Для рисования портретов и академической головы художнику необходимо понимать, что лежит в её конструкции. Знания анатомии необходимы художнику не только для выражения эмоций и характерных особенностей строения лица модели, но и для понимания формы в определённом ракурсе. Череп - костный каркас головы, именно в соответствии с ним располагаются все части лица и, а особенности строения черепа влияют на внешние черты человека. Черепа мужчины и женщины имеют отличия, даже у разных этносов есть разница в строении костей черепа, а значит и основных частей лица - глаз, носа, ушей. Без понимания этих нюансов не нарисовать полноценный, похожий на оригинал, портрет. Поэтому, рисование черепа входит в обязательную программу обучения художников и предшествует рисунку частей лиц, гипсовой головы и рисованию портрета с натуры.
Прежде чем рисовать полноценный реалистический череп человека со всеми его бугристостями и шероховатостями, стоит нарисовать условный череп, чтобы разобраться с расположением основных зон и объёмов костной структуры головы и не отвлекаться на детали. Для художников специально создали такую учебную модель, в которой мелкие детали подчинены крупным формам, кости черепа склеены в одну общую форму, а лишние фактуры трансформированы в просты и понятные, близкие к геометрическим, формы и поверхности. В отличие от обрубовки черепа (такая модель тоже желательна для рисования начинающим художникам), такой череп более реалистичен, но всё же не конкретен - это общее представление о костях головы (например, сложно определить, мужчина это или женщина, отсутствуют следы срощения костей, зубы показаны единой общей формой и т.д.). Но этого вполне достаточно для изучения формы головы и соотнесения черт лица с внутренним строением головы. Поэтому, дорогие художники, не гонитесь за детализацией и реалистичностью - нам же не портрет черепа требуется нарисовать, а разобраться с конструкцией, формой и объёмом. Так что именно такая модель черепа для рисования, на мой взгляд, подходит для этой цели лучше всего.
Работа с натуры велась на формате А3 карандашами средней мягкости (Н, НВ, В). Отдельно расписывать что и каким карандашом нарисовать, я не буду, так как сам уровень поставленной задачи подразумевает, что художники, берущиеся за неё владеют азами изобразительной грамоты: умеют применять разные карандаши в нужном месте, уверенно проводят линии, владеют академической штриховкой и распределением тона в рисунке.
Первым делом, определяем основные параметры черепа (ширину и высоту) и сравниваем их между собой. Располагаем основную массу будущего рисунка в листе бумаги в соответствии с законами зрительского восприятия. В нашем случае, художником был применён "принцип левого глаза" - классический художественный приём, когда левый глаз модели располагается на серединной вертикали всего листа. Так портретное изображение выглядит особенно убедительным.
Наносим основные направляющие головы - крестовину (продольную осевую линию головы от макушки до подбородка; линию глаз). Помните, что линия глаз расположена чуть ниже или ровно посередине высоты головы. Так как у нашей модели глаза отсутствуют, за линию глаз можно принять нижний край глазниц.
Намечаем характер макушки и массы челюстей, отделяем друг от друга саму черепную коробку и зону челюстей. Намечаем границу между лицевой и боковой частями черепа, чтобы начать прорисовывать глазницы и скуловые кости.
Намечаем линию надбровных дуг и ширину верхней площадки надбровных дуг. Проводим линию нижнего края скуловых костей и лёгкими линиями прорисовываем движение скуловой кости по боковой поверхности черепа. Внимательно следим за тем, что линии, параллельные друг другу и находящиеся во фронтальной части лица, в нашем случае, будут стремиться в одну точку на линии горизонта (линия горизонта выше модели), в соответствии с этим, проверяем положение симметричных точек: скуловые кости, надбровные дуги, лобные бугры и т.д.
Отделяем височную кость от лобной и анализируем, как в нашем ракурсе будет виден профиль лобной кости на дальней стороне черепа. Замеряем по высоте соотношение расстояний от носового отверстия до линии зубов и от линии зубов до низа черепа - в соответствии с полученным размером, находим линию смыкания зубов, отделяющие челюсти друг от друга. Намечаем высоту подбородка.
Уточняем характер вертикально осевой линии черепа по выступающим и отступающим объёмам.
Отделяем линией переднюю часть челюстей от боковой. Разбираем большой объём верхней и нижней челюстей на основные плоскости. Нижняя челюсть человека по форме напоминает подкову: показываем 2 её фронтальных поверхности - подбородочную и зубы с дёснами и 2 боковых - верхне-боковую часть нижней челюсти и место врастания зубов. Не забудьте обозначить угол нижней челюсти и показать аналогичный угол на дальней стороне черепа - положение углов проверяем направляющей, идущей в ту же точку схода, что и все остальные лицевые линии. Подчёркиваем выступающую часть подбородка, проверяем положение фронтальной плоскости подбородка относительно зубов и всей лицевой части черепа. Лёгким тоном отделяем боковые поверхности черепа от лицевых. Не забывайте распределять толщину линий и нажим на карандаш во время их рисования в соответствии их положения в пространстве - чем дальше, тем линии светлее и тоньше.
Проводим верхний край глазниц в виде дуги цельно (не каждую глазницу отдельно!). Только после этого намечаем характер глазниц (четырёхугольники со скруглёнными углами). Обратите внимание на толщину костной перегородки между глазницами - она не может быть очень тонкой! Проверить, насколько крупным должно быть расстояние между отверстиями глазниц можно расположив в них шарообразные глазные яблоки (ширина глаза равно расстоянию между глазами среднестатистически). Не забудьте проанализировать характерные детали глазных впадин и изобразить это в рисунке.
Намечает грушевидное отверстие носа. По высоте и ширине его можно сравнить с глазницами. Обратите внимание на верхнюю тонкую площадку кости над носовым отверстием - это место сочленения надбровья и верхней части носа, оно задаёт характер хряща носа - курносый, прямой, с горбинкой. Намечаем боковые плоскости у носового отверстия и их сочленение с лицевыми костями черепа.
Отделяем объём надбровья от лобной кости (анализируем рельеф костей в профиль).
Добавляем объёма челюстной массе за счёт скругления линий и тщательной прорисовки линии стыковки зубов. Лёгкими линиями намечаем сосцевидный отросток в основании черепа под скуловой костью (место крепления мышц шеи).
Особое внимание обратите на характер линии края нижней челюсти и угол нижней челюсти - они формируют овал лица и его полноту. Также важна точность стыковки передней плоскости подбородка и объёма нижних зубов. Соотнесите парные точки друг с другом при помощи направляющей линии - все горизонтальные направляющие лицевой части черепа стремятся в одну точку на линии горизонта.
Разбираем подробнее и прорисовываем отдельные мелкие плоскости переносья (зона над верхней частью носового отверстия между глазницами). Отделяем фронтальные плоскости от боковых. При помощи дополнительных мелких плоскостей конструируем объём надбровных дуг и их характер. Цельно намечаем общий объём лобных бугров - верхняя часть черепа.
При помощи линий и тона показываем боковые части отверстий и их глубину (глазницы, носовое отверстие). В виде небольшого треугольного бугорка намечаем носовую ость - отросток в основании носового отверстия черепа. Чуть подробнее разбираем по объёму кости челюстей, линиями слегка намечаем общий объём зубов, верхних и нижних.
Наводим порядок в линиях - разбираемся, какие из них сделать толще и темнее, какие тоньше и светлее (в зависимости от расположения в глубину). Дуговые линии, например, линия зубов, тоже будет неоднородной - дальняя её часть светлее и тоньше, передняя толще и ярче - это подчеркнёт глубину и объём. Вводим разнообразные тональные отношения, формируем объём и форму черепа не только линиями, но и лёгким тоном. Используем штриховку по форме, чтобы подчеркнуть положение плоскостей по отношению к источнику света.
Для сравнения, рисунки черепа наших учеников из базового курса рисования "Рисование с нуля до портрета на заказ" по этой теме. Вот, к примеру, рисунок черепа, который ученик рисовал 4 часа (2 занятия). Тут, несмотря на тщательный тональный разбор модели, сохранены основные линии конструкции и линия органично сочетается с пятном в рисунке.
А эта ученица справилась за 2 часа (одно занятие), сконцентрировав внимание на самом черепе, без учёта подставки и стилизованной шеи. Здесь основной упор в рисунке сделан на моделировку тоном.
Если вам понравился этот поэтапный урок, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наш курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге :)