Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Что такое линия горизонта и зачем она нужна художнику?

   Линия горизонта в живописи или рисунке - один из самых важных ориентиров и помощник в правильном положении объекта в пространстве. К сожалению, сейчас, особенно у начинающих художников, рисующих с фотографии даже мысли о положении линии горизонта не возникает - перерисовывай то, что видишь, и дело в шляпе.

При таком подходе ни о какой изобразительной грамоте, разумеется, и мысли нет. Рисование и срисовка - это всё-таки очень разные вещи. Осознанное рисование основывается на логике построения формы в пространстве и законах зрительского восприятия, чего не скажешь о перерисовке с фото. Правильное положение предмета относительно линии горизонта и анализ точки зрения на предмет и отдельные его части говорит об осознанном, серьёзном подходе к рисунку. Это важнейший, неотъемлемый этап начала работы над рисунком, второй по порядку после компоновки (о компоновке в листе я уже писала в статье - https://jotto8.ru/blog/komponovka-v-liste , также можно изучить сам термин - https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/komponovka ).

Линия горизонта - что это?
   Это линия уровня глаз художника, ни больше, ни меньше. Да, визуально она выглядит как граница между небом и землёй или небом и водой в пейзаже, но она всегда находится на уровне глаз смотрящего. Линия горизонта строго горизонтальна и распределяется в пространстве бесконечно далеко от смотрящего (у неё нет начала и конца). Художнику определить уровень линии горизонта очень легко - стоит только приложить карандаш к переносице на уровне глаз и сравнить положение в пространстве окружающих объектов и предметов с его уровнем. Какие-то из них будут расположены выше карандаша (выше линии горизонта), какие-то ниже. Определять уровень линии горизонта художнику необходимо для точной передачи окружающей действительности и верного положения объектов друг относительно друга в пространстве рисунка или картины.

Какой бывает линия горизонта?
   В изобразительном искусстве по уровню различают классическую, традиционную линию горизонта (чуть выше или чуть ниже середины картинной плоскости), высокую и низкую линию горизонта. Прямо на горизонтальной оси картины (ровно на середине) линию горизонта располагать не рекомендуется - вместе с вертикальной серединной линией и диагоналями, она является мощнейшей энергетической линией и “примагничивает” к себе объекты, блокируя движение взгляда зрителя по картине. Такого положения линии горизонта лучше избегать.
   Высокая линия горизонта позволяет увидеть объекты и предметы как-будто с высоты птичьего полёта - в таких рисунках и картинах уделяется земле и воде, а неба изображено совсем чуть-чуть.
   Низкая линия горизонта раскрывает перед зрителем огромное воздушное пространство над землёй. Всё основное действие картины происходит в небе, а земли показано совсем немного. Это такой взгляд художника на окружающий мир, как будто он припал к земле и наблюдает жизнь с точки зрения муравья.

Основные направляющие линии рисунка изменяются в зависимости от линии горизонта.

   В рисунке вертикальные направляющие не изменяются в наклоне, они подчиняются линейной перспективе только изменением размера - чем дальше предмет, тем меньше его размер. Но горизонтальные и диагональные направляющие выглядят диагоналями, находящимися под разными углами к линии горизонта (подробнее о перспективных сокращениях можно почитать в словаре художественных терминов - https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/linejnaja-perspektiva ).

   Но положение линии относительно линии горизонта имеет колоссальное значение, поэтому, прежде чем наносить линию на лист, проанализируйте, над или под линией горизонта расположена данная часть объекта, чтобы точно показать направление линий, стремящихся в точку схода на линии горизонта. Чем ближе горизонтальная или диагональная линия к линии горизонта, тем менее явно будет выражен её диагональный уклон. Линия, находящаяся на самой линии горизонта, будет выглядеть горизонтальной.
   Точка зрения художника на объект, а конкретно, уровень линии горизонта по отношению к предметам и объектам и расположение точек схода дают зрителю чёткое понимание как выглядит и насколько убедительно показаны изображаемые объекты. Нарушение или неточное воспроизведение видимого художником усложняет восприятие картины зрителем и делает его путанным, а само изображение - не реалистичным.

Горизонтальные плоскости объектов и предметов в рисунке по разному раскрываются по отношению к линии горизонта, если они находятся на разной высоте относительно неё и друг друга.
   Чем ближе к линии горизонта горизонтальная плоскость предмета или объекта, тем меньше её визуальная площадь и степень раскрытия. Поэтому при рисовании следует обращать внимание не только на то, в какую сторону направлены направляющие и под каким именно углом, но и как выглядят находящиеся друг под другом горизонтальные плоскости по раскрытию. Чем выше или ниже они расположены от линии горизонта, тем они выглядят крупнее и менее сокращены в перспективе.

Экстремальные ракурсы.
   Иногда художники, чтобы наиболее ярко и полно выразить свою идею, изображают предметы и объекты подчёркнуто сильно выявляя ракурсные сокращения в перспективе и по отношению к линии горизонта. Например, сильно разворачивают предметную плоскость, так что кажется, будто художник, а вместе с ним и зритель, стоят у самого края стола и смотрят на предметы не сбоку и чуть сверху (в привычном ракурсе), а сильно сверху, заглядывая внутрь посуды, показывая верхние плоскости объектов, сердцевины цветов и т. д.. Или возводят архитектурно-скульптурные сооружения в рисунках и картинах так, что выглядят они огромными небоскрёбами, резко уходя вверх и сильно сокращаясь в перспективе, зритель вместе с художником, как-будто находится у самого их подножия и рассматривает объекты, задрав голову вверх.
Конечно, такие изображения производят нужный эффект и впечатляют, но и требуют тщательно продуманного логического обоснования в процессе рисования, иначе идея художника будет не явно выражена и зритель просто не поймёт почему предметы и объекты изображены так, а не иначе и точно ли они воспроизведены в рисунке или картине.

   Экстремальные ракурсы в картинах художников особенно хорошо ощутимы, если автор находится очень близко к предметам или предметной плоскости (натюрморты Сарьяна, Петрова-Водкина) или изображаемый предмет или объект большого размера (Камиль Жакоб Писсарро. «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», Андреа дель Поццо “Апофеоз Святого Игнасио”).

Такое впечатление монументальности в некоторых случаях специально создаётся или усиливается художниками для наилучшего выражения собственной творческой идеи (линия горизонта в помощь) - Александр Дейнека «Оборо́на Севасто́поля» (1942 год), фрески Сикстинской капеллы Микеланджело.

   Вот так влияет линия горизонта на всё, что изображает художник, вернее, наоборот, художник строит своё произведение с учётом положения линии горизонта со всеми вытекающими последствиями (при рисовании с натуры) или сам задаёт необходимые условия (при создании эскиза картины из головы, придумывая идею будущего произведения). При рисовании по фотографии линия горизонта не менее важна - в самом начале создания рисунка неплохо бы определиться, где именно она расположена и как выглядят предметы и объекты по отношению к ней. Это позволит избежать досадных ошибок в рисовании и создать реалистический и правильный рисунок, даже если вы художник-самоучка или совсем начинающий живописец.

Творческих вам успехов, дорогие коллеги! Ровного горизонта и интересных идей!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и/или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин