Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Имеет ли значение как держать карандаш во время рисования?

   Конечно, имеет. Именно поэтому юных художников в школах искусств учат держать карандаш хватом сверху сразу, ставят руку для рисования. Взрослых обычно не переучивают - моторика связана с работой мозга и мышлением, а оно у взрослых основательно сформировано и изменять что-то может быть опасным.

Но пробовать держать карандаш в разном положении и развивать мышцы и суставы рабочей руки стоит непременно. Из документальных источников известно, что, например, Михаил Врубель - великий русский художник рубежа XIX-XX веков, постоянно выполнял специальные упражнения для разработки руки и придания пальцам особой гибкости и пластичности, практически не расставался с карандашом.

   Кроме того, и это самое важное - разный захват карандаша в руке даёт разные возможности в рисовании и технические приёмы. Например, при положении руки с карандашом почти параллельно бумаге, штрих и линии будут получаться более шершавыми, менее жёсткими и чёткими, это помогает при нанесении первых разметочных линий в рисунке. Важно и расположение руки относительно острого края карандаша - чем ближе захват к грифелю, тем более чёткие и точные детали можно изобразить (об этом я много писала в статье: https://jotto8.ru/blog/kak-sdelat-risunok-bolee-vyrazitelnym-sekrety-risovanija-karandashom-chast-1 и https://jotto8.ru/blog/kak-sdelat-risunok-bolee-vyrazitelnym-sekrety-risovanija-karandashom-chast-2 . А для того, чтобы достичь разнообразных эффектов в рисунке и передать то, что задумано максимально ясно и понятно для зрителя (в академической трактовке рисунка - реалистично, близко к натуре), художник постоянно меняет положение руки с карандашом и сам захват.

   Влияет на качество рисования и твёрдость руки, и умение вовремя надавить на карандаш и ослабить давление. Крепость и сила пальцев, способность выводить пластическую линию с плавным неравномерным нажимом, задавать мягкое тональное пятно с переходом от светлого к максимально тёмному тону, деликатное обращение с хрупким карандашным грифелем (чтобы карандаш не ломался во время рисования) - на всё это влияет правильное положение карандаша в руке при рисовании. Этому можно научиться. Например, некоторым своим ученикам я советую использовать эспандер для тренировки силы пальцев, некоторым резиночки для денег для укрепления суставов, некоторым массажные шарики и пружинки, а кое-кому просто особенные упражнения с карандашом, причём не только рисовальные упражнения.

   И ещё, многие технические особенности в рисунке, а значит и визуальные характерные детали просто невозможно выполнить, не меняя положения руки и захват карандаша. Например, для проведения точных и ровных линий лучше сразу держать карандаш обратной стороной в ладонь - разумеется, сразу таким хватом рисовать неудобно и сложно, но по мере привыкания, начинающий художник получит именно тот результат, к которому стремился. В обучении рисованию, особенно если это касается классического академического рисунка по-другому не получится. Требования к готовой работе и критерии её оценки вполне объективны и точны. Тут правильно поставленная рука - мощный фундамент для дальнейшего обучения и совершенствования в рисовании.

   Разумеется, по книгам и видео руку не поставить - индивидуальная, непосредственная работа с учителем рисования единственный адекватный и результативный способ это сделать. Поэтому, чтобы не страдать в будущем и не начинать обучение с нуля, даже если потратили достаточно много времени на самостоятельные попытки научиться рисовать, лучше сразу научиться держать карандаш правильно, так как этого требуют основы изобразительной грамоты.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин