Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Для чего нужен цветовой круг и как его использовать?

   Художники и дизайнеры, а также люди творческих профессий, связанных с изобразительностью - фотографы, стилисты, декораторы и прочие, часто ссылаются на работу с цветовым кругом. Иногда его называют цветовое колесо или замкнутый спектр.

Начинающие живописцы чаще просто игнорируют этот инструмент, предпочитая намешивать и сопоставлять цвета на картине “так, как вижу” или опираясь на собственный вкус. О теории цвета написаны сотни книг, в каждой из них работа с цветовым кругом - основная часть. На этом основывается колористика, цветоведение для художников и дизайнеров, простые цветовые схемы - подсказки и выкраски.

   В целом, цветовой круг помогает подобрать цветовые гармонии и контрасты для живописи или дизайна, структурирует цвета в картине и подчиняет оттенки цвета логике, соответствующей законам цветовосприятия человека (то, как человек видит и воспринимает цвета и оттенки). Разумеется, это целая наука, которую не вместить и в несколько статей. Здесь же я покажу простейшие возможности цветового круга, применительно к живописи, дизайну и иллюстрации. Для современного визуального художника они критически важны и нужны, ведь грамотное и уверенное владение цветом делает картины и проекты не только профессионально грамотными, но и востребованными покупателями и заказчиками.
  Цветовые круги бывают разные, но все они построены по одному принципу: цвета спектра находятся в определённой последовательности и соответствуют точному положению друг относительно друга. Разница - в количестве цветов в цветовом круге (бывают 12-, 24-частные и более), в визуализации количества составляющих цвет оттенков (например, классический цветовой круг Иттена содержит механически смешанные цвета, а цветовой круг Шугаева - пропорционально-количественные выкраски смешиваемых цветов) и дополнения (вынесенные отдельно первичные и вторичные цвета, добавление шкал светлоты цветовых оттенков - изменение цвета не только путём смешения с чистыми, спектральными, но и с чёрным и белым = высветление и затемнение). Удобнее всего начинать с 12-частного цветового круга Иттена. С него и начнём наш разбор.

Все цвета спектра чистые, хроматические.
   То есть это цвета, полученные путём смешивания основных (первичных) цветов друг с другом в разных пропорциях. Я уже писала о свойствах цвета подробно в статье - https://jotto8.ru/blog/osnovnye-harakteristiki-tsveta-shpargalka-po-zhivopisi . Можно писать только ими, не используя или мало используя ахроматические цвета (чёрный, серый и белый). Такая живопись будет выглядеть ярко, весело, декоративно, но не совсем реалистично. Но ведь это не самое важное для творческой задумки.
  Чаще всего художники используют гармонию первичных цветов для такой живописи - это сочетание жёлтого, красного и синего цветов. Особенно удачно такая цветовая гармония применяется в дизайне полиграфии и орнаментике, а также в разработке детской одежды и игрушек.
  В цветовом круге - это цвета, образующие правильный треугольник. Смещая такой треугольник в стороны можно получить красивую гармонию разных контрастных чистых цветов.

Выявление насыщенности цвета (замутнение) и светлоты (затемнение и высветление).

   Добавляя к любому оттенку цвета спектра чёрный или белый, а также разные оттенки серого в самых разнообразных вариациях и пропорциях, можно получить множество оттенков, основанных на одном доминирующем цвете. Например, как в “Красной мебели” Фалька - оттенки красного, замутнённые и затемнённые/высветленные https://ic.pics.livejournal.com/mio_89/44862551/6811/6811_900.jpg . Небольшие вкрапления соседних цветов цветового круга в основной допустимы - это придаст картине некоторую затейливость, прихотливость, избавит от чрезмерной цветовой строгости. Но эти оттенки не должны быть излишне активны. Монохроматическая гармония цветов особо любима в дизайне.
https://i2.wp.com/dizaynlab.ru/wp-content/uploads/2017/5/sochetanie-cvetov-v-interere-kuhni-na-chto-vlijaet_44.jpg
  Определить качество цветового замеса можно, приложив выкраску сложного цвета к наиболее близкому чистому цвету спектра. Этим приёмом пользуются при копировании картин.

Дополнительные цвета или гармония контрастных цветов.
  Лежащие друг напротив друга контрастные цвета образуют пары взаимодополнительных цветов. На их основе создаётся гармония контрастных цветовых оттенков. Помимо прямых - красный/зелёный, жёлтый/фиолетовый, синий/оранжевый - можно выбрать изысканные сочетания лилового и жёлто-оранжевого, голубого и оранжево-красного или пурпурного и жёлто-зелёного. Чем больше секторов в цветовом круге и чем дальше от первичных и вторичных цветов выбранные пары, тем более сложные и интересные цветовые гармонии можно получить.
https://kvartblog.ru/blog/uroki-dizayna-kak-podobrat-sochetanie-tsvetov-dlya-interiera/ .
  Такую гармонию ещё называют полярной. Основное её условие - прямая, соединяющая противоположные цвета, обязательно должна проходить через центр цветового круга.

Цветовые гармонии, полученные на основе цветового круга.
  Помимо вышеперечисленных, при помощи цветового круга можно получить и другие гармонии 2, 3 и 4 цветов. Для этого следует соединить цвета спектра друг с другом при помощи хорды, треугольника или четырёхугольника. Рассмотрим это подробнее. Здесь удобнее использовать цветовой круг Шугаева (кстати, он отличается от традиционного цветового круга ещё и расположением цветов - напротив жёлтого здесь находится синий, а не фиолетовый), чтобы точно понимать, сколько цвета в процентном соотношении примешивать для получения оттенка.

Вариант 1. Родственная гармония цветов.
Для неё выбираем в круге Шугаева 2 цвета, лежащие через один: например, 11 и 13, 3 и 5, 19 и 21. Для более богатых оттенков, добавляем несколько ахроматических цветов (я взяла белый, чёрный и 2 серых). Колера удобнее намешивать в отдельных баночках, чтобы краски было достаточно для полноценной живописи: макнул кисточку в банку с колером одним, другим и домешал на палитре нужные оттенки. Можно использовать и лаконичные 2 цвета без подмесов, для графических и декоративных работ это возможно.

Вариант 1. Родственная гармония цветов.
Для неё выбираем в круге Шугаева 2 цвета, лежащие через один: например, 11 и 13, 3 и 5, 19 и 21. Для более богатых оттенков, добавляем несколько ахроматических цветов (я взяла белый, чёрный и 2 серых). Колера удобнее намешивать в отдельных баночках, чтобы краски было достаточно для полноценной живописи: макнул кисточку в банку с колером одним, другим и домешал на палитре нужные оттенки. Можно использовать и лаконичные 2 цвета без подмесов, для графических и декоративных работ это возможно.

Вариант 3. Гармония цветов по прямоугольному треугольнику.
В круге Шугаева берём 2 цвета через пять, соединяем их хордой. Из одного из концов хорды выстраиваем перпендикулярный к хорде отрезок. Он укажет на третий цвет гармонии. Таким образом, для данной цветовой гармонии будут выбраны цвета: 22, 4, 16 или 16, 4, 10 и другие.
  Также, старайтесь выбирать вторичные и третичные цвета спектра для более изысканных и интересных сочетаний цветов.

  Также, можно рассчитать гармонию цветов по цветовому квадрату. Об этой и других схемах мы подробно говорим на новом курсе рисования “КОЛОРИСТИКА. Как грамотно решать творческие задачи при помощи цвета”. Разумеется, вся теория подкрепляется практическими упражнениями.

   Это далеко не все возможности использования цветового круга и только малая часть получения гармонических цветовых сочетаний. В отдельной статье на эту тему я продолжу рассказывать о теории гармонизации цветов - эта тема очень обширна и многопланова. Надеюсь, теперь вы с радостью заведёте себе рабочий цветовой круг, а то и не один, и будете им эффективно пользоваться. У меня такие подсказки есть в каждой рабочей зоне.
  Конечно, можно купить уже готовый цветовой круг для художников и дизайнеров или скачать его из интернета и распечатать, но лучше и эффективнее его изготовить самим. Во-первых, у вас будет по настоящему точные и правильные оттенки цвета (дефекты печати и качество полиграфии бывает разным), а во-вторых, вручную натренируетесь смешивать нужные цвета и оттенки и равномерно наносить их на поверхность бумаги. Это очень важное, интересное и полезное упражнение для начинающего живописца и практикующего иллюстратора. И не важно, работаете вы в цифре или в реальном материале.
  Удачи в применении полученных знаний!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин