Рисунок
+ а) вид изобразительного искусства;
+ б) отдельное художественное произведение;
+ в) академическая дисциплина;
+ г) в бытовом употреблении.
а) Рисунок - это подвид изобразительного искусства, разновидность графики, уникальная графика (то есть в отличие от печатной графики, рисунок создаётся от руки в единственном экземпляре). Для исполнения рисунка применяют графические средства - линию, штрих, пятно. Особенности использования и комбинирования этих графических средств создают многообразие видов и техник рисунка: от плоскостных линейных до пластически моделированных тональных и светотеневых. Рисунок характеризуется относительной простотой и скоростью исполнения, лаконичностью техники и доступностью технологии исполнения.
Применение рисунка в изобразительном искусстве.
↳ Станковый (Как отдельное художественное произведение)
↳ Подготовительный материал для живописи
↳ Иллюстрация
↳ Дизайн
Для рисунка характерен ограниченный (условный) набор цветов, как правило, это градации одного цвета. Изображение в рисунке всегда условно (не похоже один в один на то, что видит художник в натуре). От других видов искусства рисунок отличает разнообразие и многообразие его видов. Это происходит потому, что подготовленные рисунки и самостоятельные произведения художников одинаково ценны и весомы в художественном мире.
Таким образом у рисунка прослеживается специфическое свойство: он может существовать как сам по себе, так и являться одним из этапов создания произведения искусства, объекта дизайна или ДПИ. Отсюда вытекает, что рисунок может быть одновременно и целью и средством художественной деятельности (выполняется для себя или для зрителя).
В истории искусств выделяется особенно рисунок отдельных периодов (например: рисунок эпохи Средневековья), школ рисования (например: школа Рафаэля и маньеристов) и отдельных мастеров (например: рисунок Леонардо да Винчи; рисунок Гольбейна; рисунок Ван Гога).
Рисунок делится на эскизный и выставочный, а также композиционный и свободный.
Композиционный рисунок - такой рисунок, через который претворяется изначальная идея автора. Графическая схема фиксирует основную мысль художника. Такой исходный рисунок определяет расположение элементов будущего произведения, их стилистику, степень прорисовки, размер, форму и так далее.
Творческий, свободный рисунок помогает художнику исследовать модель, выявляет её характерные особенности, индивидуальные характеристики и отношение к ним автора сразу. Такой рисунок может изображать модель по отношению к среде, саму по себе или её части, особо заинтересовавшие художника. Творческий замысел в купе с впечатлениями от увиденного (или, реже, придуманного) выражается в рисунке сразу и представляет собой законченное станковое произведение.
Рисунок выполняется графическими художественными материалами, применяемыми в зависимости от желаемого результата с использованием разнообразных художественных приёмов.
Материалы для рисунка (графические художественные материалы) бывают трёх видов.
↓ ↓ ↓
Твёрдые Мягкие Жидкие
(Карандаши, (Широкие) (акварель, тушь,
простые и цветные; (уголь, соус, чернила, гуашь)
маркеры, линеры; сангина, мел,
ручки шариковые, сепия, пастель
гелевые, капилярные и другие)
и другие.)
Основные художественные средства выразительности рисунка - линия, штрих, пятно.
б) Рисунок - это отдельное художественное произведение (графический лист), художественно-графическое изображение, выполненное художником вручную на бумаге или картоне карандашом, тушью, углём, ручкой или другими графическими материалами. Рисунок - это продукт отражения реального мира с его характерными особенностями, пропорциями, формой, объёмом, фактурами и так далее в плоскости листа.
Традиционный рисунок выполняется на бумаге разных сортов или её производных. До появления бумаги подобные графические изображения рисовались на кости, папирусе, дереве, покрытом воском и других материалах.
Современные рисунки имеют основу в виде обычной рисовальной бумаги разной плотности и текстуры, а также, специальной грунтованной и окрашенной бумаги (например: бумага для пастели, акварели, крафт бумага и так далее). Часто художники вручную придают бумаге необходимую текстуру и цвет при помощи грунтовки чаем, кофе, акварелью; используют специальные приёмы состаривания бумаги, взъерошивания верхнего слоя наждачной бумагой для лучшей сцепки, например с мягкими материалами. Вот это придаёт большую выразительность рисунку.
в) Рисунок, в понимании учебной дисциплины, выступает как средство изучения и осмысления реальности художником (обучение рисованию, особенно, рисование с натуры). Особо важны занятия рисунком при обучении художников-живописцев и монументалистов. Точный, уверенный, грамотный рисунок - основа картины. Большое значение имеет владение рисунком при занятиях акварельной живописью.
В Российской и зарубежных Академиях художеств, художественных училищах и художественных школах рисунок - основа художественного образования.
Академический рисунок - длительные, многочасовые рисунки (штудии), выполняемые с натуры, характеризующиеся тщательной проработкой и реалистической передачей объёма. формы, конструкции, характера модели в заданном освещении и среде.
Учебные рисунки по технике исполнения и соответствию поставленным задачам бывают:
+ линейный (линеарный) рисунок;
+ конструктивный рисунок;
+ свето-теневой рисунок;
+ фактурный рисунок;
+ объёмно-пространственный рисунок.
г) Рисунок в бытовом употреблении - это простое, схематичное, безыскусное изображение, обычно на бумажном носителе. Применяется в значении: “детский рисунок”, “картинка”, в том числе не художественная иллюстрация, “схема”, “графическое пояснение к тексту”. В данном случае, рисунок может быть условно цветным или чёрно-белым. Такие рисунки не имеют художественной ценности и несут прикладное назначение.
История рисунка.
* Рисунок (в значении: графика) - древнейший вид искусства, дошедший до наших дней в виде наскальных и пещерных изображений эпохи палеолита. Контурные и сочетающие линию и пятно изображения первобытные художники процарапывали и очерчивали подручными инструментами - острыми обломками камней, древесным углём, сухой глиной.
* Особое обаяние имеют рисунки тушью на шёлке стран Азии (IV в до нашей эры): Китая, Японии, стран Дальнего Востока. Этот вид рисунка до появления бумаги (по легенде в 105 году нашей эры) приобрёл в своём развитии особенность технологии и техники исполнения, критерии мастерства и массу уникальных отличительных признаков и ознаменовал развитие рисунка, живописи и ДПИ стран Восточной Азии в целом. Его влияние на национальное искусство этих регионов ощутимо до сих пор.
* В средние века рисунок, как подвид изобразительного искусства, принимает вид архитектурных чертежей и эскизов архитектурных деталей. Формируется новый тип рисунка - архитектурный рисунок, характеризующийся особой тщательной и точной методичностью построения изображения и эстетикой подачи. Архитектурные рисунки напоминают инженерные чертежи и служат визуализацией замысла проектировщика.
Также, параллельно с архитектурным рисунком, развивается искусство книжной миниатюры.Рисунки для книг выполняются на специально подготовленном и загрунтованном пергаменте красками, органическими и неорганическими. Выполнялись условно цветные и чёрно белые рисунки.
* В эпоху Возрождения рисунок становится базовым способом изучения линейной перспективы, пластической анатомии, явлений природы, форм растительного и животного мира и древний рисунок приобретает статус исследовательского-научного опыта. Особое место уделяется в этот период рисованию с натуры. Именно с эпохи Возрождения начинают выявляться конкретные задачи и способы рисования, применяемые и в наши дни:
+ станковый рисунок (жанры: исторический, религиозный, бытовой, пейзаж, портрет, и другие) → представители: Рафаэль, Микеланджело;
+ штудия (академическая, анатомическая и другие) → представитель: Леонардо да Винчи;
+ свободный живописный рисунок → представители: Тициан, Веронезе;
+ линейно-штриховая моделировка (анализ формы, объёма) → представитель: Дюрер.
Рисунок эпохи Возрождения являет собой теории и практики современного европейского рисования.
Raphael (Raffaello Sanzio), 1483-1520, Italian, Madonna with Child, 1518-1520.
* С ХVI века происходит реформа в обучении рисованию: одним из основных методов начального обучения рисунку становится метод копирования. В связи с этим, начинается коллекционирование рисунков мастеров предыдущих эпох, особое внимание уделяется их хранению и систематизации, а также атрибуции.
В конце ХVI века формируется академическая система обучения рисованию и появляется понятие - академический рисунок, как особый вид рисунка. Автором академической системы обучения художников считается Аннибале Каррачи. Академическая система обучения рисования характеризуется тремя этапами:
- копирование с образцов (рисунки учеников - копии рисунков мастеров);
- рисование с гипсов;
- рисунки с живой модели.
* В XVII веке, как альтернатива академическому рисунку, появляется реалистический рисунок. Характерные его черты: свобода графических средств и стилистика близкая к натуре. В основе рисунка лежит авторская идея, а не подчёркнутый эстетизм натуры (художники представители: Рембрант, Рубенс, Ж. Калло).
* Рисунок эпохи барокко характеризуется динамикой, пышностью, богатством графических изобразительных приёмов (представитель: Бернини).
* В стиле рококо рисунок приобретает утончённость, изыск техники, сюжетов, детализации, композиции (представители: Ватто, Буше).
* Соответствующие веяниям классицизма ХVIII века строгость, простота, лаконичность линий и форм, эстетизм решения силуэта и некоторая статуарность персонажей проявляются в рисунках Давида, Энгра.
* Для рубежа ХVIII-XIX веков (эпоха романтизма) в рисунках художников характерны экспрессивная выразительность, эмоциональный накал и подчёркнутое разнообразие изобразительных средств, патетико-героические сюжеты.
* В XX веке рисунок приобретает черты гротеска (например: Оноре Домье). Особо ценится наблюдательность художника, острота его мышления, подчёркивается пристрастие художников-графиков к линии и силуэту в изображении.
Также, художники XX века стремятся к передаче движения, мимики героев в рисунках, пытаются передать эмоциональное состояние и характер человека через динамику тела и лица в изображении людей (например: Милле, Ван Гог)
В конце XIX - начале XX веков появляется новый вид рисунка - рисунок для печатных изданий (афиши, газеты, журналы). Этому рисунку присущи характерные черты: чёткость прорисовки, лаконизм пятен и линий, что связано с особенностью отображения рисунка на печати. Мастерами и родоначальниками такой техники рисования считаются Обри Бердслей, Тулуз Лотрек.
Развитие стилей, подходов, техник и способов рисования в XX веке выявили такие разновидности рисунка, как: сатирический рисунок, рисунок скульпторов, композиционный рисунок, иллюстративный рисунок, а также индивидуальную манеру в рисунках отдельных художников, впоследствии лидеров целых художественных школ (например: Филонов, Петров-Водкин)
* Отдельно стоит выделить советский рисунок, в который активно внедрялся метод соц. реализма. Ограниченный круг тем и характерная подчёркнуто реалистическая трактовка задавали определённые рамки графического творчества. Особо востребованы были рисунки художников, изображающие темы стройки, иллюстрирующие историю советского народа, портреты политических и государственных деятелей, ударников труда, спортсменов, военных, деятелей культуры и искусства, пейзажи и натюрморты. Альтернативой выступали идеологически выдержанные иллюстрации к классической и современной литературе.
* В годы Великой Отечественной войны появился особый жанр - фронтовой рисунок, а после победы в Великой Отечественной войне - путевой рисунок, повествующий о жизни и быте народов республик советских стран.
* Востребованы и по сей день рисунки в жанре карикатуры и журнальная графика.
Виды рисунка.
Рисунок по назначению:
- станковый (самостоятельное произведение);
- композиционный (для картины);
- штудия (учебный);
- иллюстративный;
- схематический;
- архитектурный;
- скульптурный;
- рисунок-схема;
- арт-терапевтический;
- топографический;
- технический (дизайнерский) и др.
Рисунок по жанрам:
- портрет;
- натюрморт;
- жанровый рисунок (сюжетный);
- пейзаж;
- анималистический;
- исторический;
- бытовой;
- плакат;
- логотип (символ);
- шарж;
- карикатура.
Рисунок по темам:
- труд;
- спорт;
- отдых;
- материнство и так далее.
Рисунок по скорости исполнения:
- набросок (скетч);
- зарисовка;
- рисунок;
- штудия.
Рисунок по способу исполнения:
- по памяти;
- по представлению;
- по воображению;
- с натуры;
- комбинированный способ.
Рисунок по стилистике:
- реалистический;
- академический;
- декоративный;
- плоскостной;
- орнаментальный;
- экспрессивный;
- технический рисунок;
- абстрактный и полуабстрактный;
- символический;
- кубистический;
- минималистический и другие.
Литература:
1. “Популярная художественная энциклопедия”, Под редакцией Полевого В. М.: издательство “Советская энциклопедия”, 1986.
2. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия”, Под редакцией проф. Горкина А. П. ; - Москва: Росмен; 2007.
3. Большая советская энциклопедия. - Москва. : “Советская энциклопедия”, 1969-1978.
4. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”
5. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”
6. Соловьёва Б. А. “Искусство рисунка”; “Искусство”, Ленинградское отделение, 1989.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наш курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге. :)