Многие начинающие художники интересуются темой композиции. Тема композиции в обучении рисованию сейчас незаслуженно обойдена. Ей почему-то уделяют мало внимания, особенно на этапе становления художника, на этапе обучения изобразительному искусству.
Пора про композицию поговорить. Сегодня будет вводный этап разговора о композиции: будет серия эфиров и статей по этой теме, потому что в одном эфире сложно дать и общие понятия, и рассказать об особенностях, и о применении композиции в изобразительном искусстве.
План разговора такой:
1). Что такое композиция?
2). Зачем нужна композиция и чем она полезна начинающему художнику? Нужна ли композиция художникам-самоучкам, тем, кто учится рисовать самостоятельно или обучается на курсах изо?
3). Как использовать композицию в своих работах? Чем ценно знание композиции для рисования? Как композиция влияет на выражение авторской идеи?
1). Что такое композиция.
Композиция - это система, область знаний, умений и навыков, которая необходима художнику, которая помогает ему реализовывать и интерпретировать свой авторский замысел в понятную зрителем форму. При помощи композиции, её средств, приёмов, правил, особенностей, художник переводит свою идею в реальную форму, в изобразительность, в формате живописи, графики, скульптуры и других видов искусства. Композиция существует и применима в абсолютно разных произведениях и видах искусства (не только пластических), пригодна абсолютно везде. Она есть и в литературе, и в кинематографе и даже в рекламе.
Композиция помогает облечь идею в ту форму, которая максимально адекватна зрительскому прочтению. Видя и понимая такое изображение, зритель точно поймёт, что хотел сказать художник. Без этого умения случаются недопонимания между художником и зрителем. Я часто привожу такой пример. Я общалась в интернете с самодеятельным художником, он писал на темы русского крестьянства, темы, связанные с православием, с религией. На одной из его картин был такой персонаж - старичок-лесовичок или монах-отшельник.
Он был изображён в виде портрета фронтально, сзади был русский пейзаж, такой, стандартный: небо голубое, трава зелёная и берёзки стоят. Так вот, этот персонаж был написан в такой псевдореалистической манере, насколько художник мог, насколько он владел изобразительной грамотой. У персонажа были такие широко открытые голубые глаза. Но, в противовес к этим позитивным, располагающим моментам, сама изобразительная манера была не чистой. Написана картина была не утрированно нереалистично и, в то же время, с претензией на реализм. Получилось несоответствие задуманного и изображённого по факту, идея и исполнение разошлись.
Где-то были цвета замыленные, где-то форма исказилась и выражение взгляда персонажа было такое, как на картине Врубеля “Пан”. И, когда на эту картину посмотрели зрители, они написали следующие отзывы: это воплощённое зло, это изображён демон или падший монах и прочее. А идея, заложенная в картину, была совершенно другая. Именно потому, что человек не владел композиционными приёмами, не мог управлять теорией цвета, которая тоже может работать как одна из возможностей применения композиции, не использовал стилизацию, не получилось отобразить идею адекватно восприятию зрителя. Чтобы избежать таких ошибок, мы изучаем композицию, занимаемся композицией.
Помимо того, что композиция - это целая система, которая состоит из множества блоков и вариаций, композиция существует в виде законов, правил, типов композиции и т.д.. Их очень много. Есть классические, традиционные виды и закономерности композиции, которые даются в любом учебном заведении, я их даю на нашем курсе “Композиция”, но про него расскажу чуть позже.
Композиция - это не только структура картины или свод правил, но это и возможности стилизации (каким образом передать ту или иную идею). Например, сделать, в данном конкретном случае, изображение плоским или объёмным: как лучше зритель считает основную идею картины? Сделать силуэт предмета угловатым или более обтекаемым, нежным? Лучше выбрать реалистическую манеру изображения для конкретной цели или импрессионизм? Или вообще создать абстрактное изображение? Какая стилизация для отображения какой идеи подойдёт? В этом художнику помогает композиция.
Одной из составляющих композиции является пластический язык. Каким образом, для какого состояния, для какой идеи, для какого настроя какие изобразительные средства подходят. Например, будет это нежная дымка или резкие чёткие границы с обводкой, с декоративными подчёркиваниями? Будет это комбинирование абстракции с реализмом или чистый экспрессионизм? Об этом мы тоже говорим на курсе композиции и за это отвечает, в том числе, композиция, как область знаний художника.
На композицию работают технические приёмы и изобразительные средства, живописные и графические. На одном из эфиров мы говорили про графические изобразительные средства - это штрих, линия и пятно. Если говорить о живописи, это сам цвет непосредственно и его живописные художественные средства, мазок, ритм, метр и т.д. Это все способы нанесения художественного материала и получения изображения.
В композиции очень важно уметь управлять цветом. Отдельно существует теория цвета, но было бы здорово, если бы художники изучали теорию цвета комплексно: с учётом основ композиции, с учётом изобразительной грамоты. Речь идёт о том, какие части каким цветом обозначить, насколько плоско или объёмно, в каком процентном соотношении будут цвета по отношению друг к другу во всём холсте или листе.
Если обобщить всё вышесказанное, композиция отвечает на вопросы не “как это сделать?” и “как изобразить?”, а “для чего?” и “посредством чего?”. Это такое незримая, но хорошо ощущаемая и понимаемая и художником и зрителем основа. Композиция - это связь элементов картины друг с другом и с целым (части изображения связанные с форматом), связь формы и содержания (каким образом и что должно быть изображено и как изображается в результате, какая идея в какую форму выразилась) и связь замысла и реализации. Всё это основано на законах зрительского восприятия и адаптировано для зрителя. При грамотном использовании знаний о композиции, картины получаются такими, глядя на которые любой подготовленный зритель может понять, что хотел сказать художник. Приведу примеры классических произведений художников и советского искусства.
Музыкальное произведение исполняется хором. Сама идея музыки заложена в изобразительный язык и в структуру самого произведения. Посмотрите на ритм голов, как они расположены внутри этого большого формата. Тяжёлый мощный низ задаёт ощущение точной, монотонной мелодии, на которую накладываются ритмы, полутона, музыкальные нюансы. Те, кто занимался музыкой, легко это могут считать и почувствовать. В картине есть такой фундамент, очень прочный, мощный, монолитный. И этот фундамент музыкального произведения, в нашем случае католического песнопения, в этом тёмном низе очень хорошо изображён. И поверх расположена ритмика отдельных звуков-голов.
Если вы слушали хор, особенно когда поют в католическом монастыре, то помните, что идёт ровная основная мелодия, которую играет орган, а поверх наложено многоголосие, какие-то голоса поют в унисон, какие-то выбиваются и всё это складывается в единое произведение. Здесь, в живописи, сделано то же самое. За счёт колорита, за счёт цвета и общей темноты создано единство восприятия всей картины, композиционная целостность, а вот лица уже все разные - каждый голос, каждый персонаж имеет свой характер, стоит на своём месте и не зря он там стоит. Получается, что у главного, ради чего все собрались, у центра композиции расположена плотная крепкая основа, вокруг которой собрались все герои в едином порыве, но говорящие по разному об одном и том же. Вот очень коротко и без детального разбора о чём произведение. И именно понимание этого задаёт сама композиция, сама структура картины (в нашем случае, роспись алтаря).
Если взять что-то ближе к нашему времени, посмотрим картину Караваджо “Шулера”.
Здесь другая идея. Здесь тоже есть некоторая цельность в нижней части. Все персонажи объединены игрой в карты, общей темой и единым тёмным пятном в виде почти треугольника. И в вершине этого треугольника находится персонаж, который главенствует в этой всей истории. Хотя самый светлый и ярко читаемый тут молодой человек, разглядывающий свои карты, ради него всё и затевалось, но герой здесь персонаж в верхней части картины. Он выделен цветом. Он не только находится в самом верху, в навершие картины, он ещё и самый тёмный. Он тёмный по духу.
Это шулер, который подсказывает своему подельнику, какие карты у молодого аристократа в руках. Конечно, они его сейчас обыграют и хорошо обогатятся. За счёт этого композиционного приёма, композиционной схемы в виде треугольника, за счёт выделения главного (отдельных персонажей) тоном, автор даёт зрителю понимание происходящего. Эта картина - не просто изображение людей, это изображение конкретных людей в конкретной ситуации, с конкретными характерами и характерным эмоциональным посылом. Выходит, за счёт композиции художник реализует все свои замыслы.
Композиция существует не только в изобразительном искусстве. Законам композиции подчиняются все виды искусства. Это не притянуто за уши. Одна моя ученица сказала однажды: “Это же всё придумано! Нет никакой композиции - все рисуют как хотят, это искусствоведы всё придумали и заставляют молодых художников во всём этом разбираться”. Это не так. На самом деле как раз таки наоборот, сначала выработались приёмы, способы, законы и правила композиции, её виды и типы, а современные художники, опираясь на них, создают свои произведения.
В наше время композиция актуальна не только в живописи или графике, но ещё и в мультимедиа, например, в рекламе. Реклама, которая владеет вниманием зрителя - это самая мощная реклама. Те, кто сейчас занимается, например, графическим дизайном или видеомонтажом/видеосъёмкой, очень хорошо понимают и постоянно изучают композицию. Я уже не говорю про режиссёров, которые выстраивают кадр. Если вы вспомните мировые шедевры кинематографа, они все очень здорово выстроены на композиционных приёмах. Там каждый кадр сделан как картина. К примеру, если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то подтвердите, что оторваться от экрана невозможно, потому что оператор ведёт тебя так, будто ты в картину входишь.
Владение зрителем, его вниманием, чувствами просто великолепное! Каждый кадр идеально композиционно выстроен: и по равновесию частей, и по цвету, и по филигранности силуэта, и по точечному гармоничному расположению каждого кусочка в соответствии с замыслом. Вывод - владение композицией важно не только для художников. Самые крутые фотографы мира, которые работают с National Geographic, в Голливудской индустрии, которые снимают звёзд, владеют композицией безупречно, потому что внимание зрителя можно привлечь и управлять им только таким образом. Соответственно, зритель будет смотреть, читать и чувствовать, а соответственно, покупать, только те журналы, фильмы и статьи на сайтах с такими композиционно грамотными фотографиями. Они существуют. То есть, композиция - это ещё и показатель профессионализма.
На профессиональных художественных выставках сейчас часто встречаются работы ученического характера, когда изображение сделано грамотно, академично, но без учёта композиции. Если честно, это скучно рассматривать. Получается, такая выставка не совсем профессиональная. Художник что-то делает, что-то изображает, но у него нет своей идеи, своего творческого импульса, туда ничего не заложено, кроме ремесла.
Если говорить о других видах искусства, композиция существует и в музыке - возьмите любого классика, разберите любое его произведение на части, вы увидите, что эти части очень грамотно сочетаются между собой: по размеру, по ритмике, по продолжительности, по эмоциональному воздействию, в мажоре или в миноре это сделано и так далее. В литературе то же самое. Возьмём, к примеру, “Евгения Онегина” - самое классическое из классического, что только может быть. Центром всего произведения является эпизод, который находится в самом конце, где происходит финальное объяснение Онегина и Татьяны. А всё остальное - это такие кубики, которые складывались особым образом, чтобы к этому эпизоду подвести, чтобы мы прочли ту самую авторскую идею, которая раскрывается в ключевом узловом моменте, определённым образом.
И там всё не зря: и сон Татьяны, и все эти описания, и характер самого Евгения Онегина, переданный через события и всех его знакомых и родственников. Всё делалось с расчётом цельности всего произведения и всё это работает на ключевой эпизод. И каждая деталь, каждая метафора стоит на своём месте. То же самое делаем и мы, художники, только другим языком - не словами, а изобразительными средствами и приёмами на плоскости листа или холста, если говорить о станковой живописи и графике. Благодаря вот этой систематизации, которая происходит внутри произведения искусства, благодаря образному мышлению, которое художник облекает в реальную форму, в изобразительность, зритель понимает то, что он должен понять.
Композиции мы учим на нашем курсе, он так и называется, “Композиция”. В оффлайн обучении в классе этот курс называется “Композиция и цветоведение”, он достаточно объёмный. Есть он и в формате видеоуроков по композиции. В нём 6 занятий, он не большой, очень ёмкий. Там я говорю не только о композиции вообще, но и о современной композиции в рисовании и даю свои личные, конкретные наработки в области композиции, упражнения по композиционному мышлению. Чем этот курс рисования хорош: он достаточно академический, но краткий и с ним можно очень по-разному работать и применять его в любой творческой профессии, связанной с изображением. Я там показываю современные композиционные приёмы, как выстраивать изобразительную плоскость, как рассчитать равновесие в картине, как выявить композиционный центр и, в то же время, даю возможность художникам проявить фантазию, помогаю развивать творчество.
Какие-то композиционные упражнения мы делаем вместе, а что-то ученики выполняют самостоятельно по итогам задания. Я считаю, что это самый качественный способ взаимодействия в формате обучения рисованию по видео. Длится весь курс 7 часов 7 минут, на каждое упражнение уходит чуть больше часа. Заказать его можно по ссылке: https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokurs-kompozitsija+tsvetovedenie .
В комментариях просят посоветовать книги по композиции, они есть. О. А. Голубева “Основы композиции”, Р. Арнхейм “Искусство и визуальное восприятие”, например. Их, безусловно, нужно читать и изучать, но к самой теории обязательно нужна практика, а композиции лучше учиться с педагогом. Самостоятельно развить композиционное мышление очень сложно. Это я знаю даже по своему опыту. Я обучалась сначала академической композиции, а потом я не могла выбраться за пределы этих заданных композиционных схем.
Это такие шаблоны композиции, когда картина просматривается по овалу или схемы композиции в виде квадрата или треугольника. Мне пришлось взять дополнительные занятия композицией у моего педагога, осваивать современные подходы к композиции картины, больше изучать и практиковать открытую композицию. Он просто стоял рядом и контролировал, говорил: ”Здесь повторяешься, делай ещё!” И я искала новые композиционные ходы. Поэтому, изучение книг по теории искусства - это, конечно, похвально, но я очень советую работать с педагогом по композиции обязательно.
2). Зачем нужна композиция.
Как вы поняли, без композиционного мышления и подхода зритель не понимает, что художник хотел выразить. При традиционном изображении в реалистическом ключе, без использования композиции, как нас учат на курсах рисунка и живописи, художник просто копирует реальность. В таком случае, есть шанс использовать в рисовании такой дилетантский подход, очень опасный: когда зритель приходит на выставку, смотрит и видит изображения, сделанные как принтером, фотографически точно нарисованные. Это не то. Такого эффекта не должно быть. Зритель должен понимать, что заложено в изображение - не сюжет, а какова сама идея. Такое дотошное изображение, как в натуре, натуралистическое рисование, очень сильно сбивает зрителя.
Можно использовать такую манеру рисования и композиционно грамотно, выполнить рисунок в гиперреалистичной манере, но от такой манеры уйти чуть больше в творчество очень сложно. Гиперреализм просто порабощает художника. Поэтому удобнее изучать одновременно рисунок, живопись и композицию, чтобы сформировать композиционное мышление на раннем этапе и изображать не просто реалистично, а с выражением своей авторской идеи, не только той идеи, которую подсказывает реальность (света, цвета или ещё чего-то), а передать то, что вы лично хотели сказать этим рисунком, конкретно этим сюжетом. Жанр может быть любой: натюрморт, портрет, пейзаж. Это будет не просто изображение природы, а конкретная заложенная в сюжет идея: состояние дня или мечтательность героя, который находится в этой среде.
Без композиционного мышления, без связи с композицией, без её цельности зрителю очень скучно и сложно рассматривать картины. Критерии оценки такой работы - только красиво/не красиво, похоже/не похоже, нравится/не нравится. Так изображает сама природа, без участия художника. Работа художника при таком подходе нивелируется. А художник - это всё-таки творец, создатель, это философ, в какой-то степени, который через свои рукотворные вещи, через живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн передаёт не только свою энергию, но ещё и свои мысли и чувства, своё понимание этого мира. Именно этому учит композиция. Не мастерство, не мазок, не манера, а именно композиционное мышление важно - способы передачи конкретной идеи в конкретную форму. И, конечно, композиция помогает выявлять эту идею и реализовывать её. И благодаря приёмам, средствам, законам и правилам композиции зритель очень хорошо это считывает.
Чтобы не быть голословной, приведу пример. Усманов М.У. Новый город на Каме. 1975.
Возьмём тему стройки. Здесь идея всеобщей стройки, подъёма страны, молодости, утра страны, освоения новых земель. За счёт чего эта идея читается? Я уже проговорилась про утро: тут как раз зорька изображена - только-только начался день и это такое символическое утро новой жизни. Ещё здесь хорошо виден ритм вертикалей, тянущихся вверх. Вместе с ним произрастает всё: и страна в целом, и эти молодые люди, которые только начинают жизнь, едут на эти стройки по всей стране и строят сами себе будущее. Светлая гамма работает тоже на саму идею о светлом будущем.
И, конечно, эти красивые музыкальные ритмы тёмных и светлых, голубых и сиреневых оттенков - всё работает на саму идею, на тот художественный образ, который художник хотел создать, который заложил в картину и он здесь очень хорошо считывается. Это если говорить про саму идею и её реализацию.
Конечно, при помощи композиции отображается образ мысли художника. Он не кидается из одной идеи к другой (сегодня рисую то, завтра это), он формирует своё особенное отношение к жизни и через его картины, серии работ, через весь творческий путь художника выявляется авторская философия.
У каждого мастера есть свой уникальный путь, который он проходит, и эта философия выражается в композиционной структуре, которую художник выбирает сам в том или ином случае. Как правило, у каждого художника есть свои любимые приёмы. У меня это ритм. На ритме я очень много что могу выстроить, любую тему или идею я могу при помощи ритмизации решить, получается неплохо. Кто-то любит использовать принцип вертикалей и горизонталей, как на той картине, которую я показывала. Это такой принцип композиции, когда изображение строится на перекрестии направлений и форм и ключевые точки, которые образуются перекрестиями, дают нужные маячки, по которым зритель рассматривает картину.
Также композиция - это инструмент работы с собственным стилем. Многие начинающие художники приходят с таким запросом: “Я хочу выработать свой стиль в рисовании, узнаваемую манеру, характерные особенности живописи. Как сделать, чтобы меня узнавали как художника?” Изучайте композицию, друзья! У вас все карты на руках - пробуйте, ищите оригинальные ходы, ищите что-то новое. Изучайте композиции старых мастеров, пробуйте их преобразовать в современных сюжетах. Это не новая тема, но вполне работающий инструмент. Вот, например, посмотрите на эту репродукцию. Корнеев Е.А. Портрет академика Академии медицинских наук СССР, лауреата Ленинской премии и Государственной премии СССР, заслуженного деятеля наук РСФСР, профессора Л.К. Богуша. 1980.
Это портрет врача, маститого, очень известного. Какие приёмы художник использует, чтобы показать его мощь, силу, энергетику? Во-первых, это цвет: яркий цвет одежды, который отличается от цвета одежды других персонажей. Художник выделяет цветом главного героя - хотя здесь много людей, это скорее групповой портрет, чем чётко персональный. Во-вторых, автор создаёт очень большой контраст между тёмным и светлым, между верхом и низом, как бы заземляет главного героя, показывая, что он, конечно, очень земной человек, но он стремится к чему-то большому, светлому и великому. Об этом говорит вот этот ореол светлоты вокруг него и сам жест. Эти воздетые руки ничего не напоминают? Подумайте, вспомните, что может напоминать такая жестикуляция? Вы наверняка видели такие жесты не один раз в живописных и графических изображениях. Да, это жест религиозной символики, молитвенный и благословляющий жест. Такое положение рук часто встречается в иконописи. И здесь надевание перчаток и рабочей медицинской одежды - символ приобщения к чему-то большому и непостижимому, элемент приобщения, трансформации. Да, и лампа похожа на нимб, всё верно.
Если рассматривать любую картину с такой точки зрения, пытаться разобраться, почему это именно так и какими средствами достижим нужный эффект (эмоции, состояние), то вы начинаете мыслить как художник, композиционно мыслить. Получается, что композиция - это сама суть творчества, это такой интеллект художника. Это не просто ремесло. Что отличает творца от ремесленника? Умение мыслить, умение заложить в картину что-то большее, чем просто технические художественные приёмы. Композиция в изобразительном искусстве - это не копирование натуры, не сюжет, а сама идея, как мощный стержень, на основе которого создаётся произведение искусства.
Эта структура не притянута за уши, а изначально задумана. Поэтому сначала создаётся сама идея - то, о чём художник хочет сказать своим произведением. Потом выбирается тема и сюжет - в какой форме это будет изображено. Затем выполняется эскиз, чтобы зафиксировать момент при помощи изобразительных средств. И только потом создаётся законченное произведение, которое развивает, интерпретирует, подаёт саму тему и идею. И уже зритель, рассматривая картину, может всё воспринять, понять.
Из всего озвученного, можно сделать вывод: просто рисовать, реалистично, академично, грамотно, - это не самоцель художника. В этом плане художники-скетчеры очень сильно проигрывают художникам, например, символистам - тем, кто мыслит более глубоко и качественно. Любой художник или дизайнер, чтобы донести до зрителя свою идею, свой рисунок или картину, изучает и практикует композицию. При помощи этих конкретных знаний и умений, он это делает. Развивать композицию, как мышление, развивать композиционный ум - это учиться креативности.
В творчестве это самое важное: не повторяться, не делать ради того, чтобы делать, а создавать что-то своё, уникальное, сильное. В этом и заключается реализация себя, как художника. Это суть самого творчества. Этому учат в любом учебном заведении, где получают творческую профессию в области изобразительного искусства. На эту основу накладываются все остальные знания, умения и навыки художника.
Давайте посмотрим пару примеров ещё. Например, композиция натюрморта. Здесь изображены вполне узнаваемые предметы, но они структурированы таким образом, чтобы было ощущение яркого света, вспышки света. Получилось такое немного меланхолическое изображение, как будто туманный день или пасмурный и предметы теряются в этой дымке. Конечно, мы изображаем натюрморт, предметы, но сам композиционный ход в виде U, даёт мягкость, нежность восприятия этого натюрморта. Сама композиция, сама структура такая.
Или, если говорить о композиции пейзажа, может применяться в живописи такой ход, когда всё состоит из кренящихся направлений, форм. Здесь есть ощущение динамики, движения в пейзаже, света, движения самих объектов, какой-то суеты. Цвет эту динамику немного сбавляет, делает её не излишне драматичной, а скорее забавной.
А на нашем курсе мы учим не только видеть и создавать структуру самого произведения (тональную, цветовую и прочее), находить и подчёркивать самое главное - центр композиции, но и работать в обратную сторону - разбирать произведение художника до композиционной схемы, снимать изобразительность с картины и обнажать саму суть, изображая это в графическом виде. Например, вот таким образом. Это копия картины художника, а выше - её графическая идея. Тут показаны основные направления, которые зрителем прочитываются, основные массы элементов, лежащие в основе картины, и выявлено самое важное - схождение в центре композиции двух больших блоков.
За счёт этого картинка выглядит не просто набором пятнышек, а самостоятельным единым целым, живым организмом. Такое упражнение на нашем курсе тоже есть - анализ и интерпретация произведения искусства и формализация произведения искусства. Я про это на курсе очень подробно говорю и, конечно, на примерах всё показываю. Приглашаю на наши занятия по композиции в формате видеокурса. Заказать его и узнать подробности можно по ссылке: https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokurs-kompozitsija+tsvetovedenie . Буду рада видеть вас на наших занятиях!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)