Ох уж эти паузы! То отпуск, то самоизоляция, то семейные обстоятельства, то работой завалило… Вообще не до творчества! И, вроде бы, всё логично и правильно, и с самим собой удалось сторговаться, что дело не в тебе - это просто период такой, не творческий, но что-то глубоко внутри подсказывает, что не надо так делать, что ты не прав. И как же сложно совладать с собой, после этой паузы, даже не очень продолжительной!
Сколько сил и терпения нужно, чтобы буквально выцарапать первые корявые зарисовки “деревянной” рукой! После перерыва рисунки всегда получаются плохо, дело не в вас, просто приходится снова разгоняться, приводить себя в форму, нарабатывать утраченные навыки рисования. Сделать это вполне реально. А если следовать приведённым ниже советам, основанным на собственном опыте и наблюдениям за художниками и учениками художественной школы, то рисунки будут получаться хорошо достаточно быстро.
Поехали!
1). Важно не количество рисунков, а системность (в обучении - непрерывность).
Рисование - это, в первую очередь, навык. Умение рисовать полностью не исчезает, если вы занимались рисованием долгое время непрерывно. Это как на велосипеде кататься. Но, если был длительный период бездействия, навыки ослабевают. Если не кататься на велосипеде несколько лет, то скорость набирать сложнее, руль плохо слушается и спина устаёт. Нужны тренировки для восстановления формы. В рисовании так же. Поэтому, чтобы рисовать хорошо, важно соблюдать системность занятий. Не обязательно рисовать каждый день или через день, можно и один раз в неделю, но регулярно.
Как и в любом деле, проще предотвратить, чем исправлять, в рисовании стоит не забрасывать упражнения надолго. Не обязательно создавать еженедельно по шедевру, небольшой зарисовки-двух будет достаточно для поддержания формы, а если разрисуетесь - отлично. Хорошо бы заранее выбрать для себя оптимальную нагрузку и режим, распределить время и дни для занятий рисованием. У меня это утренние часы на рабочей неделе - 2 раза в неделю. Это время рабочих зарисовок и занятий композицией - ничего выдающегося, обычные технические упражнения. Если нужно порисовать серьёзно, на большом формате или выполнить заказ - выбираю несколько специально отведённых для этого часов на выходных. Так я остаюсь в форме постоянно и, если нужно, могу реализовать творческую идею в солидную работу.
Во время обучения рисованию, когда навыки ещё недоформированы или не закреплены, перерывы в занятиях рисунком и живописью особенно опасны - есть шанс не восстановить навыки совсем. Ведь часто даже голова не помнит, как и что нужно рисовать, а уж рука тем более плохо шевелится. Именно поэтому в детских художественных школах занятия проводят 3 раза в неделю весь учебный год + пленэр + задания на лето, а в начале учебного процесса ежегодно дают разгоночные, простые упражнения, чтобы набрать творческую форму.
Поэтому, если вы планируете серьёзно заниматься изобразительным искусством, рекомендую спланировать свои занятия надолго с удобным темпом. Это марафон, а не спринт. Пусть рисунков будет выполняться не много в течение короткого временного интервала, но в длительной перспективе всё сложится отлично. Лучше 1 рисунок в неделю регулярно в течение года, чем бросить всё через две недели, сильно устав от творческой нагрузки.
2). Чем дольше пауза, тем сложнее восстановление.
Да, мозг устроен таким образом, что со временем всё дальше и дальше задвигает неиспользуемую информацию в общую интеллектуально-мнемоническую кладовку. Есть вероятность, что по прошествии нескольких лет, вы эту информацию не найдёте совсем. Соответственно, если знания, умения и навыки рисования вам дороги и необходимы в будущем, затягивать с упражнениями не стоит. Конечно, идеально стабильно рисовать не получится, но ведь если вы по-настоящему любите изобразительное искусство, если нравится рисование, приятно шуршание карандаша по бумаге и запах красок, вряд ли вы отложите эти восхитительные эмоции от творчества на 5 лет вперёд. И даже на пару месяцев вряд ли отложите. Поэтому, просто включаем навыки тайм-менеджмента, планируем свои уроки рисования и сеансы живописи по времени дня, недели, месяца и делаем это стабильно, получая неимоверное удовольствие от самого процесса рисования.
Если же, по независящим от вас причинам, пришлось-таки взять тайм-аут в творчестве, то нужна интенсивная терапия: курс восстанавливающих навыки рисунка занятий и упражнений. И он тоже должен быть тщательно спланирован, стоит продумать цель, к которой вы стремитесь и соотносимо с ней рассчитать посильную нагрузку: сколько рисунков и какого качества нужно выполнять в неделю, чтобы через месяц рисовать портреты карандашом так же качественно, как до перерыва, например.
3). 2 пути восстановления навыков рисования.
В зависимости от цели в обучении рисованию и качественной творческой формы, может быть 2 пути развития: быстрый и постепенный.
Быстрый способ восстановления подходит, если нужно набрать форму для важного проекта с конкретными требованиями. В этом случае практикуют ежедневные упражнения по рисованию на разное время, степень проработки рисунков и задачи. Это такая ровная прямая дорожка для достижения конкретного, реально осуществимого результата. Например, для подготовки к поступлению в институт, где нужно рисовать гипсовую голову на вступительных испытаниях, а вы, вроде как, неплохо рисуете, этот способ точно не подойдёт. Расчёты сил, реальных, но подзабытых умений и навыков здесь очень туманны и предсказать хоть какой-то результат работы невозможно. О подготовке к экзаменам лучше подумать заранее, за пару-тройку лет уж точно. А вот хорошо потренироваться, чтобы поучаствовать в конкурсе рисунка на заданную тему - самое то.
Постепенное восстановление умения рисовать художником убережёт ваши силы, время и эмоции, но точно приведёт к хорошему, качественному результату. Для этого, опять же, стоит спланировать регулярные занятия рисунком и живописью и следовать намеченного графика. Такие продуктивные периоды развития художественных способностей выводят рисунки на качественно новый уровень не сразу, но непременно. Главное, запастись терпением. А чтобы было не скучно и прокрастинация не победила жажды творчества, можно определять периоды, за которые нужно усвоить что-то конкретное. Например, вспоминаем, как рисовать тело человека, одетое и обнажённое.
Для этого пару недель уделяем рисованию портретов и строению головы (рисунки и зарисовки портретов по фото и с натуры, копирование рисунков художников), пару недель вспоминаем как пользоваться карандашом для большей выразительности рисунков (наброски и зарисовки длительностью от 5 минут до часа), неделю рисуем скелет человека, изучаем строение мышц в рисунке, зарисовываем суставы и сложные соединения частей тела. Затем в течение месяца рисуем женскую и мужскую обнажённую модель, и только после этого изображаем одетого человека в разных ракурсах и позах. На всё про всё, при грубых подсчётах и быстрой адаптации уйдёт 2-2,5 месяца. Это только восстановление навыков рисования, обучаться придётся дольше. Но это условно - в каждой ситуации свои особенности и длительность.
4). Двигаемся от малого формата к большому.
Чтобы не перестараться, не перегореть и не выбиться из сил раньше достигнутой цели, стоит наращивать формат постепенно. Если вы давно не рисовали и хотите вспомнить, как это делается, стоит начать с малых форматов, разрисоваться на небольших листах бумаги, выполняя краткосрочные зарисовки и наброски. Длительная работа над рисунком может сильно утомить неподготовленного художника, поэтому, для начала, сделаем несколько зарисовок на формате А5 или даже А6, чтобы убедиться, что вы помните и можете нарисовать хоть что-то.
Это проба пера. С ней можно работать дальше, применяя разнообразные приёмы в рисунке и чуть более детально прорисовывая сюжеты. Когда почувствуете уверенность в своих силах и твёрдость руки в рисовании, немного увеличим формат, например, до А4.
Давайте закрепиться вновь приобретённым навыкам, не торопитесь рисовать крупные, законченные тональные работы. Всему своё время. Так постепенно, этап за этапом, шаг за шагом, мастерство рисования будет восстанавливаться, а формат увеличиваться без ухудшения качества рисунков.
5). От простых инструментов и материалов к более серьёзным. От графики к живописи.
После долгого перерыва не стоит браться за живопись маслом сразу, сначала имеет смысл восстановить более фундаментальные части изобразительной грамоты, например, конструктивное построение предметов, рисунок с передачей характера и цвето-тональные отношения в живописи гуашью. Эти материалы более дёшевы и практичны в использовании. Мы ведь не претендуем сразу на создание шедевра, а составляем план тренировок в рисунке и живописи. Постепенно расписавшись, можно переходить к живописи акрилом и краткосрочным этюдам маслом. Уже потом берёмся за крупные, требующие длительной работы, композиции в материале.
Наращивайте, восстанавливайте мастерство художника одновременно с технологической сложностью инструментов и материалов, иначе техника может подвести и достичь желаемого качества рисунков и этюдов будет сложно. Вместе с практическими занятиями рисованием, не забывайте читать книги по теории искусства: цветоведению, композиции, технологии масляной живописи, учебники рисунка и живописи, ведь теория тоже забывается, а в связке с практикой её изучать очень легко и интересно. Кстати, рекомендуемые подборки учебников по искусству и дополнительной литературы для художников можно найти в наших статьях: https://jotto8.ru/blog/spetsialnye-knigi-dlja-hudozhnikov-uchebniki-risovanija-posobija-samouchiteli-chast-1 и https://jotto8.ru/blog/spetsialnye-knigi-dlja-hudozhnikov-uchebniki-risovanija-posobija-samouchiteli-chast-2 .
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)