Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

ТИПОЛОГИЯ КИББИ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ МЕТОДА ЛИНИЙ И УГЛОВ ПЕСТАЛОЦЦИ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ РИСОВАНИЮ ПОРТРЕТА.

   Для обучения рисунку портрета взрослых в качестве хобби или первой ступени профессиональной ориентации академическая система художественного образования не подходит. Альтернативой является метод простых форм линий и углов Песталоцци. Типология Кибби по структуре напоминает метод Песталоцци, но более детально  классифицирует типы лица, исходя из соотношения структурных линий и углов.

Такая простая шаблонная схема типов лица помогает начинающим художникам сориентироваться в начале обучения рисованию портрета и стимулирует к серьёзному изучению изобразительной грамоты в дальнейшем.

 Известно, что существует множество методов обучения рисованию взрослых, большая часть из которых зародилась в разные периоды становления отечественной и зарубежной школ рисунка. Например, в современных частных студиях, как правило, за основу обучения рисованию применяется древнейший метод подражания действиям мастера. Этот способ передачи изобразительной грамоты известен со времён неолита и мало чем отличается от применяемого в 6-4 тысячелетии до н.э., то есть непосредственная передача изобразительных приёмов и методов от учителя к ученику напрямую. Но не будем сбрасывать со счетов всю, следующую за ним систему методов обучения рисованию от древности до наших дней и уделим в данном исследовании особое внимание рисунку взрослых (что отменяет некоторые эдукационные задачи и помогает в некоторой степени сочетать методы обучения с формами сотрудничества, что облегчает работу как с группами учеников (монологический метод), так и индивидуальное обучение (диалогический метод), то есть делает образовательный процесс в некоторой степени универсальным. А это, в свою очередь, позволяет обучать художников как на базе небольшой частной студии, так и применяться в одном из блоков системы государственного академического художественного образования одинаково эффективно.        Также, исследуемый метод позволяет решить основные задачи современного взрослого ученика-художника - растянутость во времени и некий догматизм академического художественного образования, как то: идеализация природы, отсутствие индивидуализации в рисовании (индивидуальная творческая манера, авторский стиль и т.д.), отказ от индивