
+ Акварельная - в такой технике используются жидко разведённые водой пигменты со связующим веществом в виде мёда и гуммиарабика.
+ Гуашевая - на основе гуашевых красок; матовая живопись красками на основе гуммиарабика и другого клея.
Менее распространены клеевая живопись, эмали, живопись керамическими и силикатными красками. В особых случаях к живописи относят отдельные виды ДПИ: витраж, мозаику.
Жанры живописи:
* исторический;
* бытовой;
* батальный;
* портрет;
* пейзаж;
* натюрморт и другие.
Основное выразительное средство живописи - цвет. Его изменения и оттенки в картине задают эмоциональный тон произведения. Цвета картины объединяются в колорит.
Светотень вместе с линией в живописи выявляет объёмы объектов, плавные переходы цвета, рефлексы и отражения, степень и качество освещения объектов и их положение в свето-воздушной среде.
Особую роль в живописи играет фактура мазка художника - она задаёт экспрессию, движение, колористическое богатство, фактуру предмета и даже ощущение влажности и движения воздушных потоков. Характер мазка меняется в зависимости от задачи художника и отношения его к изображаемому (мелкий, подвижный мазок, динамичный, гладкий, раздельный, кроющий пастозный, широкий и т.д.).
По методу исполнения живопись бывает:
* линейно-плоскостная (декоративная) - яркие плоскостные пятна создают мозаику конфигураций. Линия применяется как дополнительное средство изображения (подчёркивание, обводка), так и как граница пятен. Такая живопись строится с применением локального цвета без полутонов и акцентов;
* светотеневая (иллюзорно-трёхмерная) - классическая живопись с применением всех возможных разновидностей цвета и его характеристик, с изображением формы и объёма объектов, пространства в картине посредством светотени, рефлексов, валёров, воздушной и линейной перспективы. Такая живопись передаёт на картине реальный мир таким, каким его воспринимает человеческий глаз.
Ведение живописной работы происходит двумя способами:
1) алла прима - сразу, за 1 сеанс;
2) многослойная последовательная живопись (обычно масляная и темперная) - многосеансная; в создании такого произведения выделяют следующие основные этапы:
* подготовительный рисунок;
* подмалёвок;
* основная прописка;
* уточнение формы;
* уточнение пространства;
* детализация;
* обобщение.
После выполнения каждого этапа работы над картиной, живописное полотно тщательно просушивают.
Живописную работу выполняют на специально подготовленной (загрунтованной), в зависимости от технологии живописного материала, поверхности: холсте, картоне, деревянной панели. Красочный слой нередко фиксируют специальным закрепителем (лаком для акрила, покрывным лаком для масляной живописи). Основа под живопись нередко влияет на фактуру и колорит произведения.
Механическая фотореалистичная живопись, показывающая только видимые, физические свойства предметов и объектов без передачи эмоций, чувств, отношения художника к увиденному и изображённому, именно поэтому выглядит мёртвой, бездушной и в кругах профессиональных художников считается менее значимой по сравнению с художественной и образно-выразительной живописью. Поэтому в обучении живописи выделяют 2 основных цели:
1) передать зрительское впечатление от увиденного в жизни максимально точно и реалистично в картине (изобразить трёхмерное в двухмерном);
2) передать художественную идею и настроение живописными средствами.
Вторая цель у художников считается более важной и труднодостижимой.
Отдельно можно обратить внимание на пленэрную живопись - рисование красками на свежем воздухе. Особенно этот способ живописи хорош при обучении рисованию, т.к. приучает схватывать цветовые и тональные отношения в натуре сразу, передавать в этюдах тонкие и переходные состояния природы.
Академическая живопись - учебная работа красками с целью выполнения какой-либо учебной задачи. Характеризуется рядом специфических особенностей (например, отсутствием ярко выраженной индивидуальной манеры художника и грубой высокой фактуры) и визуальной реалистичностью.
Качество живописи определяется также тщательностью и точностью цветовых замесов и их точным положением в картине друг относительно друга (краска выглядит не краской, а упорядоченными цветовыми оттенками, которые характерны для предметов и объектов в разных их частях и степени затемнённости и пространственной глубины). Для этого художники делают замесы для картины на палитре методом подбора оттенков.
Выделяют 2 живописные системы:
+ локальная живопись (с использованием локального цвета и его высветления и затемнения) - художники-представители: Дюрер, Гольбейн, Петров-Водкин);
+ живопись сложным цветом (полноцветная, с цветными тенями, полутенями и рефлексами) - художники-представители: Веласкес, Рембрандт, Серов, Кончаловский.
Как исключение из этого правила существует живопись переходных форм (например, у Леонардо да Винчи) и живопись сверхсложным цветом (импрессионизм).
История живописи смотрите термин “история живописи”.
Использовалась литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;
2. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.
3. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
4. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.
5. Большой энциклопедический словарь;
6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003.
7. Большая советская энциклопедия;
8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
9. Киплик Д.И. Техника живописи. - М.; - Л.. 1950.
10. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. - М.. 1970.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)