Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Почему я занимаюсь только графикой?

  Меня об этом часто спрашивают: постараюсь ответить развёрнуто. Начнём с того, что я освоила почти все классические техники живописи и графики и почувствовала серьёзную разницу между всеми ними. Я пробовала применять и комбинировать разнообразные приёмы и методы рисования и живописи и даже миксовала графические и живописные способы работы.

У меня была хорошая академическая школа, после которой мне посчастливилось освоить различные современные техники рисунка и живописи и, к своему удовольствию, я занимаюсь этим до сих пор. За всё время ученичества и творческой деятельности, у меня получилось понять, что владеть техникой и чувствовать себя свободно для выражения особенностей пластики и психологии модели или своих авторских идей - это совсем другое дело, по сравнению с классической академической подготовкой. Создавать что-то новое, выражать идею и своё отношение к изображаемому мне намного легче именно скупыми графическими средствами. Хотя и в живописи я с этой задачей справляюсь, но возиться буду дольше и чувствовать себя скованнее. Так было всегда, от первых упражнений по композиции в художественной школе до последней дипломной работы в Академии.

  И, если честно, я до сих пор недоумеваю по поводу всеобщего ажиотажа из-за живописи маслом. Почему именно она, а не акварель, например, - излюбленный материал обывателя, ведь по трудозатратам и технологичности обе техники сложны? Есть расхожее мнение, что так как масло само по себе дорогостоящее, то оно ценится выше. Серьёзно? Вы знаете сколько стоят рисунки Леонардо? А гравюры Рембрандта? Ведь такая позиция совершенно не берёт в рассчёт мастерство самого художника, его авторский стиль, метод работы, образность, особенности стилизации, композицию - то, что является самым ценным при анализе и оценке произведения искусства. Цена и ценность - это всё-таки разные понятия, тем более, при сравнении материала и законченного произведения.

  Потом я долгое время писала маслом и только маслом: 10 лет, за это время было организовано и проведено 4 только персональных моих выставки. И, да, мне совершенно не жалко было проститься с этим материалом навсегда. Причин много. Одна из них - отсутствие мастерской. К сожалению, живопись маслом достаточно хлопотна: запах от разбавителей, сложность просушки, грязь - всё это исключает занятия живописью дома. Необходимо специальное помещение, в котором можно не бояться накапать краской на пол, промыть кисти скипидаром, поставить свеженаписанную работу на поверхность стола, стула. Такого помещения у меня нет. Кроме того, масляная живопись сохнет очень долго, от нескольких недель до года. В сыром виде работы нужно хранить так, чтобы никто из домашних, не задохнулся от специфического запаха и не оставил отпечатки пальцев, одежды или предметов на холсте. В жилом помещении это сложновато - кошачья или собачья шерсть, смазанные фактурные мазки или отпечатки пятерни часто становятся совсем неорганичным дополнением картины.

  Ещё одна причина - хранение. Написанные работы должны где-то храниться. Как дочь художника, я понимаю, что это значит: стеллажи, верхние части шкафов, пространство под кроватями и по углам будет заставлено, заложено, занято старыми картинами. Да, не все работы продаются, и глупо думать, что они пишутся именно для этого, но это отдельная тема для разговора. В один прекрасный момент я поняла, что картины могут вытеснить меня из дома (как в фантастическом фильме, где создания выживают своего создателя!), а дарить их или выбрасывать - совсем не выход из положения.

  Ну и последнее: любовью всей моей жизни всегда была графика. Как ни в одном другом материале, я чувствую себя в ней легко и свободно. И мне не приходится думать, как лучше выразить ту или иную идею - всё решается в листе или доске само собой, как будто мысли и идеи сами рисуют моими руками. Конечно, для этого нужно пройти серьёзную подготовку рисовальщика, наработать авторские приёмы, стилистику, почувствовать материал. Профессионализм приходит не сразу. Ну, и, в конце концов, после классической техники живописи маслом (сложнейшим материалом!), так приятно вернуться к чему-то лаконичному, простому, и гениальному в своей простоте! Как говорил М.Ю. Лермонтов: “Если всё время есть сладкое, обязательно захочется солёного огурца”.

  Графика для меня как музыка. Она может быть лаконичной, сухой, даже грохочущей, а может пестрить мелкими весёлыми штриховыми соринками; может быть лениво-линейной, томной или элегантно-конструктивной. К сожалению, оригинальная графика очень хрупка и недолговечна, как бы старательно её не сохраняли, поэтому настоящим прорывом для меня стали техники печатной (тиражной) графики. Многообразие приёмов, ведение работы от белого и от чёрного, возможность наносить и применять необыкновенные фактуры, которые могут представиться только в сказочных снах, разнообразные способы гравировки печатной формы и проявления рисунка, лёгкая смена формата и подготовки материалов и инструментов, всё это для меня очень удобно и интересно. В каждой новой работе находится что-то новое, необычное для выражения основной идеи.

  Конечно, работа над матрицей достаточно кропотлива и требует определённого навыка, терпения и усердия, но результат того стоит. Также, неоспоримым достоинством печатной графики является тиражность: я могу напечатать столько авторских копий гравюры, сколько потребуется, и все они будут, в некоторой степени, различны - это нужно видеть и сравнивать. Профессионалы даже могут отличить более ранний оттиск от более позднего (особенно ценится первые 10 оттисков). Тиражность так же помогает мне участвовать в нескольких выставках сразу оттиски с одной доски могут поехать единовременно в совершенно разные части света. Да и транспортировка таких работ очень проста: не нужно готовить бокс, одевать картину в раму, упаковывать её в картон - достаточно просто подписать печатный оттиск, уложить его в конверт и отправить по нужному адресу. Благодаря этому, мои работы побывали в Италии, Турции, Бельгии, Казахстане, Польше и так далее. А после такой графической выставки организаторы, обычно, присылают художнику каталог с репродукциями работ участников. Таким образом, у меня всегда есть возможность следить за достижениями художников графиков, исследовать их опыт и мастерство. Это по-настоящему здорово!

  Хранить тиражи гравюр и сами доски-матрицы достаточно просто: они не такие хрупкие и громоздкие, как холсты. Кроме того, графика очень эффектно выглядит в оформленном виде в офисных и жилых современных интерьерах, а это не может не радовать. Вот, взгляните, например, на такое стилистическое решение. По-моему, не плохо.

  Как видите, достоинств у графики хоть отбавляй, и, в моём случае, эти достоинства весьма ощутимы. Поэтому, мой выбор сделан, и он вполне логичен и осознан. А вам, дорогие ученики и начинающие художники, я искренне желаю сделать этот выбор самостоятельно, исходя из практической пользы, склонностей и интереса. Ведь, по большому счёту, не важно, в какой именно технике работает художник - важен сам посыл его зрителю, умение выразить и донести то главное, чем именно автор хочет поделиться. Дерзайте, перед вами множество дверей в волшебный мир изобразительного творчества, одна из них - ваша.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.


  • Сайт
  • Магазин