>>>Чтобы посмотреть первую часть этой статьи кликните на этот текст<<<
2) Некрасивость в красоте.
Классический пример - это портрет старика с внуком Доменико Гирландайо. Разве нельзя назвать эту картину прекрасной? Великолепны и сама живопись картины, и её сюжет (посмотрите, сколько любви и нежности заложено в самих персонажах, в их отношениях). А эти чудесные бородавки на носу деда лишают картину излишней слащавости, сентиментальности, дешёвой красивости, придают изображению реализма, естественности и дополнительной темы размышлений о красоте душевной, а не только телесной.
Ту же тему иллюстрируют такие шедевры, как “Корзина с фруктами” Караваджо, где изображены как спелые, свежие фрукты, так и подгнившие, как нежные сочные листья, так и увядшие. Таким образом на контрасте изображаемого можно поразмыслить о быстротечности жизни и влиянии времени.
Или ещё один пример: “Портрет четы Эндрюс” Томаса Гейнсборо. Это свадебный портрет, молодожёны только что узаконили свои отношения и заказали художнику парадное изображение себя на фоне их владений.
И всё прекрасно в картине - и чудесные луга, и скамья в английском парке, и породистая охотничья собака и великолепные атласные костюмы… Но посмотрите на лица жениха и невесты, и вам станут понятны не только их отношения между собой, но и то, кто будет управлять всеми делами впредь и возьмёт на себя роль главы семьи, причём во всех отношениях. Догадались?
3) Безобразное в искусстве.
Отдельная тема - изображение подчёркнуто ужасного: событий, объектов, персонажей. За примером ходить далеко не нужно - “Ужасы войны” Гойи, переданные с высочайшим, артистическим мастерством композиции и великолепием графических средств. Эстетически прекрасные офорты, заставляющие просто-таки любоваться ужасающими сюжетами.
А всем известный “Апофеоз войны” Верещагина?
А “Утро стрелецкой казни” Сурикова?
Вот и получается, что симпатичный сюжет сам по себе не произведение искусства, а красота не только в привычных, эталонных деревьях - цветочках. Красота живописи может быть заключена в самой живописи, в идее, в авторском видении и способности его передать в картине, во владении чувствами и мыслями зрителя, в умении выстроить со зрителем диалог, сделать его сотворцом: намекнуть, но не рассказать, показать не напрямую, а чуть обозначив, подать под нужным углом зрения и понимания.
Ну, и ещё один пример из жизни.
В одном маленьком уральском городке (моя малая родина) есть замечательный Введенский собор, 1767 года постройки. Когда я была маленькой, собор был в удручающем состоянии - стоял заброшенный, заколоченный, со снятыми колоколами и обезображенными стенами. В советское время там был гараж, и склад, а потом он просто стоял заколоченным огромной тёмной махиной на фоне по-мещански серого уральского неба. Но! Пример позднего уральского барокко так просто не спрячешь. Собор оставался великолепно красивым даже в этом виде: Сам величественный силуэт храма, красный кирпич, полуосыпавшийся - полуобшарпанный, останки орнаментальной вязи над окнами, стройная пятерня куполов на длинных шеях-барабанах - всё говорило, даже вопило, об огромной духовной и эстетической силе постройки, завораживало при одном взгляде и просто-таки тянуло подойти поближе, погладить ладонью тёплую от солнца шершавую кирпичную кладку и почувствовать “дыхание” этого спящего поверженного гиганта.
Подростками мы любили приезжать к собору на велосипедах вечером и смотреть, как лиловые тени играют на его фактурной стене, как обжигает каменные наличники окон закатное солнце, как стойким точечным силуэтом чернеют купола в ярко-оранжевом небе…
Прошли годы, северные уральцы решили восстановить храм в его величии и начали сбор средств на реставрацию. Рубль за рублём, камень за камнем - работа над храмом закипела. Но, к сожалению, получилось как всегда. Собор отреставрировали, прихожане потянулись на службы, даже концерты духовной музыки внутри начали проводить, но облик храма не то что бы улучшился - он изменился до неузнаваемости. От былой живописности не осталось и следа, аккуратно вручную выложенный рельефный орнамент превратился в сухую, выстроенную по кривому лекалу и грубо отлитую в цементе прямолинейную “красоту”, без изысков, набело выкрашенные известью стены сменили мягкую бархатистость тёплого колера покраски. Храм внешне огрубел, потерял очарование, а об эстетике или деликатности реставрационных работ вовсе не было и речи.
В результате, на месте вдохновляющего поколения художников архитектурного чуда, даже в том своём искалеченом облике, появился очередной тяп-ляп состряпанный новодел. Духовность пропала. Изящество, обаяние, сама жизнь - улетучились, как будто их и не было. Вроде бы всё хорошо, да не хорошо. Вроде бы архитектура таже, да не та - красота ушла.
В этом сила настоящего искусства, красоты, а не только в формальном умении намешивать краски и рисовать похоже. А чтобы вы не только задумались над всем описанным мною в статье, но и сформировали своё восприятие искусства и, может быть, написали собственные прекрасные картины, полистайте альбомы классических художников разных времён, пропитайтесь духом прекрасного разных эпох и народов, почувствуйте эстетизм и силу мысли разнообразных художников от эпохи средневековья до коллизий XX века. Ведь без знания и понимания искусства прошлого, сложно создать что-то новое, интересное, необычное, соответствующее идеалам красоты сегодняшнего дня без пафоса, напыщенности, вычурности, утрированности и слащавости. Давайте будем не просто мастеровитыми, но ещё и думающими художниками-философами.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)