Здравствуйте всем! Зовут меня Екатерина Крюкова. Мы сегодня с вами будем говорить про бумагу для рисования, как я и обещала. Тема эфира так и заявлена – «Бумага для рисования, чем отличается и какую выбрать».
Сейчас все по порядочку расскажу и покажу еще рисунки на бумаге разного качества, и посмотрим, как вообще себя ведет карандаш, раз мы говорим про рисунок. И еще немножко и про другие материалы поговорим, потому что без этого никак.
Кто меня видит первый раз, кто со мной не знаком, я художник практикующий и педагог, член Союза художников России и руководитель частной школы рисования Jotto в Екатеринбурге. Работаем мы вместе с мужем. Уже более 2500 учеников прошло обучение по разным курсам. Вообще у нас более 30 программ разной направленности. Мы обучаем в таком классическом стиле, но и современные направления тоже есть. Я сама участвую в выставках, но и, конечно наблюдаю весь процесс обучения, педагогический процесс и художественный. Собственно, этим всем и делюсь.
Так, начинаем. Во-первых, любая бумага для рисования не однотипная. Те, кто занимаются каким-либо отдельным видом искусства, пластического и особенно изобразительного, знают, что бумага бывает разная по качеству, по фактуре, по плотности, по цвету, ну и по составу. Кроме того, еще имеет значение связующее вещество, то есть наличие клея внутри самого бумажного не то чтобы волокна, но спрессованных листов.
aДавайте сейчас чуть-чуть поподробнее. Во-первых, разница по фактуре. Наверняка есть акварелисты или те, кто работает акварелью. Вы все прекрасно знаете, что в акварели фактура имеет значение. Например, фактура гознаковской бумаги грубая достаточно такая, плотненькая, сильно отличается от бумаги фактуры лен или скорлупа, которая мелкофактурная. И тем более хорошо отличается от торшона, бумаги высокофактурного качества и больших бугристостей. Фактура значение, разумеется, имеет.
И не только для акварели бумага такие штуки претерпевает, но и бумага для пастели бывает разной фактуры, бывает более гладкой, бывает чуть более шершавая такая фактурная. Пастелисты вообще берут даже наждачку и хорошо бумагу наждачкой обрабатывают, чтобы она была бархатистая такая, бархатная, чтобы сцепляемость была лучше. Для рисунка карандашом, например, нужна бумага совсем другого качества, поэтому мы используем ватман, который гладкий абсолютно и на который ложится карандаш или тушь, скажем, или какие-то материалы немягкие, твердые либо жидкие очень хорошо.
По плотности. Бумага бывает разной плотности. Она измеряется в граммах/квадратный метр.. Чем большее количество г/кв.м., тем плотнее бумага, тем она толще. Стандартная бумага для принтера 80 г/кв.м.. Это маленькая плотность. Для скетчей, для быстрых зарисовок она прекрасно подойдет, но для каких-то длительных работ или там, где требуется скрупулёзная такая прорисовка или особенно аккуратная техника, скажем, линером или шариковой ручкой, где каждый штрих важен, бумага эта не очень хороша именно из-за того, что плотность ее недостаточно высокая.
Она растирается резинкой, правки внести в бумагу такую, как для принтера, очень сложно, поэтому лучше, конечно, для рисунков карандашом и рисунков тушью, для рисунков маркерами выбрать бумагу более плотную, скажем, хотя бы 200 г/кв.м.. Это уже бумага формата ватман. Не формата в смысле размера, а формата в смысле качества. Плотность ватмановская тоже бывает, кстати, разная. Вот мы для школы покупали последний раз материалы, поторопились и купили бумагу 180 г/кв.м..
Всего 20 пунктов разделяет более плотную и менее плотную, но разница ощутима. Ученики даже заметили, сказали, а что за бумага такая другая. Вот имеет значение каждая доля, поэтому внимательно смотрим на плотность, она указана на упаковке, и для тональных длительных рисунков выбираем бумагу поплотнее. Я потом чуть попозже во второй части нашей статьи расскажу и покажу свои рисунки, мы с вами просто сравним, как ложится карандаш на такой вид, на такой и на такой.
Еще не договорила про плотность. Акварельная бумага бывает чуть ли не до 500-600 г/кв.м., это очень плотная, такая толстая. Я сама люблю акварельную. Если рассматривать бумагу «Рыбачку», она такая сейчас более-менее. Это классика ГОЗНАК. Не ведет ее сильно при работе акварелью и хорошо выдерживает даже рисунки карандашом. Я в свое время рисовала на фактурной, она мне нравилась.
И «Осенний сон» мне очень нравится, тоже у меня с скетчбуке есть, потом покажу попозже. «Осенний сон» - это Лилия Холдинг, хорошая очень компания. В конкретно этом наборе 280 г/кв.м.. Бумага шикарная, очень плотная, как металл, выдерживает не только карандаш причем жесткий, но еще и многослойную акварель, и технику по-сырому, ее не коробит, все прекрасно.
ПО СОСТАВУ
Значит, состав бумаги тоже значение имеет. Нам важно не столько даже для рисунка, сколько для работы красками, чтобы в составе обязательно были волокна натуральные и чем больше, тем лучше: лен, хлопок. Если это целлюлоза, допустим, вода будет себя немножко по-другому вести, и пигмент будет немножко по-другому осаждаться.
То есть каких-то красивых акварельных разводов, например, не получится, поэтому для акварели побольше натуралки, чтоб внутри бумаги было, для рисунка в принципе подойдет обычный стандартный ватман, лучше пока ничего не придумали.
По цвету бывает бумага тонированная.
Яркая цветная, например, каких-то сочных оттенков, скажем, розовая, синяя насыщенная, бывает черная, коричневая. Все это шикарно. Особенно для тех, кто занимается пастелью или хотя бы пробовал рисовать на бумаге для пастели белым мелом или углем. Заметили, что на цветной бумаге всегда очень эффектно получается. Цвет значения не имеет. Важно подбирать для себя. Бумага белая, так называемая белая, она тоже бывает разная по оттенку.
Бывает кремовая, желтоватая, немножко бежевая, в зеленую, в голубую сторону, абсолютно разная. Нет такого единого критерия белизны, поэтому по цвету даже белая бумага выбирается индивидуально каждому. Я люблю, чтоб чуть-чуть тепленькая была, как топленое молоко. Мне кажется, на ней рисунки именно графически-карандашные выглядят эффектнее, чем на белоснежной, типа Снегурочки или SvetoCopy.
И важно еще, чтобы в бумаге был достаточный процент клея, связующего вещества. Это говорит о рыхлости. И бывает бумага очень рыхлая, где карандаш прямо проваливается внутрь нее, и вычищать резинкой эти места очень сложно. Это говорит о том, что в бумаге мало клея. То есть она спрессована, волокна спрессованы, склеены, но небольшим количеством связующего состава.
Скажем, в том же ватмане этого клея достаточно. Она гладкая, нет этих отслаивания чешуек или слоев. Резинкой любой мягкость можно работать, и клячкой и формопластом, и ластиком классическим разных марок. Бумага не повреждается во время рисования. Если, скажем, возьмем бумагу так называемую полуватман, это не совсем ватман, клея там меньше, но она фактурная и более теплая.
Я такую люблю, интересные рисунки получаются, сейчас покажу. Но, допустим, длительный академический рисунок на ней уже не нарисуешь, потому что будет эффект растирания, такой дымки, ненужной. И вот этой четкости, академического штриха уже не будет. Будет такая условная тушевка, и рисунок будет выглядеть таким набросочного характера.
Поэтому клей тоже имеет значение, именно состав клеевой. Опять же скажу, что для рисунка карандашом, для зарисовок более 20 минут идеален ватман. Клея достаточно и кстати в бумаге для принтера клея тоже неплохо, вполне хорошо. В отличие от, допустим, бумаги из Икеи детской, вот этой рулонной. Вычищается на ней и работается на ней прекрасно. Это такие основные показатели, которые для бумаги особо важны.
В принципе тут должно быть все ясно, и вы наверняка листы между собой сравнивали, даже в скетчбуках, которые сейчас продаются в альбомах, которые сейчас продаются в масс-маркете и в художественных магазинах, если вы там бываете. Выбор сейчас очень большой и даже есть отдельное производство бумаги для манги. Те, кто увлекается рисованием аниме или манги. Она рисовая, определенной плотности, определенного клеящегося состава, специально именно для этой части. Едем дальше.
Так как мы разделяем графические материалы на три основные группы, то для каждой группы материалов, для каждого типа рисунка будет нужна своя бумага. Оценивается путем критерия, который я проговорила уже, но с учетом того, чем мы будем рисовать.
три основные группы материалов
Итак, три основные группы материалов : это твердые, жидкие и мягкие. Мы про них говорим на нашем курсе с нуля, когда к нам новые ученики только приходят. Пробуем обязательно их все, изучаем их свойства, и, конечно, подбираем бумагу.
Давайте с твердых материалов начнем.
Это то, что имеет твердую основу: карандаш, гелевая ручка, шариковая ручка, восковые мелки, все что мощное, плотное, твердое. Для такого типа, конечно, нужна бумага поплотнее, от 180 и выше г/кв.м., в крайнем случае 80 г/кв.м. для быстрых зарисовочек, которые не подразумевают длительной работы.
Бумага обязательно должна быть гладкой, чтобы материал не проскальзывал и в то же время не слишком цеплялся, не слишком уходил внутрь, в нижние бумажные слои.
Преимущественно использовать белую бумагу для этой цели, потому что графически твердые материалы, как правило, все имеют темную основу - это графит, восковые карандаши, гелевые и шариковые ручки. Темные ручки ложатся только на светлую бумагу и выглядят эффектно исключительно на ней.
Второй тип материалов – это мягкие материалы.
Все, что крошится: уголь, сепия, мел, пастель, это то что можно раскрошить и этой крошкой работать. Для такого типа важна рыхлая бумага, поэтому в бумаге для пастели в ней очень мало клея и высокая фактура.
Для того чтобы сам пигмент мелка входил в слои как можно ниже и забивался, благодаря этому можно работать с пастелью многослойно, получится изображение объемное и эффектное.
Для такого типа рисования нужна бумага с минимумом клея, с высокой фактурой, тонированная или цветная, но не слишком яркая (хотя бордовые, шоколадные оттенки хорошо выглядят при подкладке под мягкий материал).
Это тушь, акварель, гуашь, акрил. Для них используется бумага либо максимально впитывающая (под акварель или гуашь), либо глянцевая, которая не дает впитываться, но дает растекание по поверхности – в этом случае используется мелованная бумага. Но обязательно высокой плотности, минимум 200 г/кв.м. и более. Это касаемо самих групп материалов и бумагу под них.
Едем дальше. Бумагу разного типажа мы используем на наших обучающих курсах для того, чтобы добиться определенных результатов. Есть курсы классического типа со стандартным ватманом идет, именно для того, чтобы не сбивать человека с пути истинного и давать знания, умения и навыки, которые требуются классическому художнику либо базовые знания, которые требуются в любой области изобразительного искусства и в дизайне, это курс “Рисование с нуля до портрета на заказ”.
Там идет только ватман и материалы классика - карандаш графитный, мягкий материал и гуашь. Есть курсы обзорного характера: курс “Скетчи” или курс “Техники рисунка” и курс “Техники живописи”, там под каждый вид, под каждую технику нужно свою бумагу. Поэтому здесь мы комбинируем, причем комбинируем под акварель бумагу разного качества и ГОЗНАК, и бумагу Итальянского и Французского производства, с разной степенью впитываемостью и с разной плотностью.
Очень интересно наблюдать, как ученики делают одни и те же эффекты на разных типах бумаги. Это конечно, здорово, и я беру обратную связь всегда, спрашиваю всегда: «На какой интереснее? На какой удобнее работать?» Не всегда дорогая – значит хорошая. Это я вам точно могу сказать!
Ну и давайте посмотрим, что собственно можно делать на бумаге разного типа.
Начнем с классики, я делаю блокноты сама, кое-что у меня куплено. Здесь, например, ватман.
Вот стандартный двухсотый ватман, и здесь графитный карандаш. По-моему, это 3B – такой мягкости. Он хорошо входит в бумагу, хорошо вычищается. Здесь видно, что работали резинкой, ну и штрихи достаточно хорошо видны, нет провалов внутрь бумаги, нет растёртости, и все выглядит вполне достойно.
Такие блокноты можно и в продаже найти, допустим, у меня есть старенький блокнот, сейчас я его открою.
Привозила из Бельгии, ватман такой хорошенький, плотненький - 200 грамм наверно здесь, очень хороший. Клея много, видите, даже тушёвка здесь в лошадке работает очень хорошо. Чуть-чуть приближу, чтобы было видно. Здесь штрих, и тушёвка хорошо видны, отрабатывается и проявляется. Бумага не мешает, а помогает рисовать. Это классика – ватман.
Полуватман, про который говорила в начале, сейчас найдем какой-нибудь рисунок, чтоб вам все было ясно и понятно. Давайте вот тут посмотрим.
Бумага шершавенькая, в отличии от обычного ватмана, она чуть-чуть теплее. Здесь на любителя, я сама такую люблю бумагу, не знаю, видна ли разница. Видна. Видно, что ватман похолоднее, а полуватман такой шершавый. Он чуть-чуть потеплее, такой, как топленое молоко.
Немножко такой оттеночек, и смотрите, здесь невозможно работать тушевкой, здесь только на штрихе все сделано, потому что каждый штрих проваливается в глубину, клея в бумаге меньше. И вот эти чешуечки, которые не приклеены, ни склеены - они немного выходят наружу, торчат, и при работе ластиком они конечно высыпаются на поверхность.
Дают также ошметки. Поэтому на такой бумаге работать удобнее мягким карандашом, ну делать-таки скетчи вполне можно. Я вот, например, люблю, чтобы не было искушения, больше ластика использовать, чтобы можно было технически как-то себе наработать приемы такого быстрого легкого штрихового рисования или линейного рисования.
К тому же типу примерно относится бумага для пастели. Здесь, кстати, очень сложно сказать. Вот я сейчас обложечку покажу. Так, где у меня обложка? А не покажу я вам обложку, она куда-то убежала. Что это? Бумага явно фактурная, давайте поближе поднесу. Может быть увидите даже зерно, здесь лен – такая бумага, как акварельный лен.
И вот сложно сказать, это акварельная либо бумага для пастели. По плотности примерно идентичная, скорее всего пастельная. Я не думаю, что здесь в такой бумаге будет много хлопка или льна. Потому что в масс-маркете покупалась, но фактура небольшая есть, и можно работать, например, угольным карандашом или пастельным карандашом - вполне.
Он будет туда в эти фактурки втираться, внутрь бумаги будет уходить, но для рисования скажем маркерами, она уже не подойдёт. Маркеры ее насквозь спиртом растворяют, пропускают и просачиваются даже на предыдущие листы и простым карандашом на такой очень сложно рисовать, потому правки не внести – очень сложно.
Что еще? Обычно вот сейчас в продаже очень много блокнотов, скетч буков с бумагой, как для принтера. Она идет классического типа во всех альбомах, вот у меня такой. Такие наверняка видели, их много подобного рода.
Бумага тоненькая, вот это как раз та самая писчая 80гр на метр. Для набросков, для быстрых зарисовок «Элементарно, Ватсон». Все прекрасно, садимся делаем. Главное карандаш наточить хорошо, чтобы он был остренький, но для длительных зарисовок не подойдет. Сейчас покажу зарисовки. Любую.
Ножки покажу. Ножки Цискаридзе. Смотрите, штрихи работают, пятно работает, линия работает, все хорошо, но скажем, здесь зарисовка минут на 20-30. Если бы я сидела более академично все вырисовывала, форма пространствия была с проработкой тона, то я бы уже не исправила.
Много бы сминалось, стиралось и продавливалось, что особенно мне не нравится. Про продавливание, кстати, смотрите, она тоненькая, из-за этого происходят такие вещи. Это пропечатался рисунок, а вот это продавился предыдущий - тот который с той стороны нарисован. Вот именно поэтому такие скетч буки хороши именно как рабочий материал.
А ну да, кстати, надо такого типа, который я сейчас показала. Оно в Фикс-прайсе куплено, вот в этом альбоме идет. Конечно на ней можно попробовать красками поработать, но смотрите, что происходит.
Бумага тонкая, ее коробит. Это писчая, бумага, скажем, для принтера, еще раз повторюсь. Гуашь ложится ровно, но бумагу ведет из-за воды и рисунок не очень выглядит не очень эстетично и такие фактурные вещи мне очень сложно делать. Идет очень сильно, бумага гибкая. Для живописи бумага нужна более плотная.
Более высокая по плотности и желательно фактурная, чтобы краска не скалывалась. Здесь у меня две.
Здесь фактура меньше – и она сохранилась лучше. Но тоже видно, что бумагу ведет немножко. Она волнами такими идет, так что вот такая тоненькая бумага – 80 грамм на метр. Она скорее для зарисовок, для скетчей вполне, для всего остального - не очень.
И акварельная. Тоже самое про акварельную - я делаю сама альбомы. Есть в продаже альбомы с акварельной бумагой, очень хорошей не отечественного производства, отечественного все идет ГОЗНАК, либо идет стандартный - не скорлупа, а лен с таким переплетением, как у ткани.
Она не подарок, так скажем. Акварельных эффектов и добиться очень сложно. А вот на бумаге, про которую говорила вначале, кстати говоря, "осенний сон", немножко желтенькая такая.
Даже с моей рубашкой сравните, желтоватый оттенок есть. На ней эффекты акварели вполне хороши. Здесь можно лессировками писать, и накладывать слои друг на друга, и «Аля-прима», как здесь некоторые фрагменты написаны. Фактура бумаги очень дает интересные, красивые эффекты. Вот белые вкрапины в арбузе, и вот эти ткани.
Это все благодаря тому, что бумага хорошего качества, и высокой плотности. Это 280 грамм на метр квадратный.
РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ ПРОЧИТАТЬ И ЭТИ НАШИ СТАТЬИ:
2. АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК. (Термин)
3. Современный рисунок: основные тенденции.
4. С чего начать обучение рисованию или почему рисунок важнее живописи? Часть I
Смотрите поближе, видна не видна, не знаю, вроде бы видна фактура. Такие бывают белые, теплые ну и бывают кремовые оттенки.
И для работы тушью, линнерами, гелиевыми ручками. Подойдет бумага мелованная, здесь такая иллюстрация нарисована – тренировочная, для того, чтобы ничего не расползалось. Вот они плотные мелованные листы. Листы – глянцевые, такая поверхность, как у афиш, плакатов, как у постеров.
Здесь плотность примерно 300 грамм, она такая очень плотная. И особенно, при работе тушью, конечно, чтобы плотности было побольше. Ну хотя для туши подойдет и ватман обычный, тоже 180-200 грамм на метр квадратный.
Пользуясь случаем, приглашаю вас на наши курсы рисования есть записи и живые в Екатеринбурге для тех, кто в нашем городе живет, очень рекомендую оторваться от дивана и прийти в школу. Это будет намного эффективней! Ну а те, кто смотрит на нас из других городов – подписывайтесь на нас в емайл рассылку, обязательно подписывайтесь на наш Инстаграм, там много новостей, много сторис, показаны работы учеников, полезные советы, информация актуальная.
И приглашаю по ссылке, на курсы образовательные, очень рекомендую начать с курса “Рисование с нуля до портрета на заказ”, это основа – база всего. Там говорим и о бумаге, и о материалах, и о техниках классических и современных, очень много рассказываю истории искусств, про художников, очень много даю на слух теории искусства. Мы практикуем, там 49 занятий по 2 часа.
Каждое занятие – это отдельное упражнение, есть упражнения, которые мы делаем несколько занятий. Длительные, должны завершиться по завершению курса. Ну и начинаем мы с основ, самых примитивных: как ставить руку, от того как проводить линии, первые штрихи и заканчиваем мы автопортретом, портретом на заказ.
Такое творческое упражнение у всех разное получается - очень интересное, и конечно, здорово наблюдать, как меняется человек в процессе прохождения этого курса. Как вообще он начинает думать, мыслить, как он делиться впечатлениями о выставках, и о том, что у него самого получается уже на бумаге рисовать самостоятельно.
Это все здорово и интересно! Стараемся сохранить индивидуальность каждого, и улучшить те данные от природы качества художественные, уникальные и такие своеобразные художники у нас выходят.
На курс я вас с удовольствием приглашаю, в записи весь этот курс есть: от базовых до завершения гипсовой головы. С удовольствием буду видеть ваши заявки в Директ, в Вотсап по нашему номеру телефона +79221157574, ну и на e-mail jotto-brand@yandex.ru.
И я вас благодарю за участие, было интересно надеюсь и вам тоже, давайте прощаться, на сегодня завершим.
Курс "Рисование с нуля до портрета на заказ"(Екатеринбург)
I ВИДЕОКУРС "РИСОВАНИЕ С НУЛЯ"В ЗАПИСИ.ПЛОСКИЕ И ОБЪЕМНЫЕ ФОРМЫ
II ВИДЕОКУРС"РИСОВАНИЕ С НУЛЯ" В ЗАПИСИ. НАТЮРМОРТ. ОСНОВЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ.
III ВИДЕОКУРС"РИСОВАНИЕ С НУЛЯ" В ЗАПИСИ. ГИПСОВЫЕ ЧАСТИ ЛИЦА И ГОЛОВА
Номер телефона(Whatsapp) для связи: +79221157574
Если вам понравилось это видео, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же покупайте наши курсы рисования :)