Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Творческий процесс художника-графика. Как создаётся гравюра.

 Искусство графики не лучше и не хуже живописи, просто оно другое. В графике иные возможности и иные изобразительно-выразительные средства. На мой взгляд, графика удобнее и практичнее живописи, а рисовать и гравировать даже более интересно, чем писать красками. Разумеется, всё зависит от индивидуальных предпочтений и особенностей, но повальное увлечение масляной живописью ничем кроме цены материала не обосновано (“масло - круто, потому что дорого” - говорят мне будущие ученики - “можно нарисовать картину и продать”).

Мне, как профессиональному художнику очень смешно такие измышления слушать, а на мой ответ, что некоторые графические листы стоят дороже картин маслом и оценивается произведение искусства совсем не по материалу исполнения, я вижу только изумлённо выпученные глаза.

    О ценности и особенностях графики и живописи мы поговорим когда-нибудь в следующий раз, а сейчас я немного расскажу и покажу чем занимаюсь сама и как создаю свои творческие графические работы. Я уже писала почему именно выбрала графику в этой статье: https://jotto8.ru/blog/pochemu-ja-zanimajus-tolko-grafikoj . Поэтому, не буду останавливаться на этом, а приоткрою свою кухню художника и покажу, как работаю над гравюрой.

Идея гравюры.
  Идея будущей работы (обычно серии работ - графика позволяет выполнять не только тираж изображений, но и раскрыть её подробно и полно, развивая её в нескольких листах серии) приходит из вдохновляющих материалов или задаётся. Часто выставки-конкурсы печатной графики задают общую тему для всех художников-участников. Во втором случае, остаётся только продумать как эту тему раскрыть, какие образы и художественные средства и техники использовать и какую идею вложить, чтобы тема заиграла и передала мысли и чувства художника. Кстати, техника исполнения графических произведений часто тоже оговаривается в условиях выставки. Так, например создавалась серия работ на тему конкурса “Книги и книжники России”, где рассматривались почти все техники печатной графики. Я выполнила серию офортов с подкраской.

   Если художественная работа создаётся не для конкретной выставки, а по желанию художника, идея может прийти откуда угодно - из книги, фильма, спектакля, из разговора с интересным человеком, может быть подсмотрена в природе или сформулирована из собственных философских размышлений и жизненного опыта.
  В моём случае, идея будущей графической серии может развиваться в разных направлениях в процессе создания и преобразовываться в разные темы. Например, рисование обнажённого тела вылилось в несколько тем: балет и хореография, спорт, символико-аллегорические изображения (Атланты, образы города и т.д.). Художественная идея менялась от статического изображения человеческого тела к динамическому, сужалась от рисования фигуры человека вообще к изображению мужского тела в графике и т.д..
    Для меня идея важнее темы, потому что без идеи картинка теряет характер, становится скучной, банальной, её не очень интересно рассматривать зрителю и работа над ней быстро надоедает мне, как художнику.

Сбор материала.
    Я работаю над гравюрами классическим способом (как-нибудь напишу статью об этапах создания картины художником). При таком подходе, прежде чем начать рисовать, я собираю материал по интересующей меня теме - читаю книги и статьи, смотрю аналогичные работы других художников, набираю фото и видео контент, рисую с натуры, сама фотографирую и даже записываю всё необходимое. Обычно это не быстрый процесс, ведь чтобы хорошо понять и исследовать, обдумать тему и понять, какую идею хочется донести до зрителя, требуется время и силы. Часто близкие присылают или приносят то, что меня может заинтересовать - журналы, статьи, вырезки из газет, фотографии и видеоролики.
  Это может быть не обязательно что-то конкретное, например, для серии работ, посвящённых танцу, мне пригодились и фотопортреты, художественные и репортажные фотографии спектаклей и репетиций, красивые детали - рисунки с натуры и по фото рук и стоп, видеозаписи спектаклей, натурные зарисовки сцены и кулис и прочее. Всё это я зарисовывала, набрасывала, собирала в группы и сюжетные сценки.

Работа над композицией.
  Из готового материала - набросков, зарисовок и рисунков я складываю композиционные схемы и идейно-смысловые графические структуры. Для этого я применяю метод коллажа. Работаю вручную, редко применяю фотошоп - мне так удобнее. Здесь моя задача - создать простую и уравновешенную композицию, выражающую общую идею будущей гравюры. Поэтому я мало уделяю внимания решению пространства в рисунке или точной передачи объёмов и освещения - важны центр композиции, пластика образа, гармония и равновесие пятен и форм, статичность или динамичность в рисунке.
    Эскизы в технике коллажа я смело дорисовываю и поправляю поверх тушью, гуашью и карандашами. Обычно я делаю эскизы среднего формата - 20-30 см по большей стороне. Такой форэскиз можно увеличить или уменьшить до требуемого размера (зависит от того, хочу я сделать миниатюрную гравюру или эстамп большого формата). Это легко сделать при помощи сканера и принтера.

Перевод рисунка в нужный формат и перенос контуров на матрицу.
  Эскизы я фотографирую или сканирую и распечатываю изображение нужного размера для переноса контуров и основных форм на основу - линолеум, дерево, металл.
  Готовый лист нужного размера я переворачиваю и при помощи светостола обвожу контуры рисунка на задней стороне листа. Таким образом, я получаю зеркально перевёрнутое изображение нужного размера.
  С лицевой стороны листа я обвожу контуры мягким карандашом, переворачиваю лист “спиной” вверх и накладываю на доску-основу (линолеум, дерево, металл, специально подготовленные для гравирования). Обвожу контуры рисунка твёрдым карандашом, чтобы линии пропечатались по поверхности доски-основы. Копирку не использую, так как она оставляет жирные следы, а это мешает работе с тонкими мелкими деталями. Кроме того, при гравировании на линолеуме или дереве, поверхность доски покрывается тёмной краской, чтобы было хорошо видно качество гравировки уже в процессе работы, а следы копирки не видны на чёрном фоне, в отличие от серебристого простого карандаша.
  Когда рисунок полностью переведён, бумажный трафарет убирается - он больше не нужен.

Гравировка.
  Специальными резаками разного сечения и формы я начинаю выбирать участки изображения, которые будут светлыми или серыми, в соответствии с эскизом. Я гравирую линии, точки и пятна, глядя на эскиз в зеркало (так, чтобы объекты на матрице и объекты в эскизе соответствовали друг другу).
  Это самая важная и ответственная часть работы - значение имеет и сила нажима на штихель, и поворот руки и точность резки, и фактуры, и соответствие идее и качеству рисунка… Внести изменения в уже нарезанную гравюру невозможно, поэтому такая техника графики приучает к точности и аккуратности, обдуманности каждого штриха. Это здорово помогает в рисовании, хотя жёсткая манера гравировки накладывает свой отпечаток в рисунке - он становится более ясным и несколько грубоватым.
    Я гравирую в несколько этапов - основную зону, периферию, детали. Обычно работа над гравюрой непосредственно занимает от нескольких дней до нескольких недель. Всё зависит от формата и качества детализации.
    При работе с металлическими матрицами технология гравировки и подготовки доски другая, сейчас я редко занимаюсь офортом.

Печать оттиска.
    Когда всё изображение награвировано (чёрное оставлено нетронутым, серое - вырезано штрихами или точками, а белое выбрано глубоко и без фактур), я печатаю первый пробный оттиск. Для этого обычно используется типографская краска, иногда применяют акрил или масляную краску, специальным образом подготовленную и разведённую на олифе. Я печатаю гравюру чёрной типографской краской. Её я раскатываю на стекле специальным резиновым валиком и им же наношу на верхние части гравюрной доски. Всё, что ниже уровня покрытия валика, останется белым, те места, куда краска попала, будут чёрными.
  Матрица должна хорошо и ровно покрыться краской, иначе оттиск получится нечётким. Поэтому прокатываю поверхность доски валиком несколько раз в разных направлениях. Накатанную краской матрицу я укладываю под вал типографского станка на специальную поверхность - тайлер. Проверяю, ровно ли по центру тайлера лежит доска - это важно, ведь вал, весом 60 кг, может нанести неравномерное давление. Кстати, давление на доску можно усилить или ослабить по желанию - станок это регулирует.

   Накрываю матрицу чистым листом бумаги и аккуратно, медленно кручу колесо. Важно не останавливать движение колеса и вала, чтобы давление равномерно распределялось по матрице не только по ширине, но и по длине. Если остановить вал на середине доски - в оттиске на этом месте окажется чёрная полоса, а это совсем не входит в мои художественные планы.
  Когда вал соскочил с доски, я медленно за уголок поднимаю верхний лист бумаги - на нём проявился оттиск. Это готовая гравюра. При желании можно ещё немного доработать и улучшить матрицу, внеся нужные изменения, а потом снова попробовать напечатать оттиск. Если всё получилось хорошо сразу, накатываю краску ещё раз и печатаю следующий оттиск. В зависимости от материала-основы, матрица выдерживает от 20 до 200 и более оттисков с одной доски. Самые ценные - первые 10-100 оттисков. Обычно я печатаю сразу минимум 10 экземпляров гравюры.
    Если размер гравюры более 60 см по ширине и на офортном станке её не напечатать, я печатаю гравюру ложкой. Краска также накатывается на основу валиком, но большего размера, сверху подготовленная матрица накрывается большим листом бумаги (размер бумаги всегда больше, чем матрица). Столовой ложкой я притираю бумагу к доске по возможности равномерно. Далее лист аккуратно поднимается и отделяется от основы - оттиск на нём хорошо виден. Конечно, это очень трудоёмкая и тяжёлая работа, но результат стоит того!

Просушка гравюры.
  Готовые оттиски я сушу в вертикальном положении от нескольких часов до нескольких дней. Лучше это делать не дома - краска сильно пахнет. После просушки я аккуратно подрезаю лишние края, оставляя небольшие белые поля вокруг самого оттиска. Храню эстампы в папке или в рулоне (если они очень большие). Матрицы тоже сохраняю, с них можно печатать несколько тиражей гравюр.


Про подпись гравюр я уже писала в статье: https://jotto8.ru/blog/podpisi-k-kartinam-kak-podpisat-neobychnuju-kartinu , именно так я и подписываю каждый оттиск.
  После гравюры оформляются под стекло и отправляются на местную выставку или кладутся в конверт и отправляются почтой на художественные выставки по всему миру. Как вы понимаете, с миниатюрными гравюрами всё намного проще, чем с гравюрами крупного формата. Но ваша покорная слуга не ищет лёгких путей и в последние 3 года работает над серией гравюр размером метр на метр. Они отправляются на выставки в тубусе, скрученные в рулон.

   Безусловно, в творчестве художника-графика есть свои сложности, но их не больше, чем у живописца, а возможность создавать несколько экземпляров одной и той же работы (тиражная графика) делает процесс создания гравюры не только очень интересным, но и практичным. Можно разослать одну и ту же картинку на разные выставки и вообще, участвовать в выставках графики по всему миру, даже не выходя из дома.
  Лаконичный чёрно-белый язык печатной графики любят и понимают не все, но лично я от него в восторге - это такая интеллектуальная игра, показать максимум выразительности изображения минимальными средствами. И несмотря на особую трудоёмкость создания гравюры, процесс создания каждого оттиска с доски-матрицы создаёт ощущение чуда. Из черноты рождается изображение, на белом листе проступают линии и пятна. Это ли не самое настоящее творчество? Мне кажется, что в такие моменты я не просто живу, а служу изобразительному искусству, современной культуре, зрителю. А разве можно по-другому?

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин