Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

КОМПОНОВКА.

Компоновка (От лат. compono - составляю)

Компоновка в изобразительном искусстве - это распределение элементов будущего изображения в листе или холсте, то есть составление единого целого изображения из отдельных его элементов, заданных в натуре. Компоновка осуществляется в соответствии с законами зрительского восприятия, максимальной компактности и соразмерности частей друг по отношению к другу, с учётом зрительского разнообразия и цельности как всего изображения, так и его частей.

  Компоновку также называют организацией картинной плоскости, что также представляет собой соотношение формата листа, нахождение на нём места и размера рисунка. Самая простая закономерность при компоновке объектов в лист - для изображения высоких предметов выбирают вертикальное положение листа, для длинных и низких - горизонтальное.

  Не следует путать компоновку и композицию. В отличие от композиции, где художник “сочиняет”, создаёт на основе своей авторской идеи, эмоционального отношения к изображаемому, законов и правил композиции, психологии зрительского восприятия, стилизации и т. д. художественное произведение, несущее смысловую нагрузку и психо-эмоциональное воздействие, компоновка разбирает видимые элементы предметного мира на составные части и распределяет эти части в листе максимально правдоподобно. То есть компоновка передаёт увиденное художником в натуре, не учитывая его отношения к изображаемому, компилирует объекты реального мира в картинную плоскость. Это обязательное условие и первая стадия выполнения рисунка или этюда с натуры, начальный этап изучения объектов действительности при помощи рисования.

  В обучении рисованию компоновка - это перенос видимых элементов натуры (натюрморт, пейзаж, портрет) в плоскость листа или холста так, чтобы учитывались основные правила компоновки изображения:

1) Предметы и элементы изображения должны быть соразмерны формату картины - не слишком крупные (вываливаются из картинной плоскости), не слишком мелкие (теряются в картинной плоскости).

2) Предметы в картинной плоскости должны быть изображены меньше по размеру, чем реальные предметы. Это позволяет нарисовать изображаемые предметы реалистично.

3) Основной предмет не должен быть расположен в геометрическом центре картинной плоскости (располагаем основной предмет чуть в стороне от точки пересечения диагоналей картинной плоскости).

4) Предметы на картине могут перекрывать друг друга или находиться на расстоянии друг от друга, но не касаться друг друга - это нарушает плановость в картине и разрушает систему подчинения главному второстепенного.

5) В картине следует избегать одинаковых по размеру или цвету элементов, лучше немного изменить размер и цвет в картине, чтобы избавиться от однообразия.

6) Предметы и объекты, изображённые на картине, должны войти в картинную плоскость целиком. Обрезанные краем листа или холста предметы и объекты мешают правильному восприятию картины зрителем.

7) Предметы и объекты, изображённые на картине, не должны касаться краёв формата или близко к ним, следует располагать основные элементы картины ближе к её геометрическому центру, но избегая попадания точно в него.

8) Изображение предметов и объектов, а также основных направляющих линий изображения на картинной плоскости следует делать так, чтобы избежать их попадания в силовые линии формата - диагонали и серединные линии вертикали и горизонтали.

9) Следует учитывать равновесие крупных и мелких, тёмных и светлых, ярких и нейтральных элементов изображения, распределяя их в плоскости листа или холста. Крупный предмет уравновешиваем мелкими, тёмный светлыми и т.д.

10) Следует избегать симметричного расположения элементов картины относительно основного предмета, изображать разными расстояния между всеми предметами и элементами картины, чтобы облегчить восприятие изображения зрителем и внести в картину разнообразие, свойственное реальному миру.

Использовалась литература:

1. Н.П. Костерин. Учебное рисование. -М.: Просвещение. 1980.

2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

3. Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.

4. Словарь русских синонимов.

5. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин