Часто начинающие авторы стесняются подписывать свои творческие работы и, наоборот, подписывают так тщательно, что надпись становится самой важной частью изображения. И то, и другое может навредить как самому художнику, так и зрителю (покупателю / ценителю живописи). Так что же делать? Ставить ли подпись на картине вообще и как это сделать правильно?
“Чем меньше подпись, тем больше художник” - говорил один из моих преподавателей графики, чтобы уберечь студентов от ошибок. И мы верили ему на слово, ставя крошечные инициалы в нижнем правом углу картины. Но не всё так просто.
* Во-первых: подпись под рисунком ставим обязательно.
Если это учебная картина - чтобы не перепутать работу с однокурсниками; если авторское произведение - чтобы уточнить и обозначить авторство; если копия - помимо подписи (вашей) на лицевой стороне, на обороте следует указать, что картина - копия работы художника, назвать его имя и полное точное название картины. Так будет честно и максимально точно и прозрачно.
* Авторство художника следует указывать обязательно.
Даже если вы этого не очень хотите или стесняетесь, поставьте пару букв своих инициалов во избежание недоразумений и путаницы. В своё время, например, я рисовала свои собственные ступни ног в качестве домашнего задания и, как водится не подписала рисунок, просто не придала этому должного значения. В то время интернет в России только появился и мне даже в голову не могло прийти, что информация, в том числе и фотографии, будут распространяться с такой сумасшедшей скоростью. Мой рисунок забрали в фонд. И я благополучно забыла о нём. Пока, лет ~ через 15, я не увидела его на разных интернет-сайтах в подборках академических рисунков, в портфолио разных художников: от студентов до профессионалов. Человек 5 точно претендуют на авторство моих нарисованных ног - это только то, что видела я лично; человек 20 скопировали рисунок, демонстрирую его как свой собственный. Это выглядит забавно, правда.
* На лицевой стороне картинки ставим короткую подпись (мелко написанную фамилию и букву имени).
А вот на тыльной стороне следует написать все выходные данные картины. Это необходимо для выставки, особенно иногородней, при пересылке картины зарубеж. Данные указываются в следующем порядке:
ФИО автора
Год рождения автора, город, страна.
Название картины
Техника исполнения (Например: холст, масло)
Размер (Высота х ширина)
Год создания.
Если работа сделана по фото, пишем, что использовалось фото… автора. Пишем прямо на холсте масляной краской или ручкой, чтобы текст не выцвел и не размазался. Можно распечатать набранный предварительно текст на принтере, а потом приклеить получившуюся этикетку на обратную поверхность картины. Будьте осторожны: краска, клей, пигмент не должны проступать на поверхность картины! Фломастеры лучше не использовать именно по этой причине.
* На лицевой стороне можно написать не всю фамилию, а только инициалы или подпись, как в паспорте, а вот на обратной - дать полную расшифровку.
Если вы используете псевдоним, на лицевой поверхности картины пишем его, а на обороте - и псевдоним, и свои ФИО по паспорту, иначе авторство будет сложно определить.
* Рядом с подписью на лицевой стороне картины пишем год создания.
Это облегчит работу оформителя выставки, коллекционеров и сохранит ваше время при подаче заявки на выставку, например, и при восстановлении личной творческой информации и биографии. Думайте о будущем заранее. Год можно обозначить двумя цифрами, но лучше четырьмя.
* Подпись на картине выводится маленькая, едва заметная. Её должно быть трудно найти при первом рассмотрении. Она - одна из деталей, ане часть изображения.
* Если вы используете для подписи аббревиатуру, то можно разработать собственный логотип или дизайнерский знак, как у Дюрера, например.
По нему будет удобно узнавать ваше авторство, а красивый графический элемент подчеркнёт статусность вас как художника и изящество и красоту работы, даже в деталях. Некоторые художники-акварелисты даже заказывают специальную печать, которую ставят на своих работах вместо подписи.
* Обычно подпись на картине ставится в нижнем правом углу, но в любом правиле есть исключения.
Если внизу справа подпись привлекает излишнее внимание, художник переносит её в другое место. Иногда это делается очень остроумно, к примеру, Эдуард Мане отлично обыграл авторскую подпись, расположив её на винной бутылке в картине “Бар в “Фоли-Бержер””. Посмотрите на картину повнимательнее, и вы её увидите.
* Авторская подпись может быть выполнена как на родном языке (в нашем случае - русском), так и латиницей.
Это дело вкуса. Главное, чтобы она была читабельна, разборчива.
* Цвет подписи должен быть контрастным к фону, лучше размещать подпись на лаконичном по цвету, свободном от деталей участке, чтобы она была удобочитаемой.
Но цвет подписи не должен выбиваться из общего колорита картины, иначе ваша фамилия станет более важной для зрителя, чем изображённые на картине объекты и предметы.
* На всех своих картинах лучше ставить одинаковые подписи, так, чтобы было удобнее их атрибутировать (устанавливать авторство).
Как видите, в картине нет ничего вторичного, незначительного. Даже такая деталь как авторская подпись требует вдумчивого отношения и грамотного размещения. А авторство - немаловажная часть творческого процесса. Так пусть она будет ясной, несомненной, честной и правильно, тактично поданной.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)
ТоП 10 СТАТЕЙ НАШЕГО БЛОГА
2. Композиция.(Художественные термины).
3. Перспектива. Виды перспективы: где и как их применять.
4. Как рисовать гипсовую голову поэтапно?
6. Чем разводить масляные краски?
7. Что и как называется в рисовании: разбираемся в терминологии.
8. Специальные книги для художников (учебники рисования, пособия, самоучители). ЧАСТЬ 1.
9. Последовательность в живописи маслом. Как рисовать масляными красками? Часть 1.