Будучи студенткой, мне посчастливилось заниматься в творческой группе у великолепного художника-графика Владимира Зуева. По приглашению маэстро все желающие могли освоить техники печатной графики - офорт, линогравюру, ксилографию - а заодно попробовать свои силы во Всероссийской выставке-конкурсе.
Предложение было крайне заманчивым и я незамедлительно согласилась и принялась за работу. Прежде всего нужно было подумать над интерпретацией темы, она звучала весьма расплывчато: книги и книжники России.
Каждый выбрал свою версию раскрытия темы, я же отправилась в библиотеку изучать материал. После многочасовых скитаний по читальным залам с карандашами и блокнотом, обозначилась основная концепция серии графических работ: это были крупные исторические и культурные деятели, основоположники книжного дела в России. Я выбрала Кирилла и Мефодия, Ивана Фёдорова, Нестора Летописца и Михаила Ломоносова. Все персонажи предстояло изобразить на отдельных графических листах в технике офорта (травленный штрих). Профессору идея понравилась и я начала отрисовывать эскизы.
Стилистика древнерусской миниатюры хорошо подчеркнула основную идею серии и отлично ложилась на заданную тему. Поэтому фигуры исторических деятелей я стала прорисовывать стилизуя до геометризированных форм и наполняя орнаментальными фрагментами. Рисующая линия в такой технике исполнения гравюры даёт красивый ровный однообразный контур, таким же контуром предстояло прорисовать и антураж - небольшие дополняющие сюжет элементы. В каждой миниатюре эти детали были свои - где-то арочное зарешеченное окно, где-то свеча на подставке, где-то письменный прибор или книга. Особенно долго пришлось повозиться с эскизом к гравюре, изображающей первопечатника Фёдорова. Вот тут и началось всё самое интересное.
С самим героем будущей гравюры всё было в порядке - он нарисовался легко и сразу удачно. А вот дополняющая деталь, уравновешивающая композицию небольшая точная графическая метафора никак не давалась. И что я только не попробовала! Сначала долго выбирался сам символ - он не должен “перебивать” главного героя, поэтому буквица, свободно висящая в воздухе, логотип первопечатника и изображение солнца отпали сразу. В целом нижняя часть изображения именно в этом листе оказалась достаточно массивной из-за изображения самого печатного станка, поэтому её следовало уравновесить по всем законам композиции солидным по размеру и темноте пятном. А раз нижняя часть ещё и решена в геометрическом ключе (вписана почти что в квадрат - самую устойчивую и массивную форму), то поддерживающий и уравновешивающий элемент в композиции тоже был нужен крепкий, в меру угловатый, повторяющий направления вертикалей и диагоналей в основной части изображения. Головоломка та ещё!
После множественных неудачных вариантов пришла идея изобразить птицу, такого белого голубя, предвещающего удачу в великих делах. Птица нарисовалась мгновенно и в нужной стилистике, но… Но она - всего лишь дополнение, маленькая деталь большого целого и не может существовать сама по себе. Первая попытка вставить голубя в эскиз не увенчалась успехом. При перерисовке вручную пропорции искажались и голубь терял своё очарование, превращаяясь в огромного повелителя помоек, давлеющего над маленьким и беззащитным первопечатником. Толщина линии тоже не подходила - в уменьшенном масштабе линии были слишком толстые и белый голубь мира чернел на глазах. С горем пополам удалось подобрать нужную сомасштабность частей в эскизе, для этого пришлось вернуться к схематичному геометрическому эскизу, где при помощи лаконичных силуэтов наконец сложилась общая картина.
Голубь вписался в отведённое ему поле, но всё равно выглядел слишком назойливо и нелепо. Я стала пробовать перемещать вредную птицу с места на место, поворачивать её вокруг своей оси, качать из стороны в сторону, чтобы усадить уже на своё место. Тщетно. Не помог даже светостол лампа подведённая под стекло, на котором напросвет были видны все элементы эскиза. Я сводила листы друг с другом в разных комбинациях, перерисовывала несчастного голубя раз за разом, пока не дотёрла лист до состояния серого месива. Всю ночь я сражалась с проклятым пернатым, пока не плюнула, оставив его в более-менее приемлемом месте. “Утро вечера мудренее”, - подумала я. А на следующий день отправилась к мастеру на консультацию.
- Птичка не на месте, - первое, что сказал мне Владимир Валентинович.
- Я с этой птичкой замаялась уже! Вижу, что не там она, а куда ни передвину, ещё хуже выходит. Уже и масштаб меняла, и наклон, и на светостоле крутила…
Профессор смотрит на меня поверх очков своим фирменным взглядом прозрачных холодных глаз. Ну, таким, какой у Петра Первого на картине Ге, и молча идёт к рабочему столу.
Возвратившись с резаком, он аккуратно вырезает мою птичку из эскизного листа, поворачивает чуть под углом, немного сдвигает и крепит маленькими кусочками скотча. Лёгким движением руки птичка встаёт точно на место. Идеально.
И опять я попадаю под холодный огонь выразительного взгляда, на этот раз укоризненно-насмешливого.
- Мда, ловко… Как-то я об этом не подумала, - только и оставалось промямлить мне.
Конечно, ещё предстояло выполнить основную работу в материале, напечатать и просушить гравюры, подписать их и отправить на конкурс, но моя маленькая творческая битва при помощи опытного наставника была выиграна. А это придало новых сил и азарта победы над собой и своими возможностями.
Иногда, во время творческой работы, появляется много вопросов и задач. Начинающие художники нередко ищут на них ответы и решения не совсем верным простым путём, затрачивают много сил и времени на самые незначительные, проходные вещи, путаются, сбиваются в мелочах, так и не дойдя до самого главного. Любая работа должна когда-нибудь закончится, усилия, приложенные к каждому этапу этой работы - оптимальными, а средства исполнения на каждом творческом этапе - корректными. Иногда стоит упростить себе задачу, проскочить незадачливую запинку при помощи подручных средств, лёгких решений и самых примитивных возможностей. Совсем неважно, каким образом рождается идея, важен сам факт её рождения и реализация. В создании композиции, живописной или графической, это особенно важно. А если вас заинтересовала теория композиции как основа творческой деятельности художника, добро пожаловать к нам на курс “Композиция 2.0”. Кстати, он есть и в записи, а это значит, что освоить художественную композицию можно прямо не выходя из дома.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)