Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Почему пропало желание рисовать?

  Да, такое случается, и это нормально, ведь невозможно всё время быть в идеальной форме и самочувствии, быть погружённым в художественный процесс и генерировать и реализовывать творческие идеи 24/7.

Желание рисовать, как и любое другое желание, не может быть постоянным и одинаково сильным, тем более, что творческий процесс требует сил, энергии, умственной концентрации, физических усилий (особенно если художник пишет маслом или рисует на крупном формате), специальной организации процесса (особенно для сложных техник или при отсутствии мастерской).

Разумеется, профессиональные художники нередко сталкиваются с таким внутренним сопротивлением и умеют его обходить или нивелировать, но об этом чуть позже.
  Для начала, давайте разберёмся, почему иногда пропадает желание рисовать, несмотря на то, что изобразительное творчество - один из любимых видов деятельности, обожаемое хобби или дело всей жизни. Таких причин несколько. Разберём основные.

1). После серьёзного (профессионального) обучения изобразительному искусству.

  С этим сталкиваются, наверное, все студенты художественных училищ и Вузов: при переходе в ранг профи, появляются новые требования и критерии оценки рисунков, соответствие определённой школе и точность в выполнении поставленных задач. В этот момент романтический флёр вокруг профессии художника отходит на второй план, основное внимание концентрируется на ремесле, технических особенностях, глубине исследований, а не вдохновению и полёту фантазии.

Новые требования к качеству творческих работ, соответствию поставленной цели (не просто рисовать, а рисовать правильно, аналитически, осознанно) делают процесс создания изображений более профессиональным и осмысленным и более трудо- и энергозатратным, контролируемым и объяснимым. Как и при переходе из любительского спорта в профессиональную лигу, происходит переоценка возможностей, прилагается больше усилий, возрастает сравнения и конкуренция, появляются большие, труднодостигаемые цели (выставки, конкурсы, оценки профессионалов).

С этой перестройкой не все могут справиться легко, а после особенно интенсивных и сложных периодов профессионального обучения художника (интенсивный курс рисунка, системные занятия композицией, комплексные длительные учебные программы) обязательно нужен период восстановления сил - творческие каникулы или небольшая пауза для осмысления. В эти моменты хочется меньше рисовать, а больше думать, наблюдать, сравнивать.

2). После активной творческой деятельности (и не только).
  Всё развивается циклами: активные жизненные периоды сменяются пассивными, работа - отдыхом, напряжение - расслаблением. Занятия рисованием тоже деятельность, она также подвержена периодичности, даже если рисование - просто хобби, приятное времяпровождение, а не профессиональный труд, приносящий помимо самоудовлетворения, достаток.

  Даже начинающие художники распределяют свои творческие занятия по рисованию неравномерно: иногда получается рисовать чаще, иногда реже. А когда особенно заметен прогресс в рисовании, активно осваивается новая техника или появилась долгожданная возможность рисовать в своё удовольствие много и часто, посвящать живописи всё свободное время, силы и энергия расходуются особенно быстро (это не всегда заметно в процессе - на творческом кураже вообще обо всём можно забыть). Конечно, любой ресурс должен восполняться и после активной творческой инициативы вполне логичен пусть небольшой, но необходимый для внутренней гармонии отдых, или смена деятельности, помогающая вернуть растраченные силы, энергию, эмоции, подзарядиться и с удовольствием вновь окунуться с головой в любимое занятие.

  Кстати, просто активная социальная жизнь тоже иногда отнимает творческую энергию - не обязательно не хочется рисовать именно потому, что перерисовали. Бывает, что силы ушли на другие, особенно важные в этот период жизни дела, не хватило ресурса на рисование. Ничего, и это пройдёт. Всё вернётся на круги своя и руки снова потянутся к кистям и краскам, карандашам и бумаге, просто дайте себе время восстановиться. Кстати, как восстановиться после перерыва в рисовании - отдельная тема для разговора. Я писала об этом в своих статьях: https://jotto8.ru/blog/vosstanovitsja-posle-pereryva-v-risovanii-chast-1 и https://jotto8.ru/blog/vosstanovitsja-posle-pereryva-v-risovanii-chast-2 .

3). После эмоционального потрясения, физической болезни.
  Особенно это заметно по весеннему сезону, когда почти все мои ученики говорят об апатии, нехватке сил и энергии для творческого роста и развития. Элементарный авитаминоз, дефицит солнечного света, усталость и время накануне природного перерождения ощутимо сказываются на творческом прогрессе и вообще желании рисовать, что уж говорить о том, что стресс, плохое самочувствие, переживания, страхи и опасения вынимают силы и энергию. Создавать что-то серьёзное, рисовать на результат, превращать мысли в образы в таком состоянии почти невозможно и совсем не хочется.

Не нужно пугаться этого состояния или выжимать из себя последние силы, пытаясь рисовать “как обычно”. Важно восстановить здоровье, физическое и эмоциональное, в первую очередь, ведь творческая активность и желание созидать должны идти изнутри и на чём-то базироваться.

Хорошее самочувствие, внутренняя гармония и равновесие мыслей, эмоций и чувств - залог творческого развития и источник созидания. Возьмите паузу на восстановление, поддержите организм на разных уровнях, желание рисовать обязательно вернётся. А пока можно вдохновиться работами профессиональных художников, природой, общением с людьми, хорошими книгами и фильмами. Или просто стоит позволить себе хорошенько выспаться.

4). После необъективных критических замечаний или сравнения себя с профессионалами высокого уровня. 

  В который раз напомню, что критика работ художника должна быть объективной и по исходящей просьбе. Если критикуют родственники и друзья, далёкие от сферы изобразительного искусства (даже на любительском уровне кое-что понимающие) или случайные люди из интернета - это не критика, а непрошенное личное мнение, хейт, вброс деструктива и словесный мусор. Обращать на него внимание, прислушиваться и уж тем более строить на этой основе своё творческое развитие ни в коем случае нельзя.

  К сожалению, давать непрошенные советы умеют и некоторые профессиональные художники - их комментарии тоже “в топку”: пустое бахвальство и стремление влезть не в своё дело никого не красят и не несут пользы.

  Разумеется, вышеописанные комментаторы и “критики” легко могут отбить желание рисовать - не позволяйте им это сделать. Совсем без критики развиваться художнику тоже невозможно, поэтому, если нужны конструктивные замечания, важные и нужные советы, помощь или оценка работ, стоит обратиться к профессиональному художнику-педагогу: и нервы сбережёте и важные для себя рекомендации услышите и вдохновитесь от общения с профи одновременно.

  Кстати, все большие художники тоже когда-то начинали, учились, совершали ошибки в рисовании и искали свой собственный путь в изобразительном искусстве, поэтому сравнивать свои работы с их зрелыми произведениями, как минимум, некорректно. Конечно, видя огромную пропасть между своими ещё неумелыми бытовыми зарисовками и картиной из галерейной экспозиции, могут возникнуть мысли всё бросить, если не вспомнить об огромном пути художника к такому результату. Все профи с чего-то начинали, учились, падали и поднимались, наращивали мастерство и художественное мышление, работали над собой - без этого результат невозможен даже при наличии необычайного таланта. И у вас всё впереди, если идти к своей цели планомерно, прикладывать усилия к её достижению.

  Объективно понять свой уровень в рисовании и прогресс в освоении изобразительной грамоты поможет только сравнение между собой собственных работ разного периода обучения (ранние с поздними), анализ собственного творческого роста и последовательность в освоении художественного мастерства. А у профи можно учиться, узнавать что-то новое, подсматривать секреты и характерные особенности рисования, чтобы улучшить свои рисунки.

5). На пороге новых творческих открытий.

  Да, часто творческая стагнация и ощущение топтания на месте, вместе с отсутствием желания рисовать, возникает как раз перед творческим прорывом, когда мышление художника как бы берёт паузу перед мощным броском в новое и неизведанное, перед творческим прорывом или новым витком развития. “Ночь темна перед рассветом”, а на мощный и прогрессивный период творческой активности нужны силы и энергия. Вполне возможно, что эта пауза в занятиях рисованием дана не просто так - это подготовка к большому и важному творческому росту.

Обычно это недолгое замедление или пауза нужна для того, чтобы выйти из постоянного творческого процесса и лучше прислушаться к себе и окружающему миру, уловить более тонкие вдохновляющие вибрации, поймать новые идеи и найти им самое выразительное и необычное решение.
Всё развивается волнами, и изобразительное творчество тоже. И за спуском обязательно будет подъём, проверено.

 

  Хотеть рисовать постоянно невозможно. У всех бывает спад активности, интереса, мастерства, уверенности в себе и своих силах, даже у больших профессионалов. Понимание и принятие этого состояния поможет найти выход из творческого тупика и развиваться дальше, созидая и исследуя, преобразуя мысли в образы, а увиденное в осмысленное и чувственное. В этом и состоит задача художника.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

2. Сохраните в закладки браузера.

3. Покупайте у нас крутые видеокурсы по рисованию https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy


  • Сайт
  • Магазин