Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Правила компоновки рисунка. Часть 2.

5). “Слепые” зоны.

   По краям формата листа есть поля, на которые внимание зрителя не распространяется. Там взгляд смотрящего на рисунок человека не фокусируется и не останавливается, поэтому располагать в “слепых” зонах важные части изображения не стоит.

Обычно это полоса шириной 2-3 см от края в глубину, но чем крупнее формат, тем больше “слепая” зона. При компоновке это стоит учитывать.
В “слепой” зоне оставляем либо пустые пятна фона, где взгляд зрителя отдыхает от получения визуальной информации, либо незначительные детали - складки, невнятно читаемые части форм (теневые участки, списывания и т.д.).

6). Случайные совпадения.
   При хорошей компоновке недопустимы случайные попадания линии в линию и формы в форму. Поэтому наложение краевых линий предметов, касания отдельно стоящих предметов и объектов, случайные стыки форм отдельных предметов недопустимы. Если при визуальном анализе натуры эти совпадения есть (в самом натюрморте, портрете, пейзаже), то на рисунке лучше от них избавиться, немного сместив предметы или объекты друг относительно друга или чуть изменив незначительные детали (неудачные складки ткани, отвлекающие от основного направления роста ветви деревьев, части одежды портретируемого).

   Для этого визуально касающиеся друг друга предметы лучше развести на небольшое расстояние или расположить так, чтобы они перекрывали друг друга - так будет легче передать пространство в рисунке и избежать ошибки компоновки. От мелких неудачно расположенных деталей чаще всего стоит отказаться при изображении: не обязательно вырисовывать криво лежащий кирпич, если задача - изобразить целое здание; не стоит рисовать каждую веточку деревьев на дальнем плане, если основные предметы, объекты и персонажи находятся на 1-2 планах. Избавляйтесь от второстепенного ради самого важного, особенно если это второстепенное нарушает структуру компоновки.

7). Касания краёв формата.
  Края формата работают так же, как и силовые линии формата (диагонали, вертикальная и горизонтальная оси) - усиливают внимание зрителя. Прижимать части изображения или детали к краю формата или выносить за его пределы не стоит, особенно если это значимые детали - они будут отвлекать от самого важного и нарушать логическую последовательность восприятия рисунка зрителем.

   На некоторых картинах и рисунках известных художников, наоборот, можно увидеть мелкие и точные детали в касании с краем листа или холста. В этом случае такое попадание деталей в край тщательно продумано и соотнесено с основным замыслом картины. Например, многие персонажи картин Климта упираются головой в самый верх холста (к слову, художники модерна часто прибегали к такому приёму). Это видно и в знаменитом “Поцелуе” и в “Надежде II” и в “Жизни и смерти”. Но сделано это с одной целью - усилить ключевые точки на картине, усилить цельность силуэта большого пятна, подчеркнуть композиционный центр внутри этого пятна.

 Здесь попадание в “слепую” зону работает на объединение композиционного замысла, оно не носит случайный характер. Закройте стопу женщины в “Поцелуе”, добавьте немного свободного пространства сверху над головами персонажей: что изменилось? Совершенно по-другому воспринимается картина, нет ощущения торжественности, массивности, мощи. А всё потому, что ключевые точки работают на общую идею. Но это уже разговор скорее о композиции и её приёмах.

8). Стандартные композиционные приёмы применимы и в компоновке.
   Классические приёмы композиции, которыми современные художники практически не пользуются, считая их архаичными, приходят на помощь при компоновке сложных сюжетов. Для сохранения цельности и грамотного расположения в листе объектов и предметов отлично подойдут такие приёмы, как:

+ Принцип левого глаза (расположение портретируемого таким образом, чтобы его левый глаз находился на вертикальной оси симметрии формата). Такое положение головы выгодно подчёркивает поворот в три четверти или две трети по отношению к зрителю, задаёт соразмерность пустот справа и слева от головы (взгляд модели не упирается в край формата, а направлен в пустое пространство, что делает его осмысленным, глубоким.

+ Принцип вертикалей и горизонталей. Сочетание и чередование вертикальных и горизонтальных ритмов линий, особенно в пейзаже, помогает лучше структурировать будущее изображение и выявить главное и второстепенное в выбранном сюжете. А точная, продуманная структура - основа любой компоновки.

+ Вписывание элементов натуры в базовые геометрические формы. Представив предметы и объекты плоскими геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), можно легко расположить их на листе или холсте, определиться с пропорциональным соотношением больших объёмов и масс в выбранном сюжете.
  Ещё один способ - представить всю сюжетную группу в виде простой плоской геометрической формы, заключить весь сюжет в строгую рамку в виде треугольника, овала или прямоугольника. Весь массив легко расположить в формате листа или холста наилучшим образом. А уже внутри самой большой формы можно располагать отдельные объекты в разных вариациях.

9). Гармоничное равновесие элементов в листе по принципу “качели”.

   При компоновке следует учитывать визуальный вес и массивность объектов. Наиболее тяжёлые (тёмные, крупные, тёплые, фактурные) формы и объекты не стоит располагать в одной части листа. Их следует уравновешивать друг другом и дополнять (разряжать) мелкими, лёгкими формами. Разумеется, математически точно вычислять равновесие в листе не стоит, но сравнить части друг с другом, распределить вес элементов так, чтобы весь рисунок в целом выглядел гармоничным, уравновешенным, крепким, целостным, есть смысл.

   Даже если в выбранном сюжете нет равновесия сторон и форм, их стоит задать искусственно - ввести маленькую фигурку в пейзаж (стаффаж), добавить, убрать, переместить на другое место один из предметов натюрморта, списать лишние детали в портрете.

   Компоновка в рисовании - первый шаг к освоению изобразительной грамоты. Многие педагоги-художники придумывают специальные схемы и расчёты для получения учениками-художниками грамотно скомпонованных рисунков (количество сантиметров, отступленных от краёв, нанесение выносных линий, многоэтапные эскизные поиски). Но, как мне кажется, гораздо важнее приучить начинающего художника самому искать выгодные варианты компоновки, помогая ему советом, предлагая каждый раз новое решение.

В конце концов, невозможно научиться ходить не упав, а значит, нужно дать ученику возможность совершить пару небольших ошибок самостоятельно и помочь их проработать. Чем загонять начинающего художника в стандартную скучную схему, лучше дать ему массу вариантов решения задачи, ведь суть творчества в создании и исследовании чего-то нового.
   А это новое как раз и помогут увидеть, найти, реализовать классические правила и способы их применения, ведь никто не запрещает использовать на занятиях рисованием видоискатель или обрезать лишнюю часть формата для большей выразительности компоновки.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин