Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Серый цвет в живописи. Часть 2.

Северный колорит.
Не секрет, что темперамент и место проживания художника влияют на краски его палитры. Видимые вокруг цветовые сочетания, контрасты и гармонии переносятся художником на холст сами собой.

Легко заметить разницу в цвете в картинах южных и северных мастеров: обилие чистых, насыщенных красок первых так сильно контрастируют со сложными, сероватыми, составными цветовыми тонами. Природа лучший учитель для художника и в разных частях мира она разная, а значит и колористические вариации у живописцев тоже весьма различны. Сравните акварельные работы индийских мастеров и художников Санкт-Петербурга. При сопоставлении именно колористической модели (без оценки мастерства, стиля и жанровых предпочтений) разница очевидна.

На сборных выставках хорошо заметно, что чем севернее живёт художник, тем ярче выражено его пристрастие к землистым, сероватым оттенкам. Как правило, региональные колористические особенности задают основной мотив на региональных и областных выставках. Доминирование серых в палитре художника - естественное продолжение и видение климата местности.

Серый грунт задаёт цветовую среду для живописи и графики (подмалёвок, имприматура, цветовая подкладка).
Как известно, начинать рисунок от белого тона бумаги иногда сложновато - белый мешает воспринимать все тона и оттенки рисунка одновременно, цельно, лаконично, дробит незавершённое изображение на отдельные блоки. Из-за этой особенности начинающие художники предпочитают рисовать от куска, набирая фрагменты изображения в рисунке как мозаику. От этого страдает целостность, единство рисунка, появляется перегруженность деталями, тональные отношения не выстраиваются в общую систему. По тем же причинам художники поскорее стараются перекрыть тонким слоем краски (подмалёвок) белый холст. Некоторые даже идут на радикальные решения, рисуют на чёрном холсте или используют насыщенный цветной грунт (красный, синий, зелёный).

   Чтобы было легче соотносить цвета картины друг с другом, распределять тона в рисунке, сохранять целостность будущей картины в процессе рисования, используют серый оттенок грунта.

   От серого рисовать проще, он уже наделён цветовой и тональной информацией в отличие от пустого белого и легко принимает оттенки цвета разной насыщенности, цвета и светлоты. Кроме того, серый нейтральный фон не усиливает звучание хроматических цветов, как чёрный, и не гасит их, как ослепительно белый. Он нейтрален, а значит максимально дружественен любому варианту цветовой гармонии (и ахроматическому в том числе). А значит, задача колориста облегчается и художник может спокойно вести цветовую разработку будущей картины в ту сторону, в какую сам пожелает.

Обилие серых - залог полноценной живописи.
   В самостоятельных попытках научиться рисовать и вообще в среде начинающих художников есть мнение, что главное в живописи - научиться намешивать цветовые оттенки: цвет воды, цвет неба, цвет лица, цвет тела человека. Это не совсем так. В живописи важно понимать, как изменяется локальный цвет (цвет конкретного предмета или объекта) и как соотносятся друг с другом на картине все цветовые вариации. Значит, помимо самой цветности важны и светлота, и особенно, насыщенность каждого цветового пятна.
Вот про насыщенность - степень замутнённости цвета, начинающие художники часто забывают. В результате, картина выглядит как отфотошопленная фотография - все цвета яркие, насыщенные, как будто покрашенные анилиновыми красителями, но не реалистичные. Сочно, эффектно, но от такой живописи устают глаза, притупляется восприятие и болит голова.

Вывод - кроме насыщенных цветов, стоит использовать в живописи и разнообразные серые оттенки (нейтральные, цветные, светлые, тёмные и т.д.). А в реалистической живописи, где важно ещё и передать пространство в картине, форму объектов и предметов и степень их удалённости от зрителя, цвето-тональную среду, даже влажность и цвет воздуха, серых оттенков лучше применять много, чем больше, тем лучше (разумеется, если это соответствует задаче художника). Взгляните, к примеру, на работу того же автора, достаточно чистую по цвету, но дополненную замутнёнными, сложными, сероватыми цветами - совсем другое дело! Эта живопись богата по цвету и органична для восприятия зрителем.

Коричневый и бежевый в живописи - это тоже серые оттенки.
   Обратимся к цветовому кругу, замечательному инструменту при работе с цветом (о цветовом круге и вариантах его применения я писала тут: https://jotto8.ru/blog/dlja-chego-nuzhen-tsvetovoj-krug-i-kak-ego-ispolzovat ). Как известно, в нём присутствуют только чистые цвета, первичные, вторичные, третичные, но не замутнённые и не высветленные/затемнённые, то есть цвета в круге изменяются только по одному параметру - цветовому тону, без учёта светлоты и насыщенности. Достаточно беглого взгляда, чтобы понять, что коричневые и бежевые оттенки в нём отсутствуют. Зато есть в цветовом круге прекрасный оранжевый цвет, добавив к которому пару капель серого (чёрного и белого в разных пропорциях), можно получить самые разнообразные тёплые оттенки, от персикового до тёплого серого. Чем меньше чистого оранжевого в таком замесе, тем нейтральнее (серее) будет коричневый или бежевый оттенок. В этом случае изменяется непосредственно насыщенность цвета (и светлота тоже, автоматически). Получается, что коричневые и бежевые - это малонасыщенные оттенки оранжевого, значит, цветные серые.

   Для убедительности приведу ещё одно доказательство. Ссылаясь на теорию цвета Иттена, дополнительные цвета (лежащие друг напротив друга в цветовом круге) при механическом смешивании дают нейтральные серые. Смешиваем попарно жёлтый и фиолетовый, красный и зелёный, синий и оранжевый, получаем мутные коричневые в разных вариациях. А что будет если добавить к коричневому белила? Думаю, объяснять не нужно. Не зря в дизайне интерьеров, особенно в модном сейчас скандинавском стиле так удачно сочетаются тёплые и холодные серые, разнообразные бежевые и коричневатые цвета, что придаёт ощущение естественности, спокойствия, нейтральной гармонии.

   Те же тёплые серые, коричневые, бежевые оттенки так хорошо заметны и приятны в сочетании с насыщенными цветными в картинах великих мастеров. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что серые, малонасыщенные цвета необходимы для гармоничного цветового единства картины.

Художники - мастера серого цвета.

   Как вы уже убедились, серые цвета и оттенки в живописи просто необходимы для полноценной, реалистической передачи трёхмерного мира в двухмерной плоскости холста. В истории искусств существует немало художников, мастерски владеющих серым. Часть работ этих мастеров вы увидели в качестве иллюстраций к этим двум статьям.
Непревзойдённый мастер серебристого колорита, а соответственно серых цветов и оттенков в живописи - Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес.

   Изумительно точные, гармоничные сочетания насыщенных и ненасыщенных, светлых и тёмных, холодных и горячих оттенков цвета и мастерское владение композицией цветовых пятен делают его величайшим колористом в истории мировой живописи. Только взгляните на портрет Филиппа IV: не на латы, которые написаны с такой степенью материальности, что нет ни малейшего сомнения, что молодой король закован в металлическую броню, а на само лицо монарха - оно как -будто выткано из мельчайших сероватых полутонов, которые, объединяясь в общий колорит со всем окружением, дают ощущение здорового, полноценно цвета лица.

 Не зря юный Серов копировал портрет папы Иннокентия Х работы Веласкеса, чтобы хотя бы попытаться понять секреты мастерства великого художника, уловить ключевые особенности серебристого колорита.

   Замечательными мастерами серого цвета можно назвать художников Уильяма Тёрнера, Джеймса Уистлера, Юрия Пименова и других. А как у вас дела с серым цветом? Используете его активно в живописи или избегаете?

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин