Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как выбрать или сделать самому подрамник для живописи? Требования к подрамнику.

   Многие художники не доверяют изготовление основы под живопись маслом и акрилом арт-маркету, и правильно делают. Нет ничего лучше качественного, собственноручно подготовленного холста, натянутого на крепкий подрамник.

Именно с подрамника начинает свою жизнь картина, он задаёт не только размер и формат, но и сохранность, и вариации оформления и, конечно, саму манеру и способ наложения краски на холст, возможность применения смешанных авангардных техник (коллажи, вклейки и прочее). Словом - крепкий подрамник - залог успеха. Но, помимо крепкости, важны и некоторые другие особенности, отличающие хороший подрамник. Опишу основные.

1). Качество дерева.

   Дерево для подрамника должно быть плотным по структуре, хорошо просушенным. Выбираем прочные, в меру широкие рейки (40-60 мм толщиной, не меньше!) древесины твёрдых пород: лиственница, береза, бук, дуб, вяз, платан, рябина, клен, ясень, яблоня, чаще всего - сосна. Проверьте дерево на наличие сколов (это значит, что оно пересушено и подрамник может разрушиться при натяжении холста. Также не подойдёт для живописи подрамник из дерева пористой структуры (оно будет крошиться, продавливаться). Слишком сырое дерево также не подойдёт - оно может начать гнить, его ведёт при просыхании (подрамник может искривиться или согнуться). Отдельных тёмных пятен на поверхности реек тоже следует избегать - скорее всего это грибок или гниль, она будет разрастаться и со временем картину придётся переносить на новую основу.

  Немаловажно проследить, чтобы подрамник не был сучковатым или склеенным/состыкованным из нескольких частей - всё это со временем рассыхается и подрамник разваливается на части или деформируется. Как минимум, ослабляется натяжение холста, что может нарушить грунт и сам красочный слой.

2). Скос реек внутрь или бордюр у края подрамника.

   С лицевой стороны по внешнему краю (то есть со стороны, на которую будет натягиваться холст) у качественного подрамника предусмотрено небольшое возвышение - бордюр. Он нужен для того, чтобы натянутый на подрамник холст не касался внутреннего угла рейки, а деревянная основа не пропечатывалась на внутренней стороне холста - это может повредить волокна ткани и красочный слой, картина будет стремительно разрушаться.
   Если выступ на рейке создать сложно, внутреннюю часть подрамника слегка состругивают, образуя небольшой скошенный угол внутрь. В таком случае холст натягивается только на внешние грани, а внутренняя конструкция отделяется от тканевой основы на небольшую глубину. 3-5 мм углубления уже достаточно.

3). Соединение углов.
   Соединение реек подрамника бывает двух типов: жёсткое (галерейный подрамник, глухой) и модульный подрамник (разборный). У первого все соединения реек склеены, углы жёсткие, неподвижные. Во втором случае, рейки скрепляются при помощи специальных клиньев и пазов, входят одна рейка в другую и не закреплены клеем, благодаря чему конструкция подрамника остаётся подвижной, натяжение холста может регулироваться специальными клиньями (об этом ниже).
   Для начинающих художников предпочтительнее использовать глухой галерейный подрамник: он прочнее, углы подрамника не смещаются во время натяжения холста, он проще в изготовлении.
Модульный подрамник предпочитают профессиональные художники, работающие на небольшом формате - он позволяет улучшить сохранность картин во время хранения и транспортировки (клинья из углов вынимают при сильном натяжении холста и вставляют при его ослаблении).

4). Углы ровно под 90 градусов.
   Отнеситесь к выбору подрамника ответственно - проверяйте угол наклона реек. Все углы подрамника обязательно должны быть прямыми. Даже небольшое искажение или изменение наклона рейки сделает оформление картины крайне неудобным, натяжение волокон холста неравномерным. А это ведёт к разрушению красочного слоя и порче картины.

Спасибо за фотоматериал - https://jonathanapgar.com/stretchers

5). “Уголки”.

   По углам статичного подрамника желательны треугольные “уголки” из ДВП. Они сохраняют и увеличивают жёсткость конструкции. Особенно важны такие нюансы для подрамников большого размера - они не дадут дереву со временем деформироваться от тяжести или силы натяжения холста. Также “уголки” гарантируют равномерность просыхания древесины уже в готовом изделии, если производитель поторопился или сэкономил. “Уголки” прибиваются к подрамнику мелкими гвоздями (не приклеиваются!), во время набивания следите за тем, чтобы острие гвоздя не вышло на лицевую сторону подрамника.

6). Крестовина.
   Крестообразная или прямая перемычка на задней стороне подрамника защищает его от перекосов и деформаций. Для небольших холстов (до 40х60 см) она не нужна - ширина и толщина рейки выдержит натяжение ткани. А для крупных форматов перемычка просто необходима, она не только сохранит каркас картины надолго, но и предотвратит преждевременное разрушение подрамника, холста и самого красочного слоя, даже если температурный режим и влажность при хранении картины будут изменяться. Разумеется, такая конструкция возможна только на статичном галерейном подрамнике (ещё один плюс в пользу глухого крепления углов подрамника).

7). Пропорции модульного подрамника.

   Если всё же выбор пал на подрамник динамического типа - модульный, то лучше использовать рейки небольшого размера. Собирая таким образом подрамник метрового размера можно легко обнаружить хождение реек при натяжении, их прогиб винтом и смещение по углам. Такую картину будет сложно оформить в раму, в экспозиции она не будет плотно прилегать к стене (что нарушит эстетику подачи картины зрителю), холст вместе с краской начнёт “ходить”, а это может повредить (как минимум) сцеплению грунта с красочным слоем - картина начнёт трескаться и осыпаться. Хотите нарисовать большую картину - выбирайте солидный жёсткий подрамник.

   Для небольших работ модульные подрамники хороши, но пропорция реек друг по отношению к другу должна быть стандартной - 30х40, 40х50, 50х60, 60х70 или квадрат. Изящный длинный формат без перемычки опасен: натяжение может деформировать со временем длинные рейки, как уже было описано выше.

8). Клинья
   Клинышки, раздвигающие планки подрамника, возможны только в модульной модификации. Они немного раздвигают место состыковки реек и позволяют избавить холст от провисания, если это случилось. Клинышки выручают при частой перевозке холстов, например во время передвижных экспозиций или при перемещении картины от выставки к выставке. При таких переездах часто меняется температура и влажность, нити холста усиливают и ослабляют натяжение, в результате - провисание холста или излишне сильное натяжение (во втором случае клинья просто убирают из пазов).
   Профессиональные художники, как правило, знают и другие способы регулировки натяжения холста, но клиньевая “скорая помощь” для картины - самый распространённый и простой из них. Во время обучения рисованию маслом, лучше использовать жёсткий подрамник и не создавать дополнительных сложностей с регулировкой натяжения холста при помощи клиньев.

9). Фигурные подрамники.

   Нестандартные форматы подрамников (обычно они продаются сразу с натянутым и загрунтованным холстом: тондо (круг), овальный холст, треугольный, 6- или 8-гранный появились в продаже совсем недавно. А так как срок хранения картин, написанных на таких холстах невелик, то о их качестве говорить рано. Понятно одно - оформление таких картин на подрамниках требует особого подхода, трудоёмко и не всегда возможно, а крепкость реечного соединения в них не так надёжно, как у классического прямоугольника и квадрата, поэтому увлекаться экстравагантными формами подрамников не стоит.

   Качественный подрамник - крепкая база для написания картины маслом или акрилом. Его выбор, оптимальный размер и особенности напрямую влияют на процесс создания картины, её сохранность и возможности оформления. Для разных задач, учебных, творческих, экспериментальных, нужны разные подрамники. Также, личные предпочтения художников влияют на выбор разновидности подрамника. Качественное дерево, прочное крепление реек и оптимальная толщина реек подрамника, а также необходимые детали (перемычка, характер скоса и другое) - гарантия равномерного сильного натяжения холста, а значит, приятной лёгкой работы над картиной и долгой сохранности картины.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин