Рисунок профессионала от рисунка самоучки легко отличить по одному простому недочёту - в рисунках художников-самоучек нет больших тональных отношений. То есть есть повторы тональных пятен там, где их быть не должно, а из-за этого в рисунке нет цельности: он дробиться визуально на отдельные части и теряет реалистичность.
Но это поправимо, если рисовать, думая не о том, что рисуешь, а как это нарисовать и почему именно так. Немного расскажу об особенностях тонального рисунка карандашом и что для этого нужно.
* “Видеть” цвет и его оттенки намного легче, чем тональную разницу.
Как ни странно, но это так. Попробуйте перевести в чёрно-белый графику картину художника-самоучки: получится абстракция - персонажи, объекты, объём - всё пропадёт в сплошной мешанине пятен. В картинах профессиональных художников (и классических, в том числе) такого нет именно потому, что их композиция тщательно выверена, каждое пятно стоит на своём месте и оно цельно, то есть основательно продумано и запланировано: и по цвету, и по тональности (светлоте).
Если вы не дальтоник, то легко отличите близкие по светлоте зелёный и красный оттенки, а вот между двумя серыми пятнами разницу уловить сложнее. Поэтому, любое обучение рисованию начинают именно с основы рисунка, учат не только строить предметы насквозь, но и моделировать форму, объём, пространство в рисунке при помощи тона. А это значит, что художника учат сравнивать оттенки тона в разных частях натюрморта или портрета, находить разницу между ними, даже если она минимальна, и распределять их точно по своим местам. Для этого и нужна разная мягкость карандашей: сложно одним карандашом передать точно тёмные, средние и светлые тона - для каждой тональной зоны своя мягкость грифеля. Для тёмных - от 4B; для серых оттенков - H-3B; для светлых - от 3H до F.
* У разных производителей карандашей разная маркировка мягкости.
Например карандаши koh-i-noor по мягкости отличаются от аналогичной линейки карандашей Faber-Castell, а китайские карандаши Hatber совсем не похожи на отечественные карандаши Lira и “Конструктор” по мягкости и качеству графита. Наверное каждый художник выбирает под себя ту марку карандашей или тот бренд-производитель графитных карандашей, какой наиболее удобен лично для него и его творческих задач.
Для тональных тёмных рисунков лучше подойдут более насыщенные по тону, мягкие карандаши; для линейных (линеарных) рисунков - средней мягкости, для нежных светлых - твёрдые.
Чтобы было наглядно видно, я сделала шкалу мягкости карандашей из разных наборов. Разница в мягкости карандашей разных марок с одинаковой маркировкой очевидна. В целом Hatber - самые мягкие в основной линейке твёрдости; Koh-i-noor - самые твёрдые; Faber-Castell - золотая середина. Отечественные марки я не рассматривала - они заметно уступают зарубежным брендам по качеству.
* Упражнение “шкала”.
Вообще, чтобы было удобнее и проще сравнивать оттенки тона друг с другом, стоит посидеть пару часов и наштриховать длинную шкалу серых тональных оттенков от белого до чёрного. Постарайтесь получить хотя бы по паре оттенков светлоты из карандаша каждой мягкости (удобнее купить сразу набор из 10-12 карандашей, например от 2H до 7B).
Таким образом у вас получится шкала из 15-20 оттенков разного тона. Прикладывая её к фото, во время рисования, или соотнося оттенки с тональными отношениями в натуре, можно находить различия в тоне в своём рисунке. Да и просто определять диапазон темноты для каждого из участков удобно: уже не будет скачков тона, не будут светлые тона внедряться в тёмные участки и наоборот. В рисунке появится цельность и лаконичность, а значит, грамота и реалистичность в рисовании.
Таким образом шкала полезна для:
+ проверит возможности вас, как художника видеть и передавать оттенки тона при помощи простого карандаша;
+ поможет сориентироваться, какой темноты будет какое пятно в рисунке;
+ поможет сравнить оттенки тона между собой;
+ научит управляться (рисовать) карандашами разной мягкости из разных наборов и комбинировать их в занятиях рисованием.
* Карандаш передаёт не все оттенки тона, которые видны человеческим глазом (светлые оттенки рисовать сложнее).
К сожалению это так. Поэтому, светлые, нежные рисунки всегда выглядят менее живыми и объёмными. Именно из-за этого большинство художников комбинируют светлые пятна с тёмными и серыми, дополняя их друг другом органично, задавая некий тональный контраст. Даже в истории искусств наблюдается очень мало рисунков, выполненных в лёгкой светлой манере, в светлом диапазоне тона (высокий ключ) - это “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” Рубенса, некоторые портреты Гольбейна. Да и в них акценты темноты расставлены очень ловко, хотя они не выходят за рамки, ограничивающие диапазон тональной шкалы.
В связи с этим, совет для начинающих художников: прежде чем рисовать, подумайте, к какой части шкалы тона будет тяготеть ваш будущий рисунок? Сразу определитесь: будет он светлым, тёмным, серым или в нём отразятся все 3 тональных характеристики, то есть он будет комбинированным. Это поможет подобрать диапазон карандашей для рисования по мягкости и качеству.
* Штриховая манера и тушёвка дают разный тон.
К вопросу о том, как рисовать карандашом: использовать классические штрихи по форме или модную тушёвку - ваш выбор, но вот чтобы передать разные по тону оттенки карандашом, придётся постараться и расставить приоритеты.
Прокладывание тонов в рисунке штрихами для начинающих художников приоритетнее, удобнее и легче. Да и количество разных по тону серых пятен при рисовании штрихами намного больше, чем при затирании тона тушёвкой.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)