“А можно растереть рисунок бумажкой?” - спрашивает меня ученица, - “так ведь красивее, нет грубых штрихов, всё ровно, гладенько?” Вообще, спор между академистами и самоучками на тему: использовать штриховку или тушёвку в рисунке, не утихает, наверное, уже лет 20. Да и нет однозначного ответа, что хорошо, а что плохо. Хорошо то, что находится в контексте.
Например, учебный академический рисунок, в первую очередь, выполняет конкретную задачу и демонстрирует выучку, профессионализм рисовальщика. Ключевое слово тут УЧЕБНЫЙ, а значит, будет оценён, в том числе и в соответствии с владением техникой рисунка и за соблюдение норм и правил учебного рисования в данной школе. Любая самодеятельность тут не к месту. Это как если бы на симфоническом концерте исполнили соло на балалайке. В учебном классическом рисунке штриховка обязательна, а в творческих самостоятельных рисунках возможно всё: хотите - тушуйте, хотите - штрихуйте, хотите - растирайте бумажкой, хоть рисуйте стоя на голове, - главное получить удовольствие от процесса и результата.
Кстати, экзамен в художественный ВУЗ или колледж и даже в художественную школу тоже классический рисунок. Поэтому основы рисования простым карандашом, саму технику карандашного рисунка, а значит, и владение штриховкой, вам придётся в полной мере продемонстрировать в своей работе. Будьте к этому готовы.
Всё, что не запрещается - разрешено. Поэтому, в свободном творчестве ваши изыскания никто не ограничивает - рисуйте так, как вам нравится - хотите в штриховой традиционной манере; хотите, в современной, тушёвочной; а хотите, совместите оба эти подхода. Современные художники часто так и поступают и результаты их труда вполне симпатичны.
Но, безусловно, есть серьёзная разница в этих двух полярных подходах к рисованию простым карандашом, а значит есть нюансы, которые стоит учитывать прежде, чем начать рисовать. Поясню разницу в таблице.
1) Набор тона
Штриховка
При помощи наложения штрихов сеточкой, каждый слой штриховки - новый тон. Удобно считать и ориентироваться в полутонах при рисовании сложных форм: портретов, натюрмортов. Недоборов или переборов тона по светлоте легко избежать.
Тушёвка
При помощи уплотнения тона (начинающие не всегда видят качественную разницу в тоне) можно сделать её очень большой или слишком маленькой, тогда изображение будет или плосковатым, или излишне “пятнистым” (например, тени на лице).
2) Набор светлых оттенков, отличающихся друг от друга.
Штриховка
Штриховка, за счёт просветов между штрихами, визуально облегчает, высветляет пятно рисунка. Можно использовать разницу в густоте штрихов, нажиме на карандаш и разную мягкость грифеля, для передачи оттенков тона. За счёт этого, шкала светлых тонов в рисунке увеличивается, резкие светлые оттенки штриховать достаточно легко.
Тушёвка
Тушёвка ложится не ровно, на поверхность бумаги в зоне пятна одной тональности могут появиться ненужные вибрации тона (случайные тёмные пятна) - они служат диапазоном светлых оттенков и получить разные светлые тона в одном рисунке становится очень сложно.
3) Густые чёрные (прозрачность тёмных теней).
Штриховка
За счёт многократного наложения штрихов с просветом друг на друга, даже самые глухие тёмные оттенки выглядят не угольно-чёрными дырами, а прозрачными тенями. Насколько плотно и темно нужно заштриховать бумагу графитом, каждый художник решает сам.
Тушёвка
Тени выглядят засаленными чёрными пятнами. Облегчить их можно только клячкой, формопластом или мякишем чёрного хлеба, но управляться всем этим тоже нужно сначала научиться. Для начинающего художника такое сопротивление материала не желательно.
4) Чёткость прорисовки формы.
Штриховка
Штрихи удобно направлять по форме или против неё, штриховать плоско или объёмно, комбинировать и использовать разницу в направлении штрихов - это помогает отделить предметы от фона, усилить объём в рисунке, смоделировать пространство между элементами рисунка в глубину и подчеркнуть форму предметов.
Тушёвка
Тушёвка “замыливает” форму, делает её менее читаемой, нивелирует её. Рисунок выглядит симпатично, но задачи, которые художник решает в нём, почти невозможно выполнить. Только опытный, натренированный глаз художника и твёрдая рука способны передавать множество полутонов и расставлять акценты тона при помощи тушёвки. Начинающим художникам совладать с ней будет сложно.
5) Резкости и затёртости краёв, списывания в рисунке.
Штриховка
В рисунке в штриховой манере можно добиться всех 3 специфических профессиональных тонкостей - подчеркнуть главное, списать ненужное, перевести внимание зрителя с одного на другое легко. Добавить резкости и яркости (а соответственно и темноты) при помощи штриховки легко, обобщить и сблизить отдельные участки рисунка по тону, просто плоско их штрихуя - тоже.
Тушёвка
При рисовании в манере тушёвки приходится постоянно следить не только за ровностью тона, но и “списыванием” предметов у краёв. Не всё должно выглядеть резко, как будто вырезанным из фона. Малейшая небрежность или неравномерность тона в таком рисунке может исказить изображение.
6) Излишняя грубость фактуры.
Штриховка
Штриховка, особенно при рисовании портрета или тела человека, мешает передавать материальность: нежность кожи, лёгкие полутона в лице, плавные переходы из тона в тон нарисовать штриховкой практически невозможно.
Тушёвка
Тушёвка позволяет передавать нежнейшие градации светлоты и градиенты легко и близко к натуре, практически фотографично, имитируя текстуры, фактуры и мягкие полутона.
7) Управление нажимом и диапазоном просветов между штрихами.
Штриховка
Если набрать тон в штриховой манере излишне небрежно и грубо, как обычно это делают начинающие художники, сложно добиться цельности рисунка и материальности. Рисунок излишне фактурен, не объёмен, не реалистичен - штриховка назойлива и груба.
Тушёвка
При рисовании притиркой или тушёвкой, излишнюю фактуру получить достаточно сложно (разве что неровный тон, о котором говорили в пункте 2 в столбце о тушёвке).
8) Время рисования (длительность).
Штриховка
Штрихами набирать тон в рисунке достаточно долго. Накладывая слой за слоем штриховку по форме или против неё, художник проходит карандашом несколько раз по одному месту для того, чтобы, например затемнить тени или объединить отдельные куски рисунка. Требуется несколько часов времени и, как правило, не один сеанс (урок) рисования.
Тушёвка
Тушёвкой рисовать тёмные места в рисунке быстрее, а иногда это имеет значение, особенно если рисуется быстрый скетч, без претензий на качество и художественную ценность.
9) Удобство начала рисования.
Штриховка
Начинать прокладывать тени в рисунке штрихами не очень удобно - фактура штрихов отвлекает от разницы пятен по тону, задаёт ненужную “полосатость” уже в самом начале работы над рисунком. Чем дольше прорисовывается изображение, тем сложнее исправить эту излишнюю фактурность.
Тушёвка
Даже академический рисунок в тоне удобнее начинать от тушёвки всех теней одновременно. Первая нежная, ровная прокладка тона позволяет сориентироваться в тональных отношениях на ранней стадии, определиться с фактурами и направлением штриховки по форме и сразу задаёт цельность в рисунке.
10) Манерность.
Штриховка
Грубая штриховка делает рисунок слишком вычурным, излишне огрублённым, подчёркнуто ученическим.
Тушёвка
Чрезмерное увлечение заглаживаниями и размазываниями убивает в рисунке остроту, эмоцию, силу, делает его слащавым, неприятно искусственным.
11) Сохранность.
Штриховка
Рисунок, выполненный штрихами, сохранится лучше, не перетрётся сильно и не исчезнет полностью через 5-7 лет именно за счёт некоторой жёсткости рисовальной манеры. Его сохранность в разы лучше, чем рисунка тушёвкой.
Тушёвка
Из-за нежности и деликатности моделировки рисунок в такой манере сильно подвержен деформации изображения при хранении. Если хочется сохранить его в первозданности, лучше сразу оформить рисунок под стекло или заламинировать.
У каждой манеры рисовать есть свои плюсы и минусы. Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, есть смысл совмещать в рисунках тушёвку и штриховку в разумной гармонии. Именно в их единстве и будет та золотая середина, которая придаёт шарм и техничность карандашным рисункам профессионалов. Округлость, гладкость щёк, влажный блеск глаз и бархатистость губ в сочетании с фактурой волос, с резким взмахом штрихов-ресниц и тонкими фактурными волосками бровей - вот идеальное сочетание штриха и тушёвки. Вот оно, мастерство рисовальщика, в умении управлять всеми возможностями простого карандаша в полной мере!
К слову сказать, карандашные фактуры не такие уж и бедные, по сравнению с красочными. А чтобы вы в этом убедились - покажу коллекцию самых разнообразных фактур, нарисованных простым карандашом.
Пользуйтесь, применяйте, комбинируйте их в своих рисунках друг с другом, продумывайте новые возможности и способы рисования карандашом - вот увидите, он не такой простой, как кажется!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)