Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Смотреть или видеть.

  Добрый вечер всем, кто с нами, кто к нам присоединяется. Рада вас приветствовать на очередном нашем эфире. Всех любителей рисования и изобразительного искусства.

  Меня зовут Екатерина Крюкова, я художник-педагог и сооснователь Jotto Художественной Школы в Екатеринбурге. И мы работаем еще по всему миру в формате видеокурсов. Я сама художник практикующий, художник-график. И делюсь своими наработками с нашими учениками и онлайн и оффлайн. Обучение у нас в школе прошло уже более 2500 учеников, уже, наверное, к 3000 подбирается. И это конечно здорово, что начинают люди даже приезжать из-за границы, непосредственно к нам. И им принципиально, я бы даже сказала, к нам, учиться и это конечно здорово и радостно. 

  Вот и собственно тема у нас сегодня заявлена «Смотреть или видеть». Для художника тема актуальная, я бы сказала простая. Потому что предыдущие эфиры, которые мы делали, там были действительно сложные такие, объемные темы, которые даже за один эфир не проговорить все. Такие они емкие очень, много в себя вбирающие. Сегодня тема простенькая, но практики будет побольше. С вами немножко пообщаемся, я надеюсь и поиграем. 

  Мы начинаем с вами сегодняшний разговор. Давайте для начала поговорим о том, что вообще художественное видение, умение художника увидеть особым образом реальность. Не только изобразить, но и для начала вообще понять, попробовать подсмотреть что-то.

  Значит связано художественное виденье, умение художника с необычным, своеобразным взглядом посмотреть на реальность и эту реальность интерпретировать в своем творчестве.

  И связано это с мышлением художника. Про художесвтенное мышление, мы говорили уже об этом на двух предыдущих эфирах(статьях) Уровни художественного мышления: https://jotto8.ru/blog/urovni-hudozhestvennogo-myshlenija .

Художественное мышление и его особенности: https://jotto8.ru/blog/hudozhestvennoe-myshlenie-i-ego-osobennosti

  Если вы с нами впервые или по какой-то причине не смотрели – можете посмотреть. Это немножко разные вещи - мышление, связанное с воспроизводством и с такими глубинными процессами мыслительными – логическими или творческими. Виденье – это непосредственно реакция на окружающую действительность у художника. И смотреть это не равно видеть. То есть можно смотреть по сторонам, идти через дорогу на красный свет и соответственно попасть в неприятную ситуацию. Да, мы смотрели, но не увидели.

  Тоже самое и в изобразительном искусстве. Художник может смотреть, особенно начинающий художник, или художник самоучка, который начинает только-только делать первые шаги в творчестве. Он конечно смотрит, он видит то что вокруг него, предметы, объекты, но видеть именно как художник может быть не всегда получается.

  И вот это основная проблема в виденье художественном. Это косность видения, так называемое, если говорить профессиональным языком, т.е. это закрепление за предметами и объектами из свойств. Вот увидели вы голубое небо, да, нас с детского садика учат, что небо голубое, а трава зеленая.

И многие любители, те, кто только-только начинают рисовать, они всегда пишут голубое небо и зеленую траву. Вне зависимости от того, какое это время дня, время даже года, представьте себе. Состояние природы, состояние дня. Дождь, ветер, солнечный день или может быть какой-то туманный, пасмурный полдень или утро.

  Во всех вот этих вариациях, изменяется состояния предмета, объекта, его погружение в какие-то новые обстоятельства, его свойства меняются, они не закреплены за ним. Если мы знаем, что трава зеленая, это не значит, что она зеленая всегда. При определенном свете, особенно на закате, она может быть и оранжевой, и коричневой. Или, допустим, майская травка, при первых прорастаниях, она желто-зеленого, такого яркого салатового цвета.

При наполнении ее, израстании ее, скажем к июню месяцу, она уже становится такой насыщенно зеленой. И цвет ее меняется, даже если внимательно понаблюдать, это можно увидеть. Скажем в августе, она уже немножко такая пожухлая и болотно-зеленая. А в сентябре, например, в середине сентября, она может быть какой-то коричневой и охристой, какой угодно.

Поэтому свойства предметов, объектов, каких-то даже ситуаций, они за предметом, за объектом не закреплены – они изменчивы. И художественное мышление, и художественное виденье особенно, оно конечно это все наблюдает и использует в творчестве изобразительном, рисовании. Будем говорить о живописи. Потому что для рисунка это конечно немножко все по другом выглядит, хотя тоже разница есть.

Давайте проведем маленький эксперимент. Вот я вам сейчас покажу предмет, во такой предмет. Знакомый, узнаваемый. С детства знаем, что это такое и, в принципе, любой может сказать – да, чайник мы видим. Чайник белый с черными какими-то деталями. Простой формы чайник обтекаемый, металлический. Согласны? Но глядя на этот чайник под разными углами мы будем видеть его абсолютно по-разному, то есть именно виденье художника заключается в возможности посмотреть на обычные предметы с необычных ракурсов, в необычных ситуациях, в каких-то нетипичных, например, положениях.

Например, если я поверну так чайник, да, это уже будет взгляд сверху с птичьего полета, и он уже может восприниматься каким-то удаленным предметом, он может восприниматься, ну скажем, с исполинского роста. Да? Мы уже видим, как будто мы великаны и в какую-то кукольную посудку мы играем. Согласны?

Если разверну, наоборот, в разных ситуациях мы можем увидеть его с положения лилипутского. Да? Как у Алисы.

Могу развернуть его таким ракурсом и вообще не понятно чайник ли это, вы видите, уже только ручку, может быть это уже горшочек. Согласны? Уже сомнение в том, что этот предмет именно так называется.

А если разверну, например, в фас он может даже животное напоминать.

  Ну или вообще может потерять крышечку свою. Да и крышечка уже не видна, ручечка от крышечки и вообще очень сложно узнаваемый предмет, согласны? 

  Мы можем его увидеть по-разному, если мы изменим освещение. Я сейчас попробую провести эксперимент, если сейчас все получится, то будет здорово. Я сделаю вам такую вещь, но плохо видно, давайте просто фильтр попробуем поставить.

  Если я изменю цвет освещения, а это мы можем сейчас сделать, смотрите, пленочку красную меняю, даже я меняюсь в лице, поднесу чайник наш, и он становиться розовым.

  Видно, что он розовеет? Конечно сейчас эксперимент такой, можно сказать, в полевых условиях, если бы я включила красные прожекторы, было бы лучше видно перед камерой. Что перед камерой все видно? Поставим, давайте попробуем другой фильтр какой-нибудь цветной.

Желтенький поставлю фильтр. Тоже смотрите внимательно, сейчас сориентируемся. Немножко желтеет, немножко видно, но не очень хорошо.

И по ярче чего нибудь синие. Я синею, посмотрим посинеет ли чайник. Верхняя часть смотрите, как верхняя часть освещается хорошо. Верх осветился этого достаточно, то есть цвет меняется и уже сложно сказать, что этот чайник белый, он выглядит синим при таком свете.

  Значит, среда, особенности света, направленность света, изменчивость, например, самой среды световоздушной, скажем, если это будет дождь или морось какая-то будет предмет выглядеть одним образом, при ярком свете, слепящем другим образом, при боковом, допустим, рассеянным третьим образом.

То есть вот эти все особенности, изменения среды они влияют на восприятие нами предмета. Предмет выглядит абсолютно по-разному с разных ракурсов, при разном свете, в разных ситуациях.

  Мы сегодня давайте разберем на примере натюрморта, у меня даже в примерах работ натюрморты и вот сейчас покажу пособие. Например, один и тот же натюрморт при разном свете, у меня есть такие вот веселые картинки, 

это у нас живопись натюрморта при теплом свете, при искусственном теплом свете видно, что предметы освещены тепло в свету, в тени они более холодные, тут прям синие, зеленоватые. Тут очень показательно, как ведет себя зеленый цвет, вот ярко зеленый в свету и такой тусклый, холодноватый в тенях. Те есть теплый свет передает таким образом, изменяет окраску предмета, изменяет восприятие нами этих самых предметов.

И вот на сравнение покажу вам, обратная ситуация холодный свет и теплые тени.

Посмотрите внимательно, тот же самый горшочек, та же самая кружечка, написанные другими цветами, и тени другие, и освещенности другие. Особенно видно по зеленому фону, как изменился цвет и по этому лиловому фрагменту на книге, которой на вертикальной панельке.

Видно, да, что он вообще другими красками сделан, другой тональности, другого цвета. То есть предметы сами остались те же, но наше виденье этих предметов изменилось, мы увидели их другими. Цвет изменил предметы и локальный цвет предметов, тот в который предмет окрашен, и наше восприятие этих предметов.

  Ну и направленность цвета тоже имеет значение. Например, вот здесь у нас фронтальный свет освещения,

в лоб, так называемая, когда софит стоит сразу перед предметами и освещает их напрямую. Посмотрите, как выглядит форма, как выглядит объем самих предметов, они плоские, практически объема не видно. И при таком освещении, предметы, они действительно будут вот такими, будут выглядеть уплощенными, а тени будут выглядеть как будто обводки этих предметов.

И аналогичная ситуация, свет идет сверху, верхнее освещение. Освещаются только верхние части, а все нижние и внутренние элементы, они как бы прячутся в тени. Меняется не только цвет, но и форма сама предметов, даже края какие-то размываются.

Ну и вернутся если к предыдущей ситуации, да,

смотрите все части вот этой постановки разные все интерпретации. На всех на них горшочек разный где-то объемный, где-то плоский, а где-то ну такой, очень декоративный, как вот здесь, верх освещен чуть-чуть, едва-едва читается объем, а внизу уже тоже плосковатый. Таким образом, восприятие наше меняется от заданности какой-то, от ситуации. И конечно каждый раз мы видим предметы и объекты по-разному.

  То есть получается, что мы смотрим. Тема осмотреть связанна именно со зрением как мы работаем глазами, какую информацию мы получаем. Что это, какого это цвета, где это находится и т.д., какие там детали.

  Видение, связанное именно с мышлением, с пониманием особенностей, с формированием образов, с осмысленностью с каким-то умозаключением нас как художника. И происходит оно конечно на основе знаний, опыта, понимания художника, на основе каких-то конкретных положений.

Например: понимание перспективы, как раз это к вопросу про ракурс чайника, который я показывала, к вопросу о цветоведении, как сочетаются теплые и холодные оттенки в единой композиции и едином каком-то сюжете, как выглядит форма, как с точки зрения анатомии  это сделано. Мышление и конкретно видение художественное формируется не само по себе, а путем получения знаний, умений, навыков и набирания, накапливание художественного опыта.

  Об этом всем мы говорим на наших курсах обучающих, курсах рисования, в частности на курсе «Рисование с нуля до портрета на заказ». Мы там говорим не только про видение и мышление. Мы там говорим, как раз о художественной  базе, которая необходима каждому, кто хочет в изобразительном искусстве развиваться, расти, пробовать что-то делать. Мы говорим и о перспективе и основе как штриховать правильно, основе формообразования построения формы и о многом о многом другом.

  Полностью курс состоит из 49 занятий. Это такой базовый. Вот мы сегодня рисовали схему. О всех наших курсах вот таким стержнем как позвоночник идет по всей моей авторской системе курсов рисования. И на него уже нанизываются как бы слои детской пирамидки все остальные курсы. Поэтому именно с него стоит начинать, он универсальный. Он и начинающим подходит, и тем, кто хочет знания как-то привести в систему, и тем, кто уже что-то умеет, самоучкам и даже профессионалы некоторые на него приходят после паузы, или что бы вспомнить какие-то вещи, которые подзабылись.

Так что вообще курс шикарный. Приглашаю вас с удовольствием на него. Можно его приобрести в записи. Он у нас есть в формате видеозаписей и можно проходить удаленно, онлайн по видео урокам. В видеоуроках я все подробно рисую, рассказываю. Я вообще, вы знаете, что я умею много и долго говорить, вот там я не только рисую, но еще и одновременно разговариваю с вами.

Как будто бы в живую. Объясняю, показываю, как должно быть и что. И почему именно так. Немножко даже про историю искусств еще успеваю рассказать. Так что вот, друзья, рекомендую, тем кто хочет именно развить в себе художественное видение и художественное мышление, получить базу. Welcome на наш курс «Рисование с нуля до портрета».

  Конкретно так это делается на примере, давайте я еще покажу вам картинок.

  Вот такая вот живопись, маленький этюдик, но маленький да удаленький, потому что здесь как раз предмет тоже не существует сам по себе, он существует в среде. Здесь стояла задача изобразить предмет на контрастном фоне, то есть предмет специально он вообще коричневый этот чайничек, специально усилен был вот этот цвет его самого на контрасте к синему.

Добавлено больше оранжевых красок что бы он выглядел более контрастно, фактурно. Здесь переданы теплохолодность. Понятно в каком он освещении, в теплом, с холодными тенями. Вообще пространство вылеплено за счет разницы мазков и изменение цвета туда в глубину. И если говорить о белой драпировке, она как камертон, как в музыке есть такое понятие и в живописи. Камертон. Она показывает на сколько темные элементы по сравнению с ней в целом выглядят светлее.

  Допустим если говорить о графике, здесь тоже художественное видение работает.

Ну, например, вот в таком рисунке тушью, хорошо показано освещение предмета и даже материальность предмета если судить по верхней части. Действительно выглядит металлической, потому что есть небольшие просветы, блики. Есть ощущение такого мерцания, этого самовара.

Но и конечно разница в линиях показывает где теневые участки, где скопление теней. Как свет заменяет форму, упрощает форму, делает более полноценной, хорошо читаемой. Так что в графике, видение художника тоже важно и тоже имеет место быть.

  Ну, например, такой синтез графического и живописного. Цветные карандаши. Ну конечно это все графика, но в этой графике посмотрите сколько оттенков, отражений, рефлексов и здесь человеку который рисовал, он не просто увидел предмет и изобразил просто горшочек, просто яблочко.

Во-первых, яблочки разные по размеру и по сорту если обратили внимание. Человек рассматривал уже по подробнее каждый из предметов. Конечно анализировал как отражаются предметы в этом горшочке. Разумеется, анализировал как изменяется цвет драпировки в зависимости от положения каждой складочки по отношению к источнику света. Вот здесь хорошо показано что свет вроде бы идет отсюда, но есть смешанные такие тени. Видимо двойной был свет.

Разноплановый немножко, но форма от этого не изменилась в предметах. Ну и конечно форма основного предмета горшочка передана интересно, проанализирована, не просто что вижу, то пою, светики раскиданы. Они положены в определенных местах, где отражения драпировки там поконтрастнее, где отражение от яблочка покраснее, от оранжевого товарища тоже какие-то рефлексы есть и скорее всего там что-то еще красное стоит за кадром, то что мы не видим.

Это тоже художник изобразил. Так делали старые мастера на своих картинах, когда пытались сделать какие-то обманки или зашифровать что-то. Ну, например, автопортреты в зеркале изображали или отражение себя в стеклянном шаре, чем занимался, например, Леонардо да Винчи. Так что вот эти вот моменты такого художественного видения они существуют не только в натурных постановках, не только в обучении художников, но и непосредственно уже в творческих вещах. 

И буквально у нас еще с вами чуть-чуть есть времени, про конкретные части художественного видения. Сейчас я их озвучу. Это такие отдельные блоки, благодаря которым… хочу вам еще рассказать про части художественного видения про составные отдельные локомотивы и есть у него вот эти вот отдельные вагончики, которые образуют большой единый движущийся, развивающийся состав под названием художественное видение.

Это будет касаться именно обучения рисованию. Я делаю упор именно на этом, потому что нас смотрят начинающие художники, либо продвинутые художники как правило. Не совсем нулевые, не профессионалы, хотя может быть и такие есть.

точка зрения

  Значит, во-первых, важной частью является такое понятие, как точка зрения. Это та точка, с которой художник смотрит на предмет. Мы в начале проводили эксперимент с чайничком и наблюдали его с разных точек, как бы с разных положения: с боку, спереди, сзади, снизу, сверху.

Именно эта точка, с которой мы воспринимаем реальность, она называется точкой зрения, она может быть динамичной. Вообще в идеале каждый художник выбирает ее сам, даже при обучении, при постановке, при положении себя относительно натурной постановки, относительно натюрморта, или портрета, или еще чего-либо.

Художник выбирает именно эту точку зрения, с какой позиции предмет будет выглядеть, так, как хочет он, с какой позиции будет интересней, каким образом стоит повернуть так, чтобы показать что-то необычное, изюминку какую-то. 

  Например, покажу вам натюрморт. И посмотрите, если бы положение было другое, если бы немножко сместились хотя бы уже было бы не совсем то, именно фронтальное, именно плоско в лоб. Предметы выглядят именно такими какими мы их привыкли воспринимать: корабль в профиль, а эта баночка, вазочка, звезда плашмя, морская звезда.

Если сменить ракурс, будет совершенно другая ситуация и все кардинально изменится, вплоть до неузнаваемости. Так что, точка зрения имеет значение.

объемное виденье

  Второе важное, такое важное составляющее художественного виденье — это объемное виденье. Вы тоже сейчас в начале, я вам показывала примеры, где предмет выглядит плоско, где предмет выглядит объемно. Не всегда нужно показывать объем, в некоторых случаях можно объем нивелировать, чтобы зритель считал так, как это положено. 

Например, основной предмет показываем объёмным, второстепенный можно более полоска, более свободно решить. Это один из принципов зрительского восприятия, который помогает и нам как художнику рассказать ту историю, которую хотелось рассказать, которую хотелось передать, увиденную, но и зрителю считать то, что мы хотели ему объяснить и продемонстрировать.

живописное виденье

  Третий блок, третья часть художественного виденья — это живописное виденье. Мы можем писать мазками, мы можем писать гладко, мы можем передавать вибрации цвета разными способами, показать именно как изменяется цвет предмета в разных местах, в разных ситуациях, в абсолютно неожиданно или наоборот предсказуемо. 

Покажу пример, такая работа живописная, здесь именно живописное виденье в полной мере проявлено, потому что посмотрите, как себя ведет синий цвет, он не плоский, мы знаем, что эта плоская синяя драпировка, скорее всего там две плоскости было: горизонтально-предметная, на которой стоят предметы и вертикальная, которая по отношению к нам выглядит таким большим, вертикально посаженым полотном. Посмотрите, какие оттенки, это глубокий темно-синий, где-то там отражение этих цветов, пресноватый.

Здесь фактура мазков сливается с фактурой листьев, дает такое ощущение вибрации воздуха, где-то голубые просветы видны, для того чтобы подчеркнуть эту желтизну, где-то почти черные обводки видны, чтобы сконцентрировать внимание на передней корзинке, чтобы показать зрителю самое важное.

То есть именно сам живописный подход, изменение цвета, изменение мазка, изменение фактуры так же является одной из составляющей художественного виденья. Художники им управляют на свой вкус, но и анализируют насколько это важно, насколько это тактично по отношению конкретно к этому изображению.

видение композиционное

  Еще один из блоков, еще из составных частей художественного видения – это видение композиционное, когда мы понимаем сколько должно быть в листе или в холсте предметов, сколько среды, как это все связано, за счет чего объединено, где нужно сфокусировать внимание, где рассеять. 

Покажу сейчас работу моей ученицы, которая этим как раз художественным видением владеет очень хорошо, интересно. Нереалистичная работа, сразу предупреждаю, но именно композиционно очень грамотно. Смотрите, предмет, мы знаем, что это за предмет, можем его назвать, каждый его видит не по разу каждый день, но смотрите, как здорова она придумала показать свет на этой полосатой кружке.

Часть в тени находиться, часть в свету, просто более тонко решено, там внутри пятно тени есть, освещенная часть лаконичная, ручка тоже в тени. И среда полосатая, эти полоски, возможно эта фактура, просто древесины, они ритмически повторяют эти линии кружки. Конечно, это темное пятно уравновешивает большое светлый низ. По-моему, это здорово, именно композиционный прием, прием организации всего листа, прием каких-то ритмических структур уравновешенных, здесь замечательно передан.

Не обязательно это может быть какой-то абстрагированный язык как здесь, может быть и в реалистичной трактовке композиция решена. Но именно мышление композиционное, не просто взял предмет, как увидел, так и написал, а немножко помог зрителю посмотреть туда, куда надо, это дорогого стоит.

метод обобщения

  Еще одним, таким важным, наверно, для художественного видения элемента является метод обобщения. То есть, когда вы в работе учебной или творческой, есть целостность, есть лаконизм некоторый, нет вот этой перегруженности деталями, нет обострениия ненужных вещей. Все вместе воспринимается цельно, красиво, лаконично, удобно, ясно.

Как пример могу показать, обобщений рисунок. Метод обобщения здесь, мне кажется, работает великолепно. Смотрите внимательно, да, это тоже натюрморт, все предметы здесь сложные по форме, по расположению, много деталей очень, но как здорово обыгран дальний план. Дальний план, шикарно списан.

И ритм вертикали, повторяющийся в цветах, и листьях, и в тенях на предметах, и особенно в этой капители, которая обобщена до максимально возможного состояния. Хотя она воспринимается как именно капителью частью колонны верхней, вершиной колонны, сделано грамотно. Новичок, наверно бы прорисовал все эти завиточки, цветочки и она бы спорила уже с букетом, но в этой ситуации такого не происходит, потому что принцип обобщения, метод в видение художника он работает на всю катушку здесь.

плоскостное видение

  Так же, вместе со всем перечисленным, одним из элементов видения художника является плоскостное видение. Особенно оно важно для эскизирования, когда создается первый плоский набор пятнышек, с которым потом художник работает, переносит уже на большой лист и дорабатывает, выводит до состояния реалистичности, трёхмерностях объемной части. В некоторых случаях этот принцип уплощения, принцип плоскостного видения работает и в самой работе, в готовой работе.

У меня есть такое вот здесь, например. Эта часть натюрморта, вообще этот натюрморт с горшочками, горшочки стоят друг на дружке. Видно один горшочек чугунок на нем, второй чугунок и какая-та еще штука не в драпировке еще. Но смотрите, во-первых, все горшки находятся в контражур, что называется, когда свет за предметами.

И предметы выглядят плоскими, и вот этот принцип плоскостности здесь прям очень хорошо сработан. Предметы читаемы, но они утрированно плоские. Это уже конечно творческая работа, хотя и выполнена с натурой.

видение тональное

  Ну и, наверное, последнее, о чем стоит здесь сказать это, как элемент видения художника, видения художественного. Это видение тональное, то есть это видение множества оттенков. На занятиях мы об этом часто говорим и вот особенно у тех, кто к нам только приходит я начинаю вот прям с первых занятий формировать вот эту вот тональную растяжку, от максимально белого на сколько белое можно показать через легкий тон, до максимально черного. Чем она длине, тем лучше.

  У нас кстати был эфир про тональную шкалу, и он, по-моему, сохранился, если вам интересно, вы мне пожалуйста в комментарии напишите, что вы хотите еще раз его посмотреть. Если будут желающие, то мы его повторим, я думаю это будет полезно и очень интересно.

  Именно умение мыслить тоном дается не многим. Цвет видят многие, оттенки видят многие, сравнить полутона или нюансы цветовые могут практически все, если не дальтоники. А вот увидеть разницу в тоне могут, ну скорее редкие исключения, потому что тональное мышление его очень сложно воспитать в себе, очень сложно сформировать и очень редко оно бывает врожденным.

За годы моего преподавания, уже более 16 лет, у меня таких было несколько человек. Это девушки молодые, одаренные именно мышлением тональным, которые могут увидеть разницу в тоне, между, например, красно-зеленым определенной категории. Это здорово, в том, что тональное мышление намного важнее чем живописное.

  И о чем я говорила про тон, увидеть разницу в тоне. Вот кстати.

Сейчас вот на этом примере вам покажу. Смотрите. Все предметы разные по тону. Не смотря на цветовые оттенки ярко выраженные, синие, оранжевые, фиолетовые и прочие, прочие. Видно, что допустим этот темнее чем этот, этот темнее чем этот предмет, а этот светлее чем этот предмет. Разница небольшая, но очень ощутимая.

И в целом вот этот горшочек выглядит темнее, чем скажем оранжевая драпировка. При условии цвета, ситуации цветовой, увидеть тон в натюрморте — это здорово. Вся живопись художников прошлого, классических художников она выстроена именно на тоне, она и так называется- тональная живопись. Это такой вариант, когда можно репродукцию картины распечатать на чёрно-белым принтере и ничего не изменится, изображение не исчезнет. Вот это высший пилотаж. Этому мы тоже учим, и учим прям вот с первых занятий. Чтобы видение тональное развивалось, наращивалось и применялось конечно же.

Художественные термины

  Это, наверное, все по теории что я вам хотела сказать, если какие-то вопросы напишите. И ну что тогда, увидимся на следующем эфирех(следущих статьях) и увидимся в нашей школе, я приглашаю с удовольствием к нам на занятия, занятия проходят в разное время. Есть дневные с часу до трех дня по Екатеринбургу. Есть вечерние с пяти до семи часов и с семи до девяти вечера есть, прям вот очень вечерние часы для занятий, когда приходят люди после работы. Работаем мы по будням, каждый день. Расписание можно узнать по телефону +79221157574.

Книжный блог

  Если вам понравился эфир(статья), если было интересно и познавательно, обязательно поставьте лайк, подписывайтесь, если вы еще не подписаны на нас. Также можно подписаться на нашем сайт на рассылку. Раз в неделю мы отправляем письма с полезной интересной информацией. На e-mail, обычно там приходят статьи, которые я пишу сама об изобразительном искусстве. Ответы на вопросы, основные вопросы начинающих художников, моих учеников. Ну и веселые, интересные истории про художников. Так что можно подписаться и читать прямо у себя в почте.

  Также у нас на сайте работает блог, где все эти статьи собираются, и там же можно найти ссылки на эфир на Ютуб.

  Ну что друзья, я рада что вы сегодня со мной были этим вечером, что вы реагировали, что вы такие любознательные и интересные, творческие. И приглашаю вас встретиться с нами через неделю, увидимся, до новых встреч.

Видеокурс "АЗБКА РИСОВАНИЯ ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМ": https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/i-videokurs-azbuka-risovanija-prostym-karandashom 

Если вам понравилось эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин