Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Откуда у человека ноги растут? Ошибки при рисовании сидящей фигуры.

  Рисование фигуры человека - дело не шуточное. Даже профессиональные художники не всегда берутся за это хлопотное дело, ведь в рисовании человека приходится учитывать многое: пропорции частей тела, анатомические особенности модели, ракурс, перспективу, построение объёмов, характер, движение…

А новичку и подавно сложно учесть все тонкости и особенности рисования человеческого тела. Чтобы нарисовать сидящего человека художнику приходится решать ещё и некоторые сверхзадачи, помимо вышеперечисленного, например, анализировать положение стула или подиума в пространстве, соотносить друг с другом точки опоры фигуры и точки равновесия, находить пропорциональные отношения фигуры и окружения.

  Но всё-таки рисовать человека с натуры и по фотографиям (куда без них) обязательно нужно, даже если вы ещё только начинаете свой путь в изобразительном искусстве. Наброски фигуры с натуры развивают глазомер и чувство пропорций, усиливают смелость и уверенность проведения линий и наложения штрихов, учат видеть необычное, интересное и мгновенно фиксировать подсмотренное на листе бумаги. Пусть первые наброски будут не очень реалистичными и смешными, но они будут, а это уже шаг на путь к успехам в рисовании.

  В данной статье я опишу основные ошибки начинающих и продвинутых художников при изображении человека в положении сидя и подскажу, как их не допустить или исправить. В любом случае, вы, дорогие друзья, обратите внимание на некоторые ключевые моменты в рисовании сидящего человека и постараетесь сделать всё правильно и хорошо в своих работах.

1). Соединение таза и ног.

   Вопрос произрастания нижних человеческих конечностей при рисовании сидящей фигуры многих вводит в ступор. При рисовании постарайтесь немного абстрагироваться и представить таз в виде коробки или посудины, бёдра в виде цилиндров и состыковать их друг с другом. Представьте как будет выглядеть место сочленения. А как оно будет выглядеть в разрезе? Не нужно лишних анатомических подробностей и обилия складок одежды в паху - чётко прирощенные к тазу ноги важнее, да и объём таза не хотелось бы потерять (человек сидит на подушке из мышц, а внутри неё достаточно увесистая костная конструкция, верхняя часть которой переходит в спину (крестец, основание позвоночника)). Если представить всё это сложно - смотрим анатомический атлас (авторы Баммес, Барчаи).
  Удобнее всего сначала наметить основание, на котором человек сидит, на нём определить плоскость соприкосновения сидалища и плоскости стула. Сверху располагает объём таза, к нему подводим ноги, сначала линиями намечает направление костей и их расположение, потом вокруг них доворачиваем объёмы. Уже поверх можно наметить детали - особенности одежды, складки и т.д.

2). Наклон шеи и головы в соответствии с позвоночником.
Часто сидящая фигура у начинающих художников выглядит так, как будто человек проглотил шест - позвоночник не имеет характерных изгибов и голова находится строго над торсом, как у робота. Так не бывает.

  Присмотритесь к натуре и отфиксируйте ключевые точки, в которых позвоночник имеет характерные выступы и прогибы. Это поясничный прогиб внутрь (из положения в профиль его хорошо видно), прогиб наружу в верхнем спинном отделе (район лопаток), торчащий наружу седьмой шейный позвонок (его всегда отлично видно, если шея не закрыта волосами или шарфом - в любом случае, представляем себе это место и учитываем, что в этой точке меняется направление движения позвоночника), сочленение шеи и основания черепа (насколько выдающимся выглядит затылок по отношению к шее).

  Определитесь как будут выглядеть изгибы позвоночника под одеждой в соответствии с ключевыми точками. Особое внимание уделите определению отклонения угла шеи по отношению к позвоночнику (к спине в целом). Если шея, позвоночник и голова находятся на одной вертикальной прямой, человек не сможет наклоняться вперёд и кивать - это ошибка.

3) Плечи в ракурсе в рисунке.
  Несмотря на то, что плечи сидящей фигуры развёрнуты не фронтально, а находятся в ракурсе или даже в профиль по отношению к художнику, они всё же хорошо читаемы. Не забудьте представить, где внутри конструкции расположены ключицы, где лопатки и грудина, а где выходит на зрителя головка плечевой кости и акромион лопатки - кости плечевого сустава хорошо видны, если не закрыты одеждой.
  “Потерянный” плечевой пояс (кости верхней части спины, груди и плеча) лишает фигуру конструкции. Она будет выглядеть пластилиновой даже если перерисовать все складки, воротничок и пуговки. Для удобства прорисовки желательно наметить сначала основные формы тела с выступающими на поверхность частями костей и объёмами крупных мышц, а уже потом надеть одежду на готовое тело.

4). Положение стоп (следки).
   Увлекшись рисованием спины, головы и рук, начинающие художники мало внимания уделяют стопам, в результате, они выглядят копытцами (при положении в фас) или ластами (при положении в профиль). Подъём стопы в этом случае часто игнорируется совсем.
  Для точного и правильного рисунка стоит определить, как будут выглядеть отпечатки стоп на полу под фигурой - это не сложно представить или попросить модель снять обувь. Характер следков покажет, в каком именно положении находится стопа и насколько раскрыта плоскость следа в соответствующем ракурсе (след не может выглядеть в виде линии!).

5). Длинные, вытянутые вперёд руки.
  Особенно при рисовании сидящего за столом человека, локти и предплечья которого лежат на столешнице, многие новички, увлекшись деталями, забывают проверять пропорции рук к торсу и бёдрам. В результате - если нарисованный человек встанет, кисти рук спустятся до колен.
  Чтобы избежать ошибки, внимательно промеряем и сравниваем по длине торс и плечи (локти находятся на уровне талии в положении “руки по швам”), плечи и предплечья (рука от плеча до локтя и от локтя до запястья либо одинаковые по длине, либо плечи едва длиннее предплечий. Ни в коем случае не наоборот! Ну, и конечно, предплечья и плечи меньше, чем бёдра (длина ноги от таза до колена).

6). Короткие ноги в рисунке, особенно голени.
   При длинных руках модели, ноги часто оказываются непропорционально короткими, особенно, опять же, при рисовании сидящего за столом человека. В этом случае, стоит сравнить длину бёдер с торсом (от плеч до таза - они соразмерны), а длину голеней с бёдрами. Голень либо равна бедру (телосложение “Аполлон” или бегун на длинные дистанции) либо чуть короче бедра (незначительно!) (телосложение “Геракл” или переносчик тяжестей).
  Особое внимание стоит уделить этим пропорциям при рисовании фигуры, глядя на неё чуть сверху или прямо (когда линия горизонта находится на уровне глаз модели).

7). Ошибки в определении длины стопы и подъёма стопы в рисунке.
   Особое внимание уделяем подъёму стопы в верхней её части. Если рисуем человека без обуви, обязательно показываем свод стопы - насколько внутренняя часть стопы приподнята относительно плоскости пола, иначе будет человек с плоскостопием.

  Кроме того, стопа человека достаточно длинная и широкая (сравнима по ширине и длине с голенью) - обратите внимание ещё и на это. Далее определяем, как стыкуется голень со стопой - хорошо было бы показать место стыка линией, определяющей границы форм.

8). Руки не сгибаются в запястье.
   Если с локтевым и плечевым суставом всё более-менее понятно, то запястье часто вызывает сложности в рисовании. Часто сидящий человек держит руки на столе или на коленях, при этом направление движения предплечья и кисти руки могут почти совпадать. Чтобы человек не выглядел роботом, лучше отделить их друг от друга, сменив наклон движения плоскости предплечья и тыльной стороны ладони.

   Запястный сустав не только отделяет большие формы друг от друга, он связывает между собой 8 костей запястья и локтевую и лучевую кости предплечья, что придаёт этой части руки особую подвижность. Отдельные кости при этом хорошо видны под кожей при некоторых положениях - обратите на это внимание и покажите в рисунке. Так руки будут выглядеть естественно, а нарисованная фигура человека реалистично.

9). Размер головы маленький по отношению к телу.
  Увлекшись торсом и конечностями (ещё бы, я уже перечислила столько особенностей в рисовании сидящего человека!), некоторые начинающие художники забывают проверить размер головы по отношению к торсу и другим частям тела. А зря. В рисунке сидящей модели есть большой соблазн нарисовать слишком маленькую голову (в рисунке стоящей модели, часто бывает наоборот). Это происходит от того, что размер головы сравнивается в начале работы над рисунком только с торсом, без учёта таза, ног и рук. В процессе рисования пропорции меняются, дорабатываются, а голова остаётся прежней.
  Обязательно проверяйте на разных стадиях ведения рисунка пропорции головы и тела, сравнивайте размер головы со всей фигурой - от макушки до пяток (у нормального современного человека голова укладывается во весь рост 7-8 раз, у низкорослых людей 6 раз - редкие исключения только подтверждают правило).

10). Неверное расположение частей лица на голове - глаз на щеке и уши уехали на затылок (особенно при повороте головы в профиль).
  Да, типичные ошибки, которых ученики-художники никогда не делают при рисовании портрета часто всплывают при рисовании фигуры. А всё потому, что торопятся, небрежно намечают части лица в голове, чтобы поподробнее нарисовать складки одежды и шнурки на ботинках. Не надо так. Раз взялись рисовать части лица подробно, определитесь где точно находится ухо (при повороте в профиль, оно разделяет на 2 равные половины всю голову по вертикали - отделяет лицевую половину головы от затылочной). После этого следует обозначить границы лицевой и боковой частей лица (скуловые кости, выступающие наружу части челюстей, граница фронтальной и боковой частей подбородка, граница фронтальной части лба и височных плоскостей) - находим линию, задающую силуэт боковой части лица.
  Выступающие вперёд скуловые кости и западающие немного назад края глазниц, а затем снова выступающие вперёд кости надбровья образуют небольшое углубление, куда можно просто и аккуратно усадить глаз. Так он точно впишется на своё законное место и голова по отношению ко всей фигуре в рисунке будет в меру подробно, а главное правильно нарисована.

  На самом деле, типичных ошибок при рисовании фигуры человека сидя намного больше. Я обозначила лишь самые часто встречаемые из них, по крайней мере те, которые допускают ученики на занятиях рисунком у нас в художественной школе. Всё это мы подробно разбирает и анализируем на курсах “Рисование фигуры человека” и “Тело человека”, в рисунках непосредственно, на 3d моделях, любезно созданных для нас командой SKP-STEP и на натуре. А как иначе? Научиться рисовать тело человека в разных положениях - дело серьёзное.
 

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин