В летний период особенно хочется рисовать пейзажи маслом, акварелью, акрилом, делать зарисовки с натуры, использовать красивые фотографии для своих работ, насыщать скетчбуки свежими рисунками природы, городской архитектуры, морских мотивов, впечатлений из путешествий. И, конечно, в поле зрения художника попадают облака в высоком синем небе, грозовые тучи, нежные рассветные туманные дымки…
Так хочется всё это изобразить! Вот только, в отличие от “земных” объектов с которыми всё более-менее понятно, такие эфемерные явления как облака, вызывают некоторые сложности и ряд вопросов.
Как изобразить движущиеся облака?
Как нарисовать облака, освещённые солнцем?
Как рисовать облака с натуры?
Есть ряд тонкостей, которыми я с вами сейчас с удовольствием поделюсь.
1) Облака цветные.
Да, одними белилами тут не обойтись. И даже если вы пишете облака в небе в ясный летний полдень, качество белого стоит продумать и выбрать осмысленно, в соответствии с цветовым строем всего этюда. На цвет облаков влияет и цвет освещения (желтоватый, розоватый, персиковый цвет солнца и его лучей) и цвет отражённых от земли объектов (белый цвет отражает всё, что находится вокруг, уже говорили об этом в статье ...) - зелени, серой архитектуры, изумрудной или ярко-синей морской глади. Имеет значение и цвет самого неба в это время дня, особенно если облака лёгкие, прозрачные. Всё это следует отразить в цветовых замесах для оттенков на картине.
2) Облака объёмные.
Хотя в сравнении с домами и деревьями, облака и выглядят плоскими пятнами, не всё так просто. Присмотритесь к ним внимательно: хорошо видна нижняя плоскость облака (пузо), в котором отражается земля, крупные светлые воздушные массы формируются в объёмные причудливые фигуры, как куски ваты, соединённые друг с другом. У каждого объёма своя форма и структура: от молочно-матовой до насыщенно-многослойной. Именно поэтому писатели часто сравнивают облака в небе с вполне конкретными, осязаемыми объектами - кораблями, замками, лошадьми. Прописывать объёмы и форму облаков следует тщательно, для реалистической убедительности живописного этюда.
3) Облака разной конфигурации.
Сравните облака между собой - ни одно облако не похоже на другое! Кучевые облака создают огромные причудливые округлые сооружения в небе, перистые выглядят как рваные полотенца и динамические всплески, а бывают ещё облака в виде длинных и плоских поверхностей, как воздушные коврики в небе, или, формируемые потоками разного ветра, совершенно необъяснимые человеческим языком формы.
Если много рисовать с натуры, наблюдать, как меняются облака в разную погоду, можно отследить некоторую логическую закономерность формирования облачных масс в разное время дня, ветреность и сезон. Не буду подсказывать - поизучайте этот вопрос сами.
4) В нижней части облака отражается земля и то, что на ней.
Нижняя плоскость облаков особенно хорошо различима, поэтому уделите ей особое внимание. Даже если облака нежно-серые в сером же небе в непогожий день, они могут отразить яркую зелень или красноватый камень городских построек, яркую бирюзу реки или жёлтый, цветущий одуванчиковый луг, поля Иван-чая или огни рекламы в вечерний час. Больше наблюдайте и анализируйте, тогда цвет нижних частей облаков будет помогать формировать колорит картины.
5) Облака подчиняются закону линейной перспективы (уменьшаются в пространстве).
Многие начинающие художники не уделяют достаточно внимания этому явлению, рисуют облака как простые абстрактные пятна, ни коим образом не структурированные. Посмотрите на пейзажи русских художников реалистов - это явление в них чётко прослеживается. Ближе к горизонту облака визуально уменьшаются, делаются легче, тоньше, менее прописаны по сравнению с облаками на первом плане. И на небе, и на земле объекты по мере удаления сокращаются, растворяются в пространстве, создают ощущение движения вглубь.
6) Облака подчиняются воздушной перспективе (ближайшие - чёткие, дальние - условные).
Обратите внимание и на степень прописки и детализации облаков - не все они рисуются одинаково. Отсчёт прорисовки начинается от первого плана. По мере удаления от зрителя облака - менее чёткие и ясные, менее контрастные, менее подробно детализованы. Хорошо в дальние облака подмешивать постепенно цвет неба у горизонта, тогда пейзаж будет выглядеть реалистично.
7) Облака пропускают свет и солнечные лучи.
Да, они не должны быть написаны теми же красками, что и земля, именно потому, что пропускают свет через себя, в отличие от “земных” объектов. В просветы внутри облаков или даже туч иногда проникают солнечные лучи, озаряя их яркими вспышками и солнечными потоками. Иногда эти явления завораживают. Если основной сюжет картины - небо, то такое явление вполне можно изобразить. В данном случае, следует последовательными слоями прописать плановые различия внутри облака: что ближе, что дальше; что светлее - выступающие вперёд части или те, что находятся сзади; как световой поток перекрывают объёмы облака; прозрачный он или слепящий, какой у него цвет внутри облака и на фоне неба?
8) Облака не должны “спорить” с объектами на земле.
Форма, цвет и объём облаков в картине должны быть ясно выражены, но написаны менее подробно по сравнению с объектами, расположенными на земле. Они не конкурируют друг с другом по степени прописки и внимания зрителя - одно важнее другого. Уделите больше внимания чему-то одному. Либо небо с облаками - главные на картине, либо земля и всё, что на ней.
9) Лучше избегать ассоциативных образов в облаках (лошади, мишки, лица).
Во-первых, это отвлекает от “реальных” объектов - домов, деревьев, цветов, камней на земле. Во-вторых, в художественной среде это считается дурным вкусом (я имею ввиду реалистическую классическую школу живописи, где нет места фантазиям и мечтаниям). Кроме того, подобных сюжетов уже написано очень много, не стоит повторяться. Как сказал Сальвадор Дали: “Первый кто сравнил женщину с розой, был поэт, а второй - идиот.” Словом, не надо повторяться.
10) В непогоду облака темнее и тусклее по цвету, чем в ясную погоду. Они окрашены в чистые цвета во время восхода и заката (отражают свет).
Чистый дневной свет (белый) не окрашивает облака (белые же) так интенсивно, как яркий контрастный свет рассветного и закатного солнца. Положение солнца по отношению к линии горизонта влияет ещё и на светлоту освещённых объектов. Явление “контражур”, когда источник света находится за объектами и освещает только их края, можно проследить и на банальных натюрмортах, расположив софит за предметами. То же самое происходит с облаками, в частности, во время заката - они выглядят максимально тёмными, малонасыщенными, а обращённые к свету их плоскости, наоборот, выглядят сочными, жгуче-яркими, чистыми по цвету.
Вот ответы на вопросы. Дальше -ваше поле для эксперимента, вдохновения и исследования. Лёгких, красивых облаков! Живопись, красота, свежий воздух и приятные впечатления - что ещё нужно для счастья! Поэтому, давайте ловить тёплые летние дни и использовать их с пользой для обучения живописи.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)