Колорит - (от итал. colortio, от лат. color - цвет, краска).
Колорит - это в живописи организованное взаимоотношение цветов, находящихся в гармоничном единстве и подчинённые авторской идее художника. Колорит служит одним из средств художественной выразительности произведения живописи и определяет психолого-эстетическое воздействие картины на зрителя.
Особенности колорита различны в картинах разных художников, эпох, стилей, уникального авторского почерка (живописной манеры), он зависит от сюжета и ключевого замысла картины.
В истории искусств существует два типа колористического решения:
+ на основе локальных цветов, с использованием символического значения цвета (например, искусство эпохи Возрождения);
+ полноцветная, живописно-эмоциональная передача действительности с применением свето-теневой моделировки формы (рефлексы, отражения, тепло-холодность, валёры, воздушная перспектива и другое) (например, искусство Барокко).
Колорит, в зависимости от авторской идеи художника, бывает: холодный или тёплый; тёмный или светлый; лёгкий или тяжёлый; с доминирующим цветом - красноватый, голубоватый и др.; яркий или блёклый; сдержанный (ограниченная палитра; мрачный;, тревожный; золотистый, серебристый; серый и т.д.
Основа колорита - гармонизация цветов и их оттенков по принципу контраста, дополнения, количественного сочетания цветов, по принципу цветовых гармоний.
Увидеть и проанализировать колорит картины возможно только с расстояния, поэтому картины не рассматривают вплотную и во время рисования отходят от работы. Колорит включает в себя не только мазки краски разного качества, одинаковых по названию (например, зелёных), разных по тону (светлых и тёмных (салатовых и болотных)), укрывистости (лессировочных и кроющих), но и их смесей, а также группы оттенков, объединённые по принципу близких тонов (полутонов, например, изумрудные, бирюзовые и др.). Оптически колорит может восприниматься как согласованным, единым по полутонам, так и гармоничным по принципу контраста (на основе противоположных тонов спектра и их производных), в зависимости от цели художника.
Особую роль в создании колорита играют:
* определение разницы и единства лежащих рядом цветовых тонов в натуре (например, тон лица, тон воды и другое) и полутонов;
* соотношение в живописном произведении линии (рисунка) и цвета (живописности). Есть мнение, что художники делятся на живописцев (владеющими колористическим богатством и не очень умелые рисовальщики) и графиков (слабых колористов, основное внимание уделяющих линиям и форме);
* точная светотень (по цвету, тону, насыщенности, прозрачности, тепло-холодности, соотношения со светом и тенью);
* живость мазка (цветовые вибрации);
* соразмерность гармоничных по цвету кусков живописного полотна (цветовые гаммы).
Колорит - это собственная система цветовых отношений художника в каждом конкретном произведении, зависящая от замысла, материала исполнения и функций картины. Поэтому колористическое решение художника на картине может отличаться от реальных отношений цветовых тонов в натуре.
Колорит напрямую отображает содержание произведения через единство цветовых отношений: драма или гармония; радость или грусть; печаль или воодушевление. Качество живописи определяет богатство колорита - разнообразие оттенков и цвето-тональных отношений внутри заданного цветового строя их гармоническое соотношение (нет ли лишних, вырывающихся цветов, не выглядит ли картина излишне скучной и невыразительной по цвету).
Кроме живописи, колорит - средство художественной выразительности в искусстве цветной графики, иллюстрации, изделиях ДПИ и народных промыслов, в скульптуре и архитектуре (в последних применимо понятие - полихромия).
Мастера живописи, особо ценные и значимые в истории искусств художники-колористы: Рембрандт, Вермеер, Тициан, Веронезе, Суриков, Делакруа, Борисов-Мусатов и другие.
В обучении живописи освоить принципы колористического живописного решения и научиться гармонизации цветовых отношений помогает написание этюдов с натуры. Основная задача учебного колористического этюда - передать в работе художника разнообразие и гармоническое единство цветовых тонов, взятых в натуре и отображающих свойства предмета в заданном освещении и цветовой среде.
Оценка качества колорита в этюде складывается из:
* соответствие пропорций цветовых отношений этюда к натуре в соответствии с тональным и цветовым состоянием освещённости;
* многообразие оттенков полутонов и рефлексов, в зависимости от цвето-воздушной среды и освещения;
* гармоничная передача контрастных оттенков тёплых и холодных цветов в этюде;
* качество влияния цвета света на локальные цвета элементов натуры и их единство, в соответствии с этим, - принадлежность родственных, близких изменённых цветов предметов и объектов друг другу.
Колорит в истории искусств.
* Искусство Древнего Мира.
Колорит определялся сочетанием лаконичных пятен чистых цветов, не смешанных между собой. Такой условный, локальный колорит присутствует в картинах наивных художников и в детском творчестве. Он изображает качества объектов и предметов самих по себе, без воздействия на них освещения, свето-воздушной среды, погоды и т. д. (небо голубое, трава - зелёная, солнце - жёлтое).
* Эпоха Средневековья.
Цвет приобретает символическое значение, поэтому колорит выстраивается равновесием пятен локального цвета, их размером, силуэтом и изменением светлоты в порядке допустимого. Так построен колорит в произведениях иконописи и в средневековой книжной миниатюре.
* Эпоха Возрождения.
Основное внимание в живописи уделено моделировке формы, поэтому локальные цвета всё ещё присутствуют в колорите художников. Но, в отличие от предыдущих эпох, цвет в картине не так категорично условен и гармонизируется при помощи светлоты и насыщенности (замутнённости), т. е. с применением светотени (например, Леонардо да Винчи “Мадонна Литта”, “Мадонна с цветком”).
* Колорит венецианцев XVI века.
Художники начинают видеть, анализировать и изображать в картине то, что они видят в реале. На смену сухой схемы приходит единство изобразительных средств и художественная выразительность в колорите. В дополнение к тщательному рисунку, цвет передаёт содержание картины, авторскую мысль художника и является ключом к раскрытию художественного образа. Также картины художников этого периода начинают оказывать эмоциональное воздействие на зрителя посредством колорита (Тициан, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто). Начинаются поиски выразительности цветового решения картины (не путать с повышенной цветностью, характерной для многих современных художников, балансирующих на грани китча).
* Реализм XVII века.
Основа колорита - природная связность цветов. Основное внимание художника в работе с цветом направлено на гармоническое распределение тёплых и холодных оттенков под влиянием локального цвета и ярко выраженного освещения. Цвета картины складываются из малых интервалов внутри больших контрастных массивов, как мозаика цветовых переходов, объединённых логикой заданного света (Рембрандт, Веласкес, Рубенс). Впервые используются цветные тени и рефлексы. Имеет значение и характер наложения мазков краски (фактуры). Многие колористические находки художников основываются на принципах зрительского восприятия цвета и формы пятен и их взаимодействия (позже продолжат импрессионисты).
* Классицизм XIX века.
Возврат к локальному колориту и трактовке картины как выражение авторской идеи посредством сюжета и рисунка (форма, объём). Цвет и его оттенки условны, выдуманы художником.
* Колорит на пленэре.
У художников появляется желание увидеть цвет в натуре и понять принципы гармонизации цвета в окружающей среде. Задача художников - передать иллюзию реальности, т. е. происходит поиск “правды цвета”. Это взаимосвязь предметного цвета, цвета среды, освещения и глубины пространства. Колорит выстраивается при помощи валёров, основанных на цвете воздуха (А. Иванов, Коро, Руссо). Особое значение придаётся цветным теням, общим рефлексам среды.
* Реализм XIX века.
Колорит в картинах художников работает на эстетический результат, при помощи него раскрывается авторский замысел, вызываются задуманные художником, в соответствии с идеей картины, эмоции и чувства. Появляется небывалая до этого смелость мазков в соединении со значимостью красок. Цвет в картине приобретает значение метафоры - оттенки отображают цвет предмета, цвет среды, освещения, пластику, движение и эмоции одновременно (Репин, Суриков).
* XX век.
Художники стремятся усилить эмоциональное воздействие картин на зрителя. Идейная составляющая доминирует над иллюзорностью реальности, поэтому происходит возврат к локальному колориту, полностью или частично (Гоген, Матисс и другие).
Использовалась литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;
2. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.
3. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
4. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.
5. Большой энциклопедический словарь;
6. Волков Н.Н. “Цвет в живописи”. - М., 1965.
7. Иллюстрированный энциклопедический словарь - Москва: Аутопан В. И. Бородулин и др., 1998.
8. Большая советская энциклопедия;
9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)