Когда я училась в художественном училище, одним из обязательных домашних упражнений были наброски. Мы сдавали их еженедельно под отчёт: минимум нужно было рисовать 3 наброска в день. Таким образом, к концу учебной четверти их накапливалась целая стопка. Конечно, в каждом быстром рисунке была своя особая задача, но объединяло их одно - грамотная компоновка, то есть расположение в формате листа всех элементов рисунка.
Конечно, не всё шло гладко, тем более, что при обучении рисованию фигуры человека, нужно было изображать самые разнообразные позы и движения, а это увлекало настолько, что во время тщательной прорисовки, например пальцев или отдельных мышц, оказывалось, что места для них в листе не хватает, и нужно доклеивать ещё один кусок бумаги с краю, чтобы спасти ситуацию.
Однажды дело даже дошло до того, что одна моя однокурсница принесла нарисованного в прыжке человека с растопыренными в разные стороны руками и ногами на листе, собранном из 5 отдельных кусков. Просто какой-то доктор Франкенштейн, а не художник, получается! А бывало и наоборот; приходилось подрезать лист, чтобы изображение в нём выглядело достойно, было оптимальным по соотношению с размером формата и его конфигурацией (квадрат, вертикальный или горизонтальный формат). Узнаёте себя, дорогие начинающие художники? Только не всегда эти методы работают: холст ведь не нарастишь и не обрежешь. Так что же делать?
Недаром, компоновке учат с самых первых занятий в художественной школе. Даже если мы изображаем плоский орнамент во весь лист, обязательно отступаем 2-3 см от его краёв (снизу немного побольше), чтобы не попасть в энергетические поля и точки формата. Это углы, узкие поля вдоль краёв и геометрический центр. Если нет задачи подчеркнуть статичность и геометричность изображения, лучше в них ничего не располагать. Например, можно поступить вот так, сместив изображение чуть в сторону.
Вам может понравиться статья "Мягкость и твёрдость простого карандаша: как её использовать?"
Иногда художники специально располагают отдельные элементы изображения в этих местах, чтобы усилить воздействие картины на зрителя, подчеркнув глубину взгляда, например.
Или, чтобы усилить движение внутри картины и вывести его за пределы формата. Но это, повторю ещё раз, особые случаи в творчестве художников, которые не имеют отношения к самому процессу обучения рисованию.
В учебной постановке эти приёмы только мешают и сбивают с толку, поэтому знать о них надо, но применять не торопитесь. Есть несколько способов продумать компоновку элементов в листе при работе с натуры.
СПОСОБЫ КОМПОНОВКИ
1) Небольшой эскиз.
Прежде, чем браться за внушительный формат, и поскорее отстраивать все необходимые части модели, удобнее всего поэкспериментировать с компоновкой на отдельном небольшом листе (до А5 формата). В маленьком формате можно быстро и точно раскидать основные пятна, тональные и цветовые, и структурные линии, осмыслить движение масс света и тени и соотношение предметов друг с другом, опустив детали. Если это необходимо, можно изменить конфигурацию формата в эскизе и, в соответствии с ним, подготовить похожий формат для основной работы. Иногда такой эскиз выполняют прямо на рабочем формате в верхнем правом углу.
2) Использовать “беглые” линии.
Чтобы случайно не наделать ошибок в компоновке, удобно, для построения отдельных форм объектов, наметить условными, близкими к геометрическим, формами расположение основных массивов в рисунке и их размер. Линии должны быть очень лёгкие, скользящие по большому массиву предметов. Далее, при тщательном построении, они вытрутся ластиком, но предметы и объекты уже точно распределятся по своим местам.
3) Построение от основного предмета.
В случае, когда изображаемых предметов много, например, если рисуем сложный натюрморт или интерьер, можно начинать компоновать с основного предмета. Когда он расположен в листе тактично по массе, размеру, пропорции, конфигурации, можно заниматься вторичными элементами, а потом деталями. В этом случае, даже если места для некоторых деталей в листе не хватит, их можно чуть сдвинуть в листе в нужную сторону или совсем убрать из изображения. Основная идея постановки от этого не пострадает. В некоторых учебных заведениях даже выполняют подобные упражнения специально, для того, чтобы у начинающего художника не было сильной привязанности к натуре (“натура-дура”, была у нас в студенческие годы такая поговорка) - на подиум вываливалась, выкладывалась, выставлялась целая гора разнообразных предметов, драпировок, объектов, из которых каждый художник выбирал то, что необходимо и компоновал в лист. Таким образом, у каждого автора был свой натюрморт.
4) Если формат откорректировать нельзя
(например, обрезать не получится, как сказал однажды один мой преподаватель: “Обрезание только в крайнем случае”), то удобнее будет использовать рамку-видоискатель для поиска нужной гармонии элементов в рабочем формате. Конечно, по мере развития глазомера и получения практического опыта в занятиях рисунком и живописью, надобность в нём отпадает, но первые работы хорошо закомпоновать, он поможет безусловно. Инструмент - на любителя, но он того стоит. Главное, вырезать из бумаги окошечко именно такого соотношения, ширины и высоты, которое вам необходимо.
А вообще, чтобы лучше, быстрее, точнее компоновать в листе все элементы натурной постановки во время длительного рисунка или этюда, нужно уделять время быстрым наброскам, зарисовкам и этюдам в цвете, сразу красками. Сейчас много курсов по скечингу, книг и видеоуроков по быстрому рисованию, но важнее всего непосредственная практика в рисовании с натуры. Именно рисование с живой модели, а не по фото, развивает глазомер, учит быстро схватывать пропорции объекта, “чувствовать” края и энергетические линии, формата. И уж, конечно, художник, обучающийся по традиционной программе, умеющий изображать предметы и объекты с натуры, не допустит такие досадные ошибки, как режущая всё изображение пополам линия края подиума; мелко, по соотношению с самим форматом, нарисованные предметы натюрморта или вываливающиеся за края листа, наполовину влезшие в лист предметы. А бывает, что и не только предметы: я наблюдала на некоторых выставках картины, в которых форматом отрезались головы по шею, руки-ноги по колено или локоть и даже коровьи зады - словом, зрелище не для слабонервных!
А для того, чтобы задача компоновки не ставила вас в тупик, при небольшом изменении формата или размера рабочей плоскости, хорошо делать скетчи на бумаге разного размера, формата, текстуры и качества. В ход пойдёт всё: блокноты и альбомы с различной бумагой нестандартных размеров, куски обоев, обратки, обёрточная крафт бумага, обрезь картона и бумаги для пастели и так далее. Словом, пробуйте, экспериментируйте, рисуйте на здоровье, чем больше, тем лучше. И уделяйте особое внимание компоновке - ведь это база всей работы. А если вдруг, что-то пошло не так, изображение в листе не поддаётся “дрессировке”, можно включить фантазию и исправить всё смещением акцентов или тщательно продуманной и вписанной деталью. Но это на самый крайний случай.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наши курсы рисования в Екатеринбурге и видеокурсы.