Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Основа под масляную живопись. На чём рисовать маслом?

   Словосочетание "холст масло" знает, пожалуй, каждый, но как только начинающий художник собирается посвятить своему новому хобби несколько часов, а то и недель, и лет, у него появляется множество вопросов по поводу технологии масляной живописи. Какой холст купить? - один из самых распространённых.

   Начнём с того, что маслом можно писать практически на чём угодно, главное, чтобы основа была хорошо загрунтована и выполнена по возможности из природных материалов. Изначально картины писались на деревянной доске (так до сих пор пишут иконы профессиональные иконописцы). Были случаи, когда художники рисовали картины на металле или на смешанной поверхности (синтетический холст или смесь синтетики и льна). Современная промышленность выпускает товары для художников очень хорошего качества, поэтому такие эксперименты с основой под картину встречаются редко. На всякий случай, я опишу возможные варианты, которые пригодятся художнику - как студенту, так и любителю, как начинающему живописцу, так и опытному самоучке.

Грунтованная бумага.   

   Это очень экономичный способ начать писать маслом. Также он подойдёт для первых недель рисования маслом на пленэре, когда нужно расписаться, научиться делать точные замесы краски и класть их в нужное место. Разумеется, бумага менее долговечна и прочна, по сравнению с холстом или картоном, поэтому использовать бумагу под живопись маслом стоит только для черновых работ или эскизов.     

   Бумага для живописи маслом тщательно подготавливается. Лучше использовать ватман или плотную акварельную бумагу (если нужна более фактурная поверхность). Лист бумаги размачивается водой (он должен немного набухнуть), а после натягивается на планшет (я сделаю подробную фотостатью об этом отдельно). В натянутом положении бумага высушивается. Сверху лист покрывается слоем клея - проклейка обязательна! Можно использовать не густой клей ПВА или желатин. Советую проклеивать бумагу на 2-3 раза, тогда краска не будет впитываться в лист и качество живописи будет лучше. Можно использовать для грунтовки бумаги акриловый грунт. После тщательной просушки лист срезается и делится на удобные форматы.

    Прежде чем покрывать лист бумаги клеем, можно загрунтовать бумагу акварелью или гуашью в нужный цвет: разные оттенки зелёного, серый, песочный и прочие. На такой бумаге сложного в меру яркого цвета удобно писать, сохраняя цветную основу в некоторых местах этюда. Это поможет гармонизировать цвета в картине и вообще выстроить по цвету этюд.   

    Грунтованную бумагу удобно брать на пленэр для этюдов, сырые этюды маслом на бумаге легко переносить, согнув листы дугой и сцепив противоположные стороны зажимом для бумаги. На грунтованной бумаге легко выполнять эскизы, прикрепив лист кнопками к планшету. Хранить такие этюды тоже проще, чем холсты (они занимают меньше места и легко убираются в папку). Из минусов - этюды жухнут (как бы хорошо ни была проклеена бумага, масло из краски уходит внутрь, а поверхность картины становится матовой. Можно протереть её льняным маслом - на некоторое время блеск вернётся, но это скорее пластырь, чем лечение. Сгибать и скручивать этюды маслом на бумаге категорически запрещено - это механически разрушает красочный слой.

Грунтованный картон для масляной живописи.

  Можно подготовить картон самим по вышеописанному методу, а можно купить грунтованный картон в художественном салоне - кому как удобнее. Картон более плотный и прочный, согнуть его будет сложно, зато для рисования на нём не нужен планшет. А этюды маслом на картоне можно переносить, проложив между слоями картона рейки или силовые кнопки (я уже писала об этом в статье: “Пленэр маслом: как донести написанную картину до дома в целости.” https://jotto8.ru/blog/plener-maslom-kak-donesti-napisannuju-kartinu-do-doma-v-tselosti ).

   Грунтованный картон из салона "тянет" краску - он впитывает масло из краски и при высыхании картина сильно жухнет. Можно дополнительно покрасить картон акриловым грунтом, чтобы избежать этого.

Дерево.

    Писать маслом на деревянной доске очень приятно и хорошо. Подойдёт как гладкая, хорошо отполированная доска из чистого массива дерева, так и фанера. Тонкую фанеру (2-3 мм) использовать под живопись не рекомендуется, её может повести от влаги в помещении или от изменения температуры. Слишком толстая фанера тоже не подойдёт - её сложно оформлять в раму и располагать в интерьере, да и картина получится излишне тяжёлая и громоздкая.

    Перед тем, как писать маслом, дерево также грунтуется и проклеивается вышеизложенным способом. Картины маслом на дереве хорошо хранятся, почти не жухнут ( https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/pozhukhlost ) и отлично переносят изменения температуры. Кстати, на дереве также хорошо писать темперой. А вот акрилом удобнее рисовать на бумаге, картоне, холсте.

Холст на подрамнике.

    Классическая основа под масляную живопись - холст на подрамнике. Текстильная основа в меру сильно натягивается на специальную деревянную раму по периметру. Я не буду описывать тонкости натяжки холста - это тема целой статьи. Но, для тех, кто настроен заниматься живописью серьёзно, придётся поучиться это делать - свои подрамники и холсты для живописи иметь выгоднее и удобнее.

    Холст на подрамнике можно купить готовый, нужного размера и конфигурации - квадрат, прямоугольник, даже круг или овал. Как вариант, приобрести отдельно модульный подрамник (рейки нужного размера), собрать его самостоятельно и обтянуть уже загрунтованным холстом, купленным в салоне. Но это тоже вариант для ленивых - профессиональные художники так не работают.  

    Из готовых холстов на подрамнике стоит выбирать основу из натуральных материалов - льна или хлопка. Такой холст меньше деформируется от воздействий среды и более долговечен. Холст для живописи из смешанного полотна (с примесью синтетических волокон) более подвержен продавливанию и провисанию, а соответственно, деформациям поверхности картины (это происходит от неравномерного натяжения и разбухания волокон ткани). Живопись, в этом случае, может пострадать.
  Синтетические холсты для живописи (полиэстер) не подвергаются деформации от влаги и перепада температур, не гниют, но пока не прошли проверку временем, чтобы можно было уверенно их рекомендовать для живописи.
  Выбирать холст нужно тщательно. Следует также обратить внимание на зернистость поверхности холста: бывают холсты крупнозернистые, средней зернистости и мелкозернистые. В зависимости от предпочтения художника и живописных задач, можно использовать все три разновидности холстов по фактуре. Для фактурной, размашистой живописи кистями и мастихином, лучше выбрать крупнозернистый холст, для лессировочной и классической послойной с невысокой фактурой - мелко- или среднезернистый. Не технологичное использование фактуры холста ведёт к быстрому состариванию и разрушению красочного слоя. Например, большие наслоения краски утяжеляют тонкий холст, а это ведёт к провисанию и растрескиваниям, слишком гладкое письмо по излишне фактурному холсту выявляет нежелательные бугристости. 

    При выборе холста под живопись также важно, чтобы на ткани не было ткацкого брака - прореживания, узелков, утоньшений или утолщений нити. Имеет значение и способ переплетения волокон (например, диагональ суровая имеет характерный диагональный рубчик, а двунитка, соответственно, двойное крестообразное плетение).

Холст на картоне.
    Качество такой основы бывает разным, от этого зависит, будет ли холст “тянуть” (это выяснится на 2-3 день после написания подмалёвка - пожухлости будут видны). Для начинающих - это более дешёвый и менее сложный в выборе вариант. Для профессионалов разница с холстом на подрамнике очевидна: картон не пружинит при работе кистью и тяжёл при перемещении. Но если вы начинающий художник или самоучка - разницы между холстом на подрамнике или картоне вы не почувствуете. Смело берите более бюджетную версию.

ДВП (древесно-волокнистая плита) или оргалит.
  ДВП подходит для рабочих этюдов маслом, но не для полноценной картины. Это достаточно плотная и прочная основа, но она “тянет” краску и масло. Со временем на живописной поверхности образуются пожухлости, которые сложно исправить. ДВП, также как и бумага и картон, требует проклейки и грунтовки. Рисовать маслом можно как на гладкой стороне основы (предпочтительнее рисование мастихином и грубыми щетинными кистями, оставляющими крупные фактурные мазки), так и на обратной, фактурной стороне. В первом случае, краска может стекать с поверхности ДВП или сцепляемость красочного слоя с основой может быть непрочной. Во втором - излишне высокая фактура основы может помешать реализации творческой идеи (например, при написании портрета, такую поверхность использовать невозможно).

   Все описанные выше основы под живопись маслом могут смело использоваться как начинающими, так и опытными живописцами. Важно только определиться с задачами и проанализировать, подходит ли технологически данная поверхность для живописи маслом. Плюсы и минусы есть у всех поверхностей, это следует учитывать заранее.
  Живопись на холсте - наиболее популярный вариант. Такая картина легка по весу, в меру удобна в хранении. Несмотря на излишнюю хрупкость и подверженность деформациям, картину на холсте легко снять с подрамника, свернуть в рулон и перемещать таким образом. А хорошо подготовленный, качественный холст для живописи - половина успеха в работе над картиной. Каждый живописец выбирает основу на свой вкус и кошелёк, благо, что рынок товаров для художников обилен и интересен. Выбирайте свой вариант для каждого отдельного случая и будет вам счастье!
    Качественной живописи и долгой сохранности ваших произведений, дорогие коллеги!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин