Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Серый цвет в живописи. Часть 1.

Сегодня на волне всеобщего позитивного настроя серый цвет отходит на второй план, отдавая пальму первенства насыщенным, ярким чистым цветам и оттенкам. К сожалению, переизбыток ярких красок и некорректное их сочетание скорее раздражают зрителя и даже стремятся к китчу в некоторых картинах современных художников.

Незаслуженно обделённый вниманием серый цвет не так прост и очевиден, как может показаться на первый взгляд. Он многогранен, интересен и ни в коей мере не скучен, как это может показаться в самом начале. Давайте присмотримся к серому цвету, проанализируем, насколько он важен и хорош в живописи и каким он бывает.

   Хроматический и ахроматический серый.
   Разумеется, самый простой способ получить серый цвет - это смешать чёрный и белый. Из этой смеси, в разных пропорциональных соотношениях рождается множество оттенков бесцветного, ахроматического серого. Они необходимы художнику при рисовании красками в технике гризайль (подробно о гризайли тут: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/grisaille ), когда изображение строится на множестве разнообразных серых оттенков в диапазоне от белого до чёрного, или для рисования в технике сухая кисть.

Но не только для этого, бесцветные серые применяются в живописи для замутнения слишком чистых, спектральных цветов, изменяя насыщенность оттенка, к этому вернёмся чуть позже.
Если в нейтральном сером цвете присутствует хоть капля насыщенного спектрального цвета, такой серый называется хроматическим, то есть цветным. Лёгкий оттенок голубого, оливкового, розового, бежевого делает сложный цветной серый особенно выразительным. Такие оттенки и цвета хороши в интерьерах в сдержанном стиле, одежде, аксессуарах. И, конечно, такие серые цвета и оттенки обязательно присутствуют в полноцветной живописи. Смотрим на картины художников - их много, несмотря на визуальную цветовую насыщенность основных частей и персонажей.

Тёплый и холодный серый.
  Раз оттенки серого бывают цветными, то они подразделяются на холодные и тёплые. Соответственно, коричневатые, желтоватые, розовые оттенки серого - тёплые, голубые, холодно-зелёные, лиловые - холодные. Особенно хорошо степень теплоты или холода серого проявляется рядом с нейтральными чёрным или белым и с ярко выраженными хроматическими оттенками. Хороши фисташковые оттенки, нефритовые, сложные оливковые - они отлично подойдут и разнообразных дизайнерских решениях, и в живописи и в декоре.

   В живописи это различие мельчайших цветовых нюансов по тепло-холодности особенно важно. Для передачи характерного освещения, материальности предметов и объектов, их фактуры и текстуры изменение цвета по шкале от тёплого к холодному, умение не только различать, видеть в натуре и намешивать нужные цветовые градации и модуляции говорят о зрелости и профессионализме художника. Взгляните на картины Эндрю Уайета, сколько в них всевозможных холодных и тёплых цветных серых оттенков! А как органично эти серые сочетаются с насыщенными цветами разного качества! И при такой сухой ограниченной (на первый взгляд) палитре, сколько в его картинах реалистичности и жизненной правды!

Серый - обязательное дополнение к чистым цветам.
   В реалистической живописи только чистыми спектральными цветами создать полноценное изображение навряд ли получится. По всем правилам изменения локального цвета предмета под воздействием цветовой среды (рефлексов и отражений), степени и качества освещения (тепло-холодность и интенсивность света), воздушной и тональной, цветовой перспективы и прочих особенностей, цвет самого предмета или объекта будет изменяться по всем трём характеристикам - светлоте, насыщенности и цветовому тону. Это значит, что помимо шкалы чистых цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый), цвет будет меняться одновременно по шкале светлее-темнее (от розового через красный к бордовому, например) и по шкале - красный-серый, то есть одновременно будет замутняться. Соответственно, цвет одного предмета или объекта в разных его частях будет разным и, скорее всего, сложным - будет светлеть, темнеть, мутнеть по мере удаления от плоскостей, находящихся в непрямом свету. Смотрите на картинку, чтобы понять всё наилучшим образом.

Делаем выводы, что серые или сложные цветовые оттенки в тональной живописи обязательны. Их отсутствие ведёт к плоскостности, декоративности изображения. Но и применять (намешивать) серые тоже необходимо тактично, с умом, анализируя качество каждого конкретного цветового оттенка и мазка на картине.

    Сочетание же открытых чистых цветов с малонасыщенными (серыми) в одной картине в непосредственной близости очень приятно для глаза зрителя, естественно и передаёт цвета и тона именно так, как видит реальность человеческий глаз. Таким образом яркие, сочные, спектральные цвета усиливают свою цветовую насыщенность и выразительность, выявляют главное в картине. Таким образом создаётся и передаётся максимально точно визуальный образ в картине, включается сам собой в силу контраст по насыщенности цвета (об этом и других видах контрастов в искусстве можно прочитать здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/kontrast ).

Вот и выходит, что при адекватном, разумном сочетании насыщенных и сероватых, приглушённых цветов одновременно, глаз зрителя работает, фокусируется, внимательно разглядывает цветные части изображения и отдыхает, рассеивает внимание на второстепенных малонасыщенных цветах частях изображения. Такие картины хочется разглядывать долго, от них не устаёт восприятие и психика, они повышают настроение и концентрацию, снижают стресс.

 Натюрморт с розой, ремером, наполненным белым вином и частично очищенным лимоном на серебрянном блюде.Картина написана совместно с художником Cornelis de Heem (Leiden 1631-1695 Antwerp).

Серый гармонизирует колорит картины.
   Если говорить о колорите картины профессиональным языком (не просто красивое сочетание цветов, полное и понятное определение здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/kolorit ), то полное взаимодействие цветов в картине возможно при наличии контрастов (цветового, светлотного, тонального и других), нюансных и тождественных отношений. Соподчинение их и заданный художником цветовой художественный образ вполне логично обосновывает количество и качество применяемых оттенков серого цвета.

Взгляните на 3 картины Валентина Серова - во всех них разное настроение, на всех картинах изображено разное время года и дня, разное освещение, во всех заложена разная идея. Но как же прекрасно работают серые оттенки во всех них: объединяют и гармонизируют цветные, насыщенные пятна, дополняют их органично в разной пропорции (в зимнем пейзаже серые доминируют, в изображении раскрытого окна их совсем не много)! А так как колористическое единство подразумевает не только визуальную гармонию, но и художественную идею, то от каждого из пейзажей зритель получает своё впечатление: от безысходной тоски долгого зимнего дня до радостной весенней свежести.

   А теперь выберем отдельные серые тона и сделаем выноски цвета в фотошопе. Серые оттенки на картинах очень похожи и по цветности, и по светлоте. Значит, они работают на восприятие зрителем не сами по себе, а в сочетании с другими цветами и оттенками. Важно именно гармоническое единство серых и цветных, подобранное художником для выражения собственной идеи.

   А теперь добавим насыщенности всем цветам одной из картин, чтобы избавиться от серых. Ну, как, вы всё ещё видите “немытую Россию” на полотне? Или этот экспериментальный арт больше напоминает состояние галлюцинации? А ведь мы просто избавились от серых цветов, тем самым разрушили колорит и потеряли гармонию не только формы и содержания в картине, но и сами цветовые связи, переклички, единство. Получается, что без серых цветов даже сочные, яркие, сияющие чистые цвета не выглядят естественно и гармонично, а соответственно, такая живопись как минимум не реалистична и неприятна для восприятия зрителем. Серые цвета выполняют функцию связующего вещества для остальных цветов: убери их - и всё рассыпется на части.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин