Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Правила компоновки рисунка. Часть 1.

С компоновки начинается любой рисунок или этюд и, как говорил мой папа: “Компоновка - половина успеха”. Это действительно так, неуверенная компоновка может “запороть” очень даже впечатляющую технику и почти совершенную моделировку формы.

А на вступительных испытаниях в художественный Вуз или колледж за неудачную компоновку снимается 1-2 балла.
О самом термине я уже писала тут: https://jotto8.ru/blog/komponovka-v-liste . Самое время описать способы компоновки изображения в листе и основные критерии на которые стоит ориентироваться художнику.

1). Расположение элементов изображения на листе основано на законах зрительского восприятия.
Именно потому, что человеческий глаз видит окружающую реальность особым образом (если, например, сравнивать с фотоизображением - как видит фотоаппарат). На восприятие окружающих объектов и предметов влияет не только бинокулярность, но и цвет радужки, строение хрусталика, угол зрения, одновременный контраст восприятия цветов, форм, линий, силуэтов и прочее. Исследователи изобразительного искусства и теоретики вывели ряд принципов, правил, приёмов и законов для создания изображений в двухмерной плоскости, таких, которые помогают зрителю адекватно воспринимать изображённое. Из эпохи в эпоху художники изучали и дорабатывали (а иногда и сознательно нарушали для пущей убедительности) эти правила и законы. Но прежде чем что-либо сознательно нарушить, стоит это изучить. Основные, самые важные и простые правила компоновки я опишу ниже.

2). Компоновка и композиция - абсолютно разные вещи.
Если композиция отвечает за передачу авторской идеи, за художественный образ (что хотел сказать художник конкретно, каково его мнение по поводу изображаемого), то компоновка ответственна за тактичное расположение в рамках формата листа увиденного в натуре. Проще говоря, композиция - это сочинение, творчество, а компоновка - пересказ, ремесло. Соответственно, сначала начинающих художников обучают компоновке, умению распорядиться свободным полем листа, уместить в заданный формат всё, что хочется изобразить так, чтобы на рисунок было приятно смотреть. Например, она помогает проследить и нарисовать разные по размеру предметы в нужной пропорции друг по отношению к другу и краям формата, распределяет пустые пространства вокруг изображённых предметов или объектов, задаёт свободные поля, помогает изображению поместиться в лист полностью.

    Именно с этого начинается любая картина или рисунок. И для рабочего эскиза компоновка тоже необходима. Кстати, при эскизировании художники часто разрабатывают несколько вариантов компоновки изображения, например, используя разные форматы - вертикальный, горизонтальный, квадрат.

3). Основные ошибки при компоновке рисунка.

- Изображение (основной предмет) расположен точно посередине листа (в геометрическом центре, на пересечении диагоналей). Такое положение предмета излишне статично, взгляд зрителя падает только на этот самый предмет и не скользит по вторичным и дополняющим элементам. Такой рисунок скучно и не интересно рассматривать, он лишён динамики. Для зрителя важно переключение внимания, проделывание определённой визуальной работы, а абсолютная статика этого не допускает. Исключение из этого правила - искусство орнамента, где сама декоративная структура является прикладным дополнением к плоскости или форме.

- Изображение (основной предмет) расположен на оси симметрии формата листа, вертикальной или горизональной. Деление листа ровно на 2 части линией или пятном (формой) разрушает связь между частями изображения. Перед зрителем появляется задача определить, что для художника и для него самого важнее - право или лево, верх или низ. Вместо рассматривания объёмов, форм, ритмов в рисунке, он вынужден решать нерешаемую головоломку. Именно поэтому художники всегда располагают, например, линию горизонта выше или ниже горизонтальной оси листа.

- Изображение выстраивается строго по диагонали листа (от угла к углу). В таком случае рабочая плоскость листа также делится на две равные части - большие треугольники. Кроме того, излишне прямолинейное решение неприятно зрителю. Для решения такой задачи художники используют, в противовес основному движению, небольшой противоположный вектор. Но это уже из разряда композиционных приёмов и к нашей теме относится косвенно.

- Выноска частей изображения за края формата (если это не предусмотрено идеей рисунка или картины). Разрезание объектов и предметом краем листа, частичное их размещение на листе считаются ошибкой. При компоновке стоит позаботиться о том, чтобы все заданные и важные элементы натуры вошли в изображение полностью. Исключение - фрагментарная или открытая композиция, но это тоже из области композиции, сочинения картины, а не компоновки - рисования с готового визуального материала.

- Размещение всех частей изображения на одной четверти или половине листа или холста, оставляя много свободного пространства, если это не предусмотрено идеей. При компоновке изображения визуальные пустоты между предметами задают ритм свободных пятен, где внимание зрителя ослабевает, концентрируясь на главном. Поэтому обилие свободного поля в плоскости листа или холста при компоновке изображения не желательно. Здесь не стоит художественно-образной задачи и эксперименты с массами свободного и заполненного поля недопустимы.

- Расположение изображения излишне высоко или излишне низко на листе. При компоновке важно учитывать визуальное восприятие тяжести объектов или предметов зрителем, потому что слишком высоко расположенный объект выглядит слишком лёгким, а расположенный низко - слишком тяжёлым. Оптимально располагать изображение на листе чуть выше, чем посередине. Стоит также учитывать направление взгляда портретируемого - со стороны лица (куда смотрит персонаж) оставляем чуть больше места, чем со стороны затылка.

4). Размер изображения в формате листа должен быть ни слишком большим, ни слишком мелким.
   Как определить, хорошо ли закомпоновано изображение? Отойти на расстояние 2-3 больших сторон листа (лучше дальше) и проанализировать, каково изображаемым предметам в листе, соразмерно ли они выглядят по отношению к формату? Если предметам “не хватает воздуха”, они слишком крупные и есть ощущение вываливания их из формата листа - нужно больше свободных полей и фрагментов вокруг, стоит уменьшить размеры предметов. Если же предметы “теряются” в поле листа, вокруг них слишком много свободного пространства - стоит их укрупнить, нарисовать более массивными.

Для каждого формата эта соразмерность своя, поэтому чёткого правила, сколько см в длину и ширину должно быть нарисовано изображение и сколько пустых полей оставлено вокруг, не существует. Напомню так же, что формат листа не обязательно может быть стандартным (А4, А2 и т.д.), в квадрат или вытянутый прямоугольник предметы и объекты компонуются по тем же принципам.

И ещё напомню, что изображать предметы на листе больше их натуральной величины не рекомендуется (в академическом учебном рисунке это считается серьёзной ошибкой). Лучше выбрать пропорцию для рисования - чуть меньше реального размера. Это связано и с принципами зрительского восприятия, и с тем, что при укрупнении художнику придётся додумывать и прорисовывать большие фрагменты, которых в натуре нет или плохо видно, а это усложняет поставленную перед художником задачу.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин