Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Что почитать, чтобы хорошо рисовать или практика, больше практики.

ВИДЕОМАСТЕР-КЛАСС "КРАСНЫЙ КАТЕРОК"

  Не все новые ученики берут домашнее задание, помимо уроков рисования в классе. Это нормально, задачи ведь у всех разные, да и расписание занятий живописью и рисунком тоже - кто-то раз в неделю рисует, а кто-то почти каждый день приходит в художественную школу. Но почти все вновь прибывшие ученики школы рисования спрашивают, в ответ на мои рекомендации закрепить получившийся результат самостоятельным рисованием дома: “А может я лучше что-то почитаю? Какую книжку прочитать, чтобы красиво рисовать? Подскажите…”

1. Невозможно разделить процесс обучения рисованию на части, чтобы получить цельный результат - мозг должен связать всё воедино.

  Друзья, за чтение и письмо, восприятие живописи, логику, а в некоторых случаях и математику (основы геометрии необходимы при обучении рисованию взрослых) отвечают совершенно разные отделы мозга. Именно поэтому начинающие художники так быстро утомляются во время урока академического рисунка - их мозг начинает работать интенсивно, активно, используя свои возможности максимально полно. Причём все вышеперечисленные деятельности начинающий художник в момент занятия рисунком осуществляет одновременно. Для того, чтобы результат урока был достойным, нельзя исключать ни одну из них, а значит, придётся активизировать необходимые для обучения рисованию зоны мозга и не давать себе поблажек. Тяжело в учении - легко в бою. Чем больше вы будете рисовать, осознанно упражняться в рисунке и живописи, тем легче быстрее и проще у вас будет получаться ожидаемый результат - красивая картина или рисунок.

2. Индивидуальная творческая манера.
  У каждого художника есть свои уникальные, лично им отработанные приёмы и способы рисования. Помимо традиционной последовательной схемы изображения натюрморта, портрета, фигуры человека, продиктованной академической программой обучения рисованию, существует масса других способов изображения модели. Какие-то из них добавляются в арсенал художника напрямую от учителя, какие-то из книг и мастер-классов мастеров живописи и рисунка, какие-то нарабатываются личным опытом. Просто прочитав учебник всего этого не освоишь. Важны именно живые практические упражнения, пробы, пусть не самые удачные, но непосредственное накладывание мазков краски и штрихов карандаша на лист бумаги важны не менее, а в большинстве случаев даже более, чем просто освоение теории. Всё-таки картина - материальный объект, который должен существовать в реале, а не просто идея в голове художника. Её ещё написать(нарисовать) надо уметь, а не просто придумать.

3. Пропустить через руки: связь - голова-рука.
  В детской художественной школе одни и те же упражнения и задания повторяются в разных интерпретациях по нескольку раз, для того, чтобы закрепить механически постановку руки, способы наложения штрихов и мазков и т.д. Это связано с постепенным освоением ребёнком действий, связанных с мелкой моторикой. У взрослых всё немного проще, именно поэтому взрослых начинающих художников не переучивают держать руку с карандашом особым образом - они рисуют так, как удобно, главное, чтобы на листе получалось то, что нужно. Кроме того, у взрослых уже сформированы необходимые мыслительные процессы, логические связи, поэтому теория искусства усваивается ими легче и не требует такого большого количества повторений. 

НО! Одной теорией в занятиях рисованием не обойтись даже нормальному взрослому человеку. Для того, чтобы обучение рисованию приносило результат необходимо научиться связывать свои практические действия на листе бумаги с логическими последовательными умозаключениями. Академический рисунок или этюд выполняет не с наскоку волей фантазии - это обдуманный, последовательный, соответствующих законам зрительского восприятия и таким наукам, как перспектива, анатомия, физика цвета и т.д., процесс. Каждый этап рисунка тщательно проверяется и планируется в мыслях художника, а уже потом реализуется визуально на бумаге или холсте. Поэтому, чем больше непосредственных практических рисунков выполнит художник-ученик, тем легче его рабочая рука будет выполнять “приказы” мозга. Одно без другого выдаёт дилетантство в рисовании, а значит результат, сам рисунок, будет не полноценным, нереалистичным.

4. Многократно повторённое, значит усвоенное.

  Вспомните, как в школе вы учили таблицу умножения только для того, чтобы в будущем вместо длительных серьёзных вычислений просто вспомнить нужное число. Основы академического рисунка и живописи - это такая же таблица умножения. Если не лениться, запомнить и многократно повторить для закрепления базовые принципы построения простых форм, принципы замесов цвета, влияние закона тепло-холодности, передачу тональных отношений в объёмном предмете, то при изображении сложных и интересных объектов и предметов, при написании картин самостоятельно, при реализации в живописи и графике собственных идей не потребуется дополнительных усилий или советов. Именно поэтому в художественных учебных заведениях студенты постоянно рисуют наброски с натуры, пишут множество простых этюдов, стократно повторяют рисунки типичных горшков, вазочек, баночек, гипсовых слепков и частей головы и фигуры человека. Доведённые до автоматизма простые действия помогают ускорить время работы над картиной и концентрируют внимание художника на индивидуальных особенностях модели, деталях, необычных условиях освещения, ракурсах и прочем. Заученные как дважды два принципы передачи перспективы, объёма, грамотная компоновка не отвлекает от главного, помогает в разы развить мастерство художника и творческое видение. А значит, и результат будет всё лучше и лучше.

5. Знать - не значит уметь.
  Помимо вышесказанного, навыки в рисовании необходимо не только закреплять, но и развивать. То есть, прочитав или прослушав о том, как рисовать лицо человека, например, и взявшись за карандаш, чтобы всё изученное претворить в жизнь, нет никакой гарантии, что всё сразу получится красиво и правильно. Навык должен сформироваться, а знания - лечь в основу навыка. Сами по себе знания не работают, ведь рисование - в первую очередь, практическое действие. Разумеется, мысль художника в этом действии присутствует и она первична, но результат - рисунок или картина - оценивается визуально по тому, как именно он исполнен. Вы же не будете объяснять зрителю: тут должна быть фигура, а рядом с ней другая, а цвета такие перламутровые, с переходом в синие, но только у меня это не совсем получилось. Вот и выходит, что знать и понимать то, что должно быть изображено и как это лучше сделать - хорошо, а уметь это задуманное изобразить - ещё лучше.
 Вы же наверняка наблюдаете, сколько сейчас разнообразных учителей всего-всего, бизнес-тренеров, например? А сколькие из этих людей имеют свой бизнес? Теория обязательно существует в связи с практикой, а иначе зачем вообще теория, если она ни к чему не применима? В рисовании так же.

6. Учиться видеть.

  А ещё в практических упражнениях по рисованию много нюансов. И даже если в теории, например в книге или статье по живописи, всё понятно, по полочкам разобрано, то во время непосредственного живописания у художника-любителя появляется ряд вопросов или вариаций на которые приходится искать ответы самому (если, конечно, живописец не занимается под руководством педагога, что является самым разумным, результативным и продуктивным вариантом обучения рисованию). Получается, что помимо освоения основных законов и правил ведения работы, помимо азов технологии материалов, художнику-ученику приходится самостоятельно размышлять, пробовать, интерпретировать и использовать все возможности техник и приёмов рисования. А это, опять же, практика. Видеть и подмечать особенности, пробовать передавать их на листе бумаги реалистично - этому при помощи текста или видео не обучить - всё очень индивидуально.

7. Кайф от рисования приходит во время рисования.

  Все практикующие художники согласятся со мной в том, что никакие картинки, рассказы или видео процесса не заменят удовольствие от живого, непосредственного рисования. И сам процесс тут важен не меньше, чем результат, ведь это настоящее счастье: намешивать и класть на свои места нужные оттенки краски и видеть, как из них собирается вся мозаика задуманного изображения, укладывать на свои места каждую линию и штрих, чтобы получить красивый строгий и правильный рисунок карандашом, придумывать на ходу, как лучше повернуть кисть, чтобы след от неё напоминал перегиб цветочного лепестка, поставить блик в глазу точно на своё место, процарапать мастихином несколько линий для передачи фактуры веток.

  Здорово одновременно знать что и как нужно рисовать и уметь это виртуозно сделать. Вот в этой связи и рождается истина - теория и практика в изобразительном искусстве одинаково важны и нужны. И внимания им обеим стоит уделять поровну.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин