Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

#10yearschallenge челендж для художника.

  Захвативший социальные сети флешмоб и не думает сдавать обороты: тысячи фотографий 10-летней давности заполонили интернет. Но ведь, помимо развлечения, это забавное мероприятие может принести реальную пользу нам, художникам. Вспомните, как давно вы доставали и рассматривали свои старые рисунки? А как давно сравнивали собственные первые попытки что-то изобразить на листе бумаги с сегодняшними рисунками?

А ведь это очень полезное упражнение - изо дня в день художники рисуют что-либо, не обращая внимания на небольшие изменения в манере рисовать, стилистике, композиции. Тем более это важно для обучения рисованию: конечно, всегда хочется рисовать лучше, точнее, реалистичнее - совершенству нет предела. Но понимать, насколько далеко вы ушли в своём стремлении и мастерстве от первоначального уровня - нужно. Я поделюсь с вами эволюцией собственных автопортретов, выполненных в период с 2002 года по 2019 и расскажу о том, что хотелось в них выразить, чего достичь, что подчеркнуть и какие задачи я сама себе ставила, чем вдохновлялась, как меняла сознательно и бессознательно собственный художественный стиль.

1) Автопортрет пастелью 2002 года.

   Это, наверное, один из первых автопортретов вообще и самый ранний сохранившийся. Портрет нарисован в период обучения в художественном училище, а именно, во время первых попыток изобразить голову человека. На этот момент уже нарисованы несколько гипсовых голов, отдельные части лица и даже написаны первые этюды с натуры. Но в качестве закрепления занятий в классе, создаются несколько автопортретов (очень разумное решение, ведь не нужно искать модель для рисования). Пастель - промежуточный материал между живописью и графикой, поэтому она мне особенно интересна - есть возможность рисовать в цвете, но наиболее удобными для меня графическими приёмами. Обычный трёхчетвертной ракурс показался мне скучноватым, тем более, в тот момент я много читала о Густаве Курбе, одном из родоначальников реализма в живописи, вот и выбрала для автопортрета фирменный взгляд Курбе немного свысока и низкую точку зрения на модель. Рисовала, конечно, глядя в зеркало, за один сеанс. Помимо традиционной реалистической задачи - изучить и передать в рисунке форму и объём, мне хотелось задать в портрете характер, темперамент и собственное настроение, попробовать свои силы в чём-то новом и непривычном. На мой сегодняшний взгляд, упражнение получилось забавным. Жаль, что рисунок плохо сохранился и нарушилась аккуратность штриховки, ясность колорита и точность детали. Здесь мне 19 лет.

2). Автопортрет с египетским профилем. 2003 год.
   Примерно на полгода позже был нарисован этот портрет с руками. Он, также выполнен мягким материалом - чёрным соусом и углём. Это подготовительный рисунок (картон) к живописному автопортрету, который, к сожалению, не сохранился. Всем студентам курса в тот год было дано задание написать автопортрет в образе. Стилистика и цветовое решение не имели значение, формат - 50х70, полуфигура (то есть изображение по пояс или чуть ниже, обязательное изображение рук). После долгих эскизных мучений и изысков я выбрала лаконичное и простое композиционное решение и характерный ракурс. Классическая тема: художник в мастерской, помогла подобрать атрибуты и расположить элементы будущей картины в формате. Особенно долго я искала положение рук (их же ещё нужно было нарисовать по памяти - телефонов и зеркальных фотоаппаратов тогда не было), может быть поэтому они лежат так не естественно. Размер рук я сознательно укрупнила, чтобы показать плановость в рисунке и подчеркнуть, что художник - профессия рабочая, а руки - основной инструмент живописца.

  В итоговой работе профиль фараона заменил скульптурный портрет Нефертити, с которой мы, к слову, чем-то похожи. Сама картина была выполнена в нежных, высветленных серо-зелёно-фиолетовых тонах с небольшими вкраплениями тёмно-антрацитовых пятен в немного декоративной манере, близкой по стилистике художникам сурового стиля, так любимого мною до сих пор.
   Сейчас, по прошествии 17 лет, могу сказать, что несмотря на заметные ошибки в анатомии и нарочитое решение задачи, графический лист интересен своей ясностью композиции, ритмом тёмных и светлых пятен и смелостью поставленной задачи, что для молодого художника весьма похвально. И, конечно, я с бережно храню этот автопортрет до сих пор в память о том неумолимом желании достичь высокого мастерства в рисовании, создавать значимые и продуманные произведения искусства и юношеском романтическом настрое.

3) Автопортрет в красной гамме 2003 года.
   Изучение истории искусств и увлечение творческим методом разных художников дало свои плоды - так появился этот автопортрет в образе Гамлета в так хорошо узнаваемой Врубелевской манере. Практическое изучение красного цвета в живописи помогло определиться с цветовой гармонией и качеством замесов. После традиционных академических постановок в аудитории, где изучение модели происходило по стандартному единообразному плану в реалистической трактовке, конечно, хотелось эксперимента. Этот автопортрет, написанный в экспрессивной эскизной манере, был таким отходом от правил русской академической школы и ещё одним способом познания себя и пробы собственных сил. Это скорее внутренняя я, чем внешне похожая. И, да, он сейчас висит у меня на стене над рабочим столом, напоминая о том, кто я и что такое живопись.

4) Автопортрет с гобоем 2004 года.
И снова полуфигура или автопортрет с руками. На этот раз в работе мне хотелось объединить живописное решение головы и рук и графическую трактовку одежды и деталей. Когда кое-что умеешь рисовать в традиционной манере, обязательно хочется эксперимента. Работа написана маслом с применением эмали (и так экономили краску в студенчестве) на загрунтованной бумаге. Образ был взят случайно, уж очень мне нравился этот инструмент, даже в натюрмортах его использовала неоднократно. Писала, конечно, глядя в зеркало, но весь антураж придумывался и прописывался по представлению. В этюде (хоть и многосеансном), мне хотелось передать движение, неуловимость мгновения и звука, при помощи живописных средств - полутонов, акцентов, динамичного мазка и живого рисунка - поймать состояние вдохновения, так свойственного людям творческих профессий.

   В характер черт лица попасть, на мой сегодняшний взгляд, попасть удалось, но вот образ не совсем мой, поэтому этот автопортрет скорее творческое упражнение и знак времени, чем серьёзная психологическая живописная работа.

5) Автопортрет - эскиз композиции. 2005 год.

   Выполненный в карандаше эскиз композиции на тему пленэрных приключений с включённым автопортретом предполагал продолжение в серии работ. Во время каникул после окончания училища и перед поступлением в институт времени у меня было достаточно и творческих планов хоть отбавляй. Вот и после последнего пленэра осталась масса впечатлений и рисунков, которые могли послужить отличной базой для задуманной серии. Но создать целую серию не получилось, времени и сил хватило только на эскизы. А вот этот лист нарисовался сразу легко и просто. Основное действующее лицо серии рисунков - пейзаж, разный: солнечный и пасмурный, дождливый сельский и ясный городской, с архитектурой и без, с разным уровнем горизонта… А раз основное внимание уделяется пейзажу, то фигуры решались условно, свободно, в некоторых случаях - плоско.

   В этой работе мне хотелось передать порыв ветра, движение колышащейся на ветру травы и цветов и динамику положения фигуры. В связи с этим, я не стала прорисовывать детально черты лица и анатомические особенности тела, а придала эмоций штриховке, наметила ритмы пятен в листе и распределила немногие детали. Планировалось написать всё это в нежно-жёлтой гамме в технике гуаши или масла, поэтому тональность рисунка светлая и тушёвка преобладает над штриховкой. А почему бы и нет, такое решение автопортрета тоже возможно.

6) Автопортрет с фигурами на дальнем плане. Рисунок карандашом 2006 года.

   Чтобы не потерять мастерство рисования фигуры (в институте в это время приходилось рисовать натюрморты), в свободное от учёбы время я занималась рисунком. А где взять модель, если нет мастерской и даже лишнего свободного угла? Правильно, проще всего рисовать себя в зеркало. Я часто так поступала, примеряя разные образы и ставя новые, непохожие друг на друга задачи в рисовании. Здесь мне доставило удовольствие поработать с фактурами и передачей объёмов в рисунке карандашом. Удалось передать характерную для меня позу и уловить похожие черты лица. Чтобы дальний план не был пустым и скучным, я по памяти дорисовала там фигуры студентов, таким образом, этот рисунок стал неким символом перехода меня из одной студенческой среды в другую. Сейчас, глядя на него, я с удовольствием вспоминаю эти весёлые, наполненные идеями и мечтаниями о творчестве времена.

7) Автопортрет за рисованием. 2006 год.

   Почти в одно время с предыдущим, на полгода позже, был нарисован этот рисунок. Здесь совсем другая задумка - внимание зрителя я сконцентрировала на самом лице, оставив пару ничего не значащих деталей и много свободных, пустых мест. Даже планшет, который я держу в руках на рисунке белый, не проработанный. А вот голова (опять же ракурс снизу - привет 2002 год!) тщательно прорисована, каждая плоскость формы выделена тоном и линиями, задано вполне конкретное освещение. “Похожесть” в портрете и резковатая, плоскостная моделировка формы - вот основная задача рисунка.

8) Автопортрет углём на тонированной бумаге. 2006 год.

   Обычная учебная задача может решаться в рисовании не совсем традиционно и вполне интересно, если обдумать всё изначально. И вдохновиться, например, любимыми художниками. Я вспоминала Дюрера. И особенно мой любимый его автопортрет 1498 года. Я тоже выбрала тёплую гамму и для этого загрунтовала лист ватмана, натянутый на планшет охристой гуашью. На бархатистом ровном тёплом слое я рисовала угольным карандашом, применяя больше штриховку, чем тушёвку, и мелом. Я взяла за основу фронтальное положение полуфигуры, а вот движение рук как раз должно было напоминать дюрреровское. Выражение лица я тоже постаралась сделать ничего не значащим, бесстрастным, как в другом автопортрете Дюрера 1500 года. Но черты лица и характерные особенности, например, лёгкую асимметрию глаз и бровей я сохранила и даже немного усилила - при такой резкой рисовальной манере это даже хорошо. Как и в одном из прошлых автопортретов, руки и лицо я нарисовала достаточно подробно, хоть и не очень академично, скорее экспрессивно, фон оставила пустым и плоским, а второстепенные элементы наметила схематично. Новая энергичная манера рисования дала начало новому периоду творчества меня как художника-графика.

9) Автопортрет 2008 года. Гравюра на дереве.
   А это уже следующая ступень к мастерству художника-гравера. Первые попытки сделать гравюру на линолеуме, дереве, пластике, металле оказались удачными, я гравировала изображения натюрмортов, стилизованных фигур, пейзажа. Это первая попытка награвировать портрет - на себе ведь учиться проще всего, помните? Размер доски не большой и не маленький - 25х18 см, но просто закомпоновать традиционный портрет в вытянутый прямоугольник скучно. Я выбрала фрагментарное изображение и рваные края. Таким образом, портрет как бы выступает из темноты, по краям рассеянной. При изготовлении гравюры мне понадобились штихели разного сечения и размера. В отличие от рисунка, в гравюре по дереву и линолеуму штрихи выбираются штихелями из поверхности доски, образуя бороздки. Поверх вырезанного изображения валиком накатывается краска: выступающие части гравюры окрашиваются - это будут тёмные участки, все выбранные фрагменты останутся белыми. Таким образом, художник-гравер рисует белыми линиями по чёрному фону. Кроме того, при гравировке изображение создаётся зеркально перевёрнутым, чтобы при печати с готовой формы оно встало на своё место. Из-за этих нюансов я и допустила некоторые досадные ошибки, но в целом, для первого гравюрного портрета всё получилось не плохо. Даже некоторая похожесть на оригинал в лице есть))), а для портрета это немаловажно.

   Ну, вот пока и всё, а если я нарисую ещё раз себя в зеркало, обязательно с вами поделюсь. И вы тоже, не стесняйтесь, показывайте свои рисунки разных лет, можно автопортреты, а можно и любые другие жанры. Не дураки ведь придумывают такие интересные флешмобы, а если их ещё применять не только как развлечение, можно получить массу полезных и интересных идей и наблюдений. Удачи вам, дорогие друзья и масштабных творческих свершений!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.


  • Сайт
  • Магазин