Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Современный рисунок: основные тенденции.

Художник: Colin Dowden Его инстаграм: https://www.instagram.com/coldow/

  Конечно, в рисовании, как и в любой другой деятельности происходят постоянные изменения - влияет и мода, например, на определённую манеру или стиль рисования, тенденции, предлагаемые масс-медиа, производство новых инструментов и материалов, развитие технологий и т. д. Изменяется не только внешний вид рисунков, но и сама структура, особенности их создания.

Я это отчётливо замечаю, так как обучалась рисунку в разных художественных учебных заведениях с середины 1990-х годов до 2010-х. Только за это время многое поменялось. Ведь наверняка вы и сами замечали, что художники 1960-х рисуют иначе, чем 1980-х, а работы, выполненные до 2000 года, например, сильно отличаются от творчества современных художников? “Хорошая работа”, - иногда засматриваюсь я на рисунок или картину, - ”но так сейчас не рисуют”. Интернет и развитие цифровой фотографии сослужили свою службу - уже никого не удивишь просто тщательно объёмно нарисованными предметами, или правильно построенным интерьером или реалистично-традиционно написанным портретом. Современные художники уже не просто изучают и передают на плоскости особенности модели, не только следуют академическим правилам, но и добавляют своим рисункам характерные особенности нашего времени, изучают и учитывают особенности восприятия изображения современным человеком, стараются выдерживать здоровую конкуренцию за внимание зрителя, ведь сейчас появилась даже некая мода на художников-самоучек (качественным образованием и упорным трудом (увы!) никого не удивишь).

  Итак, постараюсь выделить некоторые особенности современного рисования (сконцентрирую внимание на графике, но современной живописи это тоже касается).  Сразу оговорюсь, что это моё субъективное мнение, сформированное из собственного опыта, образования, насмотренности. Если вы считаете, что можно что-то добавить или убавить, приглашаю к разумному диалогу в комментариях.

Художник: Alicia Aradilla Её инстаграм: https://www.instagram.com/a.aradilla/

1). Обострённая небрежность (скетчи).

   Рисунки многих современных художников несут этот эмоциональный посыл - картинка нарисована как бы между прочим, легко и непринуждённо, по крайней мере выглядит она именно так. Наверное, сказывается дань времени, когда не принято прилагать большие усилия - не получается, значит не дано и не надо этим заниматься, вот маскируют художники свой колоссальный труд за такой вычурной небрежностью, лёгкостью, спонтанностью. А отсюда вытекают такие современные приёмы, как нарочитая незавершённость рисунка (подробно прорисована только часть, остальное сведено до абстрактных пятен и пустых мест), беглые линии, отделяющие основные части изображения, экспрессивная манера нанесения штрихов, отсутствие (или видимость отсутствия) построения.

Художник: Efraín Malo. Его инстаграм: https://www.instagram.com/maloart/

2). Эскизность, лёгкость проработки.

   Качественная многочасовая тщательная работа не в цене - это скучно и неинтересно, требует больших затрат. А вот рисовать быстро и красиво, а главное, правильно, - вот это задача! А может быть просто всё объясняется банальной экономией времени, сказать сложно. Но факт остаётся фактом - рисование скетчей и быстрых рисунков сейчас востребовано как никогда. Кто бы мог подумать 15 лет назад, когда мы студентами сдавали нормативы по наброскам пачками, что эти ненавистные упражнения станут для многих самоцелью?

Художник: Efraín Malo. Его инстаграм: https://www.instagram.com/maloart/

3). Повышенная детализация.

   По сравнению с рисунками 80-90-хх годов и даже графикой начала 2000-х, где приветствовались обобщения форм и списывание деталей для придания рисунку органичной реалистичности, для облегчения восприятия рисунка зрителем, в современных работах деталей, подробностей, тонкостей очень много. Возможно, это, опять же, мода на самодеятельность, а может просто рисование с фотографии даёт о себе знать. Так или иначе, усиленная детализация сейчас один из трендов в искусстве современного рисунка. Многие авторы не озадачиваются вопросом - нужна эта деталь или нет, почему именно так выглядит та или иная часть модели - часто изображение просто механически копирует модель, стараясь перенести в лист каждый её элемент максимально подробно.

Художник: Железная Надя. Её инстаграм: https://www.instagram.com/zheleznaya.nadya/

4). Усиленная материальность.

   Стекло выглядит глянцево-стеклянным, с перечислением и усилением всех бликов и прозрачных теней, металл отражает всё вокруг, нередко включая и самого художника или совершенно случайные детали, штрихи имитируют переплетения ткани и т. д.. Просто объём в пространстве уже никого не интересует и даже если передача материальности не является основной задачей художника, она почти всегда ярко выражена. Из-за этого иногда нарушается плановость в рисунках художников-самоучек, но это уже не имеет значения. Подобное карандашное мистификаторство особенно ценится любителями гиперреализма и псевдоакадемизма.

Художник: Bill Murphy. Его инстаграм: https://www.instagram.com/bill.murphy77/

5). Эстетизм важнее идеи.

   Да, некоторые современные художники отказываются от реалистической трактовки изображения (никогда такого не было!), вместо умелой стилизации уделяют внимание отдельно взятый элементам: линиям, штрихам, характеру пятна. Каждый штрих и мазок в таких рисунках старается быть красивым, эстетичным, что нередко мешает основной задумке рисунка и тем более усложняет его восприятие зрителем. Рисование ради рисования, некое самолюбование художника и демонстрация “а я ещё и вот так могу” выходят на первый план.

Художник: Alexandra Prischedko. Её инстаграм: https://www.instagram.com/alexandraprischedko/

6). Обилие фактур и эффектов.

   Применение тушёвок и растирок, наложенные в разном порядке, последовательности, направлении штрихи, сочетание мягкого штриха с жёстким, использование карандашной пудры и штриховка резинкой - каких только приёмов рисования карандашом не увидишь на рисунках современных художников. А передача фактуры веснушек, волос, лёгкой небритости, глянцевости глаз и бархатистости кожи в таких работах поражает воображение. В некоторых случаях, наоборот, художники стремятся к некоей экспрессии, не цепляются за натуру, а наоборот, добавляют рисунку энергетической силы и динамики за счёт грубой и экспрессивной трактовки. Тогда в графических работах появляются рваные линии, нарочито грубые штрихи, угловатые формы и характерные экспрессивные черкания и мазки. Так или иначе, фактурам и графическим приёмам уделяется особое внимание.

Художник: Alena Kudriashova. Её инстаграм: https://www.instagram.com/mysquiggles/

7). Много внимания авторскому стилю и узнаваемой манере рисования.

   В сравнении с предыдущими десятилетиями, когда узнаваемость художника на выставке можно было оценить по характерным сюжетам, гладкости или фактурности письма, подбору красок, то современным автором этого бывает мало. Разработка собственного стиля рисования - для многих авторов задача чуть ли не первостепенной важности. Поэтому художники стараются привнести в свои работы нечто принципиально особенное, всерьёз стараются изменить манеру и характер рисования для того, чтобы выделяться хоть чем-то на общем фоне. Возможно, этот уход в манерность связан с осознанным отказом от академичности и реалистичности в рисунке (кого этим удивишь? А удивлять надо - зрителю скучно). А может это элементарный выход из конкурентной ситуации. Так или иначе, борьба за внимание зрителя даёт свои плоды.

Художник: Efraín Malo. Его инстаграм: https://www.instagram.com/maloart/

8). Утрированный формат (очень большой или очень маленький).

   Отказ от традиционного стандартного формата уже делает рисунок необычным и привлекательным. А если к нему добавить ещё и всё вышеперечисленное, то от недостатка зрительского внимания ни он, ни художник его создавший, точно страдать не будет. Мастеровитость, в смысле тщательность и трудоёмкость исполнения (рисование под микроскопом или погонными метрами) выделяет из ряда просто талантливых. Содержание не имеет значения, основное внимание в современном рисовании уделяется форме исполнения. К тому же на фоне гигантских рисунков так удобно делать селфи, а это дополнительная реклама))).

Художник: Richard MacDonald. Его инстаграм: https://www.instagram.com/ricksterart/

9). Фрагментарность композиции.

   Если всё-таки говорить об организации картинной плоскости, то по сравнению с классической компоновкой объектов в рисунке (чуть выше середины, чуть в сторону от вертикальной осевой, по полям свободные пространства), всё чаще современные художники используют композиционные приёмы из фотоискусства - крупные планы, фрагментарность, монументальность, наличие свободного пятна и т. д.. Всё чаще на выставках, интернет-площадках и в социальных сетях демонстрируются урезанные, фрагментарные рисунки  - частично изображённое лицо, цветок макроформата, часть пейзажа. Скорее всего, изменяется мышление самого художника и восприятие зрителя, современный человек живёт в мире масс-медиа и искусство воспринимает по тем же шаблонам.

Художник: Alicia Aradilla. Её инстаграм: https://www.instagram.com/a.aradilla/

10). Сюжет тоже имеет значение, особенно в коммерческом искусстве.

   К примеру, совсем исчезли традиционные жанровые изображения (картины и станковые графические листы). В приоритете у рисовальщиков натюрморт (предметы), пейзаж (особенно городской и индустриальный), портрет. Думаю, что это происходит во-первых, потому, что такие сюжеты понятны простому обывателю, не придётся долго объяснять, что хотел сказать художник, а во-вторых, они самые коммерчески популярные. Спрос диктует предложение в данном случае.

Художник: Joseph G Loccisano. Его инстаграм: https://www.instagram.com/loccisj/

   Получается, что желание удивить, поразить, привлечь больше внимания зрителя становится первостепенной задачей художника и диктует некие правила рисования. Эпатаж во многом сменяет гармоничность восприятия. Мастерство рисовальщика, умение грамотно передавать форму и объём в пространстве, ловить характер модели, грамотно стилизовать, умение тактично обращаться с фактурами - традиционные критерии качества рисунка - уже не имеют того значения, которое придавалось им раньше. Для успешных продаж своих работ и получения заказов художнику приходится изобретать новые средства. Мир меняется, традиции хотя и сохраняются, но интерпретируются в зависимости от задачи. Рисование для души отходит, приходит бизнес в рисовании, но ни то, ни другое не имеют ничего общего с традиционным академическим подходом к рисованию. Рисунок приобретает новые характерные черты, особенности - он меняется вместе со средой, как живой организм. Это нормально. Но всё же не все художники слепо идут за веяниями времени. Очень много мастеров-традиционалистов создают свои рисунки в классической манере. Рядом с оригинальными свежими попытками осмыслить искусство графики, они тоже выглядят необычно. И это здорово! Ведь главное, чтобы рисунки создавались, художники развивались, а время покажет, кто был прав, кто ошибался, а кто сделал настоящее открытие в искусстве.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин