Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Особенности рисования животных. Рисуем животных с натуры. Часть 1.

  Рисовать кошек, собак и лошадей любят все, начиная с самого раннего возраста. Но рисовать животных по фотографии и с натуры - это большая разница. Рисовать живых зверей не так просто как кажется, даже делая быстрые энергичные наброски не всегда удаётся нарисовать персонажа так, как хотелось. Это зависит не только от самого брата меньшего - испуг, опасность находиться рядом с человеком, нежелание сидеть на одном месте, излишняя динамичность, некомфортность от повышенного внимания и прочее. В основном, удача в рисовании зверей зависит от художника - насколько тверда его рука и верен глазомер, насколько он знаком с анатомией животных, насколько художник опытен, как он подготовлен…

   Удобнее начинать рисовать зверей с изображения домашних животных, своих или питомцев друзей: они уже хорошо знают вас и доверяют, вы можете предугадать их действия и распланировать процесс рисования на несколько шагов вперёд, замечаете любимые позы и места пребывания в доме и на улице ваших любимцев - это важно. Но можно рисовать и незнакомых животных на безопасном расстоянии, например, в зоопарке. За один поход туда можно успеть сделать целый набор скетчей с натуры разных видов животных, попробовать свои силы в рисовании экзотических зверей и красивых птиц.

   Есть некоторые нюансы и особенности рисования диких и домашних животных с натуры. Я опишу лишь некоторые из них, но этого вполне хватит, чтобы рисовать животных с натуры самостоятельно уже сейчас.

Животные двигаются почти постоянно, поэтому рисуем быстро.
  Рисовать зверей с натуры приходится быстро из-за их естественной подвижности. Делать скетчи животных удобнее всего простым и удобным материалом или инструментом - углём или карандашом - сразу нанося основные линии движения тела и массивы форм головы, лап хвоста и прочее. Лёгкими энергичными линиями быстро располагаем в листе основной массив и по мере возможности намечаем всё остальное. Разумеется, всё точно и подробно нарисовать не получится: лучше всего комбинировать рисование с натуры и по памяти, запоминая характерный поворот морды, изгиб спины, положение лап. Дорисовывать набросок по фотографии не рекомендуется, во-первых, сделать качественный снимок именно с того ракурса, который необходим сложно, изображение может оказаться чуть другим или размазанным, неясным, а это художнику точно не поможет; во-вторых, фотографирование - занимает время, которое художнику лучше использовать для рисования непосредственно с натуры (здесь и сейчас, с учётом максимально точно и ясно увиденного); в-третьих, при рисовании животных с фото, есть соблазн нарисовать много деталей, довести рисунок до натуралистической точности, а это искажает саму идею набросков животных с натуры (несоответствие цели и задачам в рисунке делает результат сомнительным - об этом была статья: https://jotto8.ru/blog/risovat-s-natury-ili-po-fotografii ).
  Поэтому, рисуя животных с натуры, не зеваем и не стесняемся, накидываем больше линий на лист, если нужны пятна - смело добавляем их, меньше пользуемся ластиком и применяем нажим для усиления главного. Экспрессивный рисунок только подчеркнёт динамику позы и ракурса.

Художник-анималист В.А. Ватагин за работой. Конец 1940-х гг.

 http://www.museum.ru/alb/image.asp?38536

Рисуем параллельно несколько рисунков.
  Рисуя животных с натуры можно заметить, что несмотря на подвижность, они принимают одни и те же позы, двигаясь в определённом цикле. Если сначала понаблюдать и прикинуть, какие именно позы и ракурсы можно выявить в рисунке, то логичным будет запланировать сразу несколько изображений, скомпонованных на одном листе. Это облегчает рисование движущейся модели: параллельно можно рисовать сразу все скетчи - наметили движение тела собаки в одном, положение ушей в другом, длину лап в третьем, потом возвращаемся к первому, если животное начинает новый цикл движения.
  Особенно это хорошо заметно во время посещения зоопарка - из-за ограниченного пространства звери двигаются по одной траектории, ритмически повторяя положения тела и меняя ракурсы. Этим пользовался, например, Василий Алексеевич Ватагин, знаменитый художник-анималист, скульптор и учёный. Его натурные рисунки зверей поражают реалистичностью и виртуозностью исполнения. Кстати, он автор книги с иллюстрациями «Изображение животного. Записки анималиста», где художник делится секретами рисования животных.

