Осень сейчас в самом разгаре: яркие наряды деревьев, особенный медовый солнечный свет, разноцветный ковёр нарядных листьев под ногами. Красота да и только!
Даже люди, далёкие от искусства и смежных профессий невольно замирают в немом восторге перед этими чудесами природы, фотографируют на телефоны великолепную осеннюю магию, стремясь сохранить воспоминания об изумительном излёте жизни природы в этом году. Никому не нужно объяснять, насколько это прекрасно и удивительно, правда?
Да и вообще, каждый знает с детского сада, что природа всегда красива сама по себе и на картинах художников. И не только на картинах: в стихах и прозе, в фотографиях и рисунках, в музыке, в конце концов. Ведь именно природа - смена времён года, особенности погоды, визуальные образы - так часто вдохновляют создателей на их произведения искусства и культуры.
Но особенность такого восприятия действительности в том, что, как правило, зритель (читатель, слушатель) не отличает сюжет от его трактовки. То есть в подобном обывательском прочтении красивым является сам сюжет, а не его исполнение и форма выражения. Таким образом сюжет красив (деревья, небо, пруд), а подача его, облечение в конкретную форму (сама живопись, музыка, литература с их художественными средствами, авторским почерком, особенностями, стилистикой и так далее) уже не имеет для зрителя значения. А в чём же тогда сила и назначение искусства? Для чего оно нужно? Ведь получается, что женские портреты, изображения животных, цветов, архитектура (культовая, общественно-гражданская, декоративная, мемориальная, то есть кроме жилищного и промышленного строительства) априори прекрасны, а сам способ изображения, повествования - труд художника - не имеет значения.
И, вместе с тем, читая, скажем, Льва Толстого, мы радуемся и страдаем вместе с героями, осмысливаем и взвешиваем их поступки, учимся доброте и любви, а читая школьное сочинение на тему “Как я провёл лето”, мы ничего не испытываем. Значит дело не в сюжете, ну, по крайней мере не только в нём. Мастерство Художника для того и нужно, чтобы мы, зрители, увидели красоту, почувствовали сострадание, научились мыслить на примере, казалось бы, простых и банальных вещей, которые в жизни не очень-то и заметны. Идея, стилизация, авторское прочтение, подача сюжета намного важнее самого по себе сюжета. Художник знает, какие “рычаги” давить, чтобы зритель что-то понял и почувствовал, он этому учился, долго практиковал и исследовал, это его средства выполнения своей работы, своего предназначения.
И дело даже не в том, красивый ли сюжет художнику достался и как он с ним управился, а в чём красота самого изложения и было ли бы это красиво само по себе, без вмешательства художника?
Чтобы было понятно: в изобразительном искусстве (мы всё-таки говорим о нём, о живописи и графике) есть разные произведения с разной смысловой нагрузкой. Сейчас принято изображать только позитивные сюжеты в радужных тонах, чтобы не расстроить зрителя. Это оправдывается тем, что в жизни и так много негатива. Негатив - это некрасиво, не нужно привлекать к нему внимание. Но не кажется ли вам, что в таком положении вещей есть некоторая однобокость? Не выглядит ли такое избегание реалий пребыванием в розовых мечтах, сентиментальностью, бессилием характера? А ведь на таких качествах настоящее, полноценное творческое произведение не построишь. Художник - зеркало мира, а не избегатель сложностей. В подтверждение этих моих мыслей приведу примеры из истории искусств, когда художник изображал безобразное прекрасными средствами и делал это мастерски, превращая ужасное в великолепное, воспитуя зрителя, в то же время, защищая его от излишней жестокости и агрессии, и наоборот, случаи, когда мастер изображал великолепие и красоту, тонко намекая, что не всё спокойно в “датском королевстве”.
Итак:
1) Красота в пугающем.
Например, “Свобода ведущая народ на баррикады ” Э. Делакруа. Великая французская революция - мощное испытание не только для самой Франции, но и событие общемирового значения. Власть толпы, убийства, голод, насилие - ни о какой красоте даже речи быть не может. Но взглянем на картину, пронизанную гражданской патетикой, идеалами борьбы за равноправие, особым духом единства. Как изумительно, великолепно выписаны лица и фигуры, как нарисован каждый жест и взгляд!
И вот, мы уже любуемся на потрясающее произведение мирового искусства эпохи Романтизма.
Абсолютно так же, испытывая состояние наслаждения увиденным, мы смотрим на “Гибель Помпеи” Брюллова, на “Бурлаков на Волге” Репина, на “Снятие с креста” Рубенса и другие шедевры. Такие трагические сюжеты, но какая красота, мощь исполнения!
>>>Чтобы посмотреть вторую часть этой статьи кликните на этот текст<<<
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)