6). Анатомия животных для художников.
В идеале, знать строение тела и понимать положение костей и мышц в теле животного в разных положениях. Для этого есть специальные книги, например, Готфрид Баммес “Изображение животных”, Рабинович М.Ц. “Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц”, в книге Дюваля “Анатомия для художников” большой раздел посвящён анатомии и рисованию лошадей.
Для анатомических зарисовок животных важно не столько точное соответствие мышц, сухожилий и костей своим местам, сколько понимание основных форм и ракурсов тела животного. Для этого серьёзного изучения анатомии животных не требуется, можно ограничиться формообразованием, что особенно хорошо показано в учебнике Баммеса. Как взаимодействует одна форма тела с другой, показать места состыковки шеи и торса, определить, как ноги сгибаются в суставах при ходьбе - это намного важнее и убедительнее в рисунке, чем перечисление пучков мышц или деталей складок кожи. Пробуйте разбирать тело животного до простых форм и изображать это в рисунке: голова - овал, туловище - коробка, ноги - цилиндры и прочее. Разумеется, в природе всё не так просто и формы тела животного сложнее и причудливее, но понимая большую основополагающую конструкцию тела и обогатив её, можно нарисовать животных легко и реалистично.
7). Среда обитания.
Интересно выглядят рисунки животных в среде: можно нарисовать обезьяну на дереве, изобразить тигра в траве, показать в рисунке бегемота, лежащего в пруду. Можно лишь в общих чертах наметить пару веток дерева или фактуру травы под лапами зверя, но убедительности и правды в рисунке животного с натуры будет больше. К тому же, нарисованное животное в среде - в лесу, в поле, в зоопарке, во дворе - отличная иллюстрация для книги или журнала, она полноценна сама по себе и не требует дорисовки и доработки.
Если рисуем пасущуюся козу или корову, пополним изображение условным пейзажем - парой деревьев и лужайкой. При изображении бегущей собаки, добавим в рисунок клубы пыли и смятую лапами траву. Много и подробно прорисовывать фон в зарисовке животного не нужно, но хотя бы парой линий наметить окружение стоит.
8). Прорисовываем только самое характерное, не всё и сразу.
Здесь, опять же, важны задачи в рисовании животных: динамика позы, силуэт, яркие детали, характерный окрас, фактуры, передающие шерсть, ракурс, поворот тела и головы… Для зарисовки зверя выбираем что-то одно, на этом и концентрируем внимание. За счёт подчинения главному второстепенного художник в разных рисунках может изобразить животное совершенно по-разному: вот тигр крадётся за добычей (нарисовать), вот он вальяжно растянулся и греется на солнышке (зафиксировать в рисунке), вот тигр лениво лижет лапу (зарисовать) - таких ситуаций может быть много и во всех них главный герой разный. В рисовании животных с натуры важно успеть запечатлеть именно этот короткий миг реальности, передать самое важное, характерное, выдающееся, уловить в рисунке образ животного здесь и сейчас.
Тут художнику поможет наблюдательность, высокая скорость рисования и зрительная память.
9). Выразительные средства графики.
Раз уже зарисовки и скетчи животных делаются графическими инструментами и материалами, то давайте применять их с пользой для себя. Ничто так хорошо не передаёт пластику кошки как линия, певучая, длинная, разного нажима. Кстати, это относится ко всем кошачьим, смело применяйте возможности линии в рисунках львов, пантер, гепардов, домашних кошек и прочих представителей кошачьего царства. Сочетание линии и пятна отлично передаёт хрупкость и оригинальность окраса оленей, косуль, газелей, серн и других длинноногих и изящных травоядных. Штриховкой нарисовать шерсть волка или собаки удобнее всего, а тушёвкой можно передать мягкость подшёрстка или темноту шкуры медведя и лошади, нарисовать их пятном проще всего.
В быстрых рисунках животных можно, не стесняясь небрежности, использовать и набрызг туши, и растирку графитового карандаша пальцем, и быстрые подвижные мазки кисти акварелью или гуашью - всё это только придаст рисунку животного дополнительное очарование и динамику.
Постарайтесь продумать изначально, какой именно материал или инструмент наиболее соответствует характеру животного, какими средствами его лучше изобразить, что подчеркнуть и усилить в рисунке: большой размер и тяжеловесность, лёгкость и подвижность, элегантность позы, добродушие, нежность и мягкость, характерное выражение мордочки? Удобнее это рисовать линией или точками, свободным пятном или упорядоченной штриховкой? Если заранее спланировать и продумать рисунок, то работа над зарисовкой животного пойдёт быстро и легко, а результат вас точно порадует и удовлетворит.
10). Зарисовки животных с натуры можно улучшить и доработать дома.
Если рисунки животных с натуры хочется дополнить или поправить, чтобы сделать ещё лучше и выразительнее, можно поработать с ними на светостоле. Светостол представляет собой стеклянное покрытие с подведённым под него софитом (все ведь в детстве переводили картинки на новые листы бумаги через окно? - принцип тот же). Рисунок основа подкладывается под чистый лист, располагается на стеклянной поверхности, а снизу включается свет. Остаётся только обвести нужные контуры и пятна и переделать участки, которые хочется изменить. Таким образом натурные зарисовки остаются в целости и сохранности без риска потерять удачные части рисунка, а эксперименты с движением линий и пятен происходят отдельно, создавая новый рисунок.
Этим методом пользовались некоторые художники импрессионисты и постимпрессионисты для доработки собственных эскизов. Мастер плаката и динамического рисунка - Анри де Тулуз-Лотрек умело применял технику работы на светостоле для поиска наиболее выразительных ракурсов и положений модели. Его рисунки и по сей день впечатляют точностью детали и виртуозностью исполнения.
В доработке рисунков животных важно соблюдать меру - не перерисовывайте много, оставляйте свободные, сильные линии и лаконичные экспрессивные пятна такими как есть, не старайтесь сделать рисунок аккуратным - от этого он теряет выразительность и остроту, становится вялым и блёклым. Можно лишь немного изменить положение лап, усилить изгиб тела или добавить пару деталей. Обязательно сравнивайте рисунок животного, выполненный непосредственно с натуры и доработанный вариант, сохраняйте оба, как рабочий материал. Бывает, что оба варианта рисунка находят своё применение в разных областях - в разработке логотипа, стилизованной иллюстрации и реалистичной открытке, например.
Словом, сохраняйте точность рисунка зверя с натуры, доводите её до предельной силы, избавляйтесь от лишних деталей и неудачных случайностей, дорабатывайте то, что не получилось нарисовать и уделяйте внимания эстетике подачи в рисунке (компоновка и композиция, ясность изобразительного языка, лаконизм изобразительных средств и прочее).
Рисовать животных с натуры - интересное и очень полезное занятия для художника любого уровня, как начинающего, так и умелого. Анималистика позволяет обогатить свои навыки рисовальщика, развивает наблюдательность и художественное видение и, конечно, способствует развитию любви к животным, уважительному отношению к природе и умению видеть прекрасное в обычных бытовых вещах. А это так важно для современного подростка. Поэтому курс “Рисование животных” у нас в художественной школе особенно востребован школьниками 12-15 лет, ведь нет ничего увлекательнее, чем видеть, как из под карандаша вырисовывается кот, собачка или медведь с человеческими глазами, каким его изобразила наша Аня. Рисуйте животных больше, чаще и пробуйте свои силы в разных техниках и приёмах графики: анималистика в скетчинге, да и просто наброски и рисунки животных - отличное хобби и прекрасное полезное времяпровождение в дни школьных каникул.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)