Сочетаем на одном листе изображения разного размера.
   Для выражения динамики и выразительности самого рисунка лучше создавать все зарисовки на одном листе разного размера - одну главную, одну второстепенную, одну - не так важную. Словом, каждому ракурсу и рисунку художнику лучше уделять разное количество внимания и рисовать с разной степенью прорисовки. Это позволяет нарисовать зверя более деликатно и продемонстрировать его наиболее интересно.
  Например, чётко, крупно и подробно рисуем морду льва, менее внимательно и более мелко рисуем идущего льва (полностью всё животное в динамике) и еле заметно, воздушными небрежными линиями, мелко - спящего льва или льва, играющего с костью. Так вы сможете передать монументальность и характерные черты животного в покое, нарисовать его тщательно и подробно, а динамические позы усилить лёгкими росчерками линий и тона. Сами графические средства помогут воплотить идею зарисовки в жизнь.

Ловим характер животного и передаём это в рисунке.
   В рисовании, особенно с натуры, важны поставленные перед художником задачи. Они усложняются и дополняются по мере развития художественных способностей. Поэтому, при рисовании животных, особенно если некоторые навыки художника уже сформированы, можно рисовать не просто движение и форму зверя, его позы и расположение в среде, но и индивидуальные особенности.
  Мимика собаки, спокойное достоинство тигра, заинтересованность и озадаченность обезьянки - почему бы не сделать на этом акцент в рисунке? Понаблюдайте и попытайтесь передать в рисунке, чем именно отличается конкретный представитель животного мира от остальных сородичей. Его уникальность, необычность, характерность сделают рисунок живым и точно передающим действительность. А это, как известно, особенно ценно не только в искусстве портрета, но и в рисовании вообще. Подчеркнув и усилив некоторые черты, жесты животного, художник рисует не просто медведя или кота, а конкретного, персонифицированного персонажа. Такие рисунки животных часто находят применение в иллюстрации книг о животных, используются для периодических изданий и в дизайне. Ценность таких рисунков намного выше, чем некоторых усреднённых или стилизованных изображений зверей, нарисованных по фотографии.

Евгений Иванович Чарушин - известный художник и писатель.

Минимум цвета, максимум фактур.
  Применение цвета в рисовании животных с натуры требует от художника уверенной скорости, ловкости и умения, да и не всегда цвет так уж необходим для визуальной выразительности рисунка. Поэтому в анималистике обычно используют условный цвет или ограничение по цвету (1-2 цветовых пятна), чтобы не сбиваться с основной задачи. Зато фактурные возможности графических материалов при рисовании животных художники применяют активно и грамотно.
   Выполняя зарисовку щенка с натуры, забудьте про академическую штриховку и аккуратность - рисуйте эмоционально, передавайте при помощи линий выражение мордочки и движение лап, вводите пятна тушёвкой карандашом, черкайте и рисуйте каракулями, точками, запятыми - всё это только обогатит рисунок и придаст ему остроты и динамики. Можно растирать графит и мягкий материал пальцами, рисовать ломанной прихотливой линией и грубыми штрихами и пятнами - главное успеть передать то, что вас заинтересовало и впечатлило: умильность, напряжённость, негу, страх, радость героя зарисовки.

  Цвет в зарисовке вторичен, я уже писала об этом, формулируя художественный термин рисунок https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/risunok . Поэтому для анималистических рисунков с натуры (и по воображению) используйте один рисующий цвет (чёрный, тёмно-синий, тёмно-коричневый) и максимум 2 дополнительных цвета для усиления образности. Это делается для передачи характерного окраса или яркой детали, не более. Всё остальное можно и нужно рисовать фактурами, линиями, силуэтами. Практикующие художники-скетчеры специально нарабатывают и коллекционируют фактурные возможности материалов и инструментов для творчества (даже заводят специальный альбом фактур, куда вклеивают и зарисовывают образцы фактурных возможностей карандаша, маркеров, ручек и прочего). В процессе рисования с натуры им уже не приходится думать и выбирать - рука сама рисует свободно и легко, опираясь на предыдущий опыт. Но для этого сначала стоит “раскрепоститься” в рисовании с натуры и сделать несколько зарисовок с модели попроще - пейзаж, натюрморт.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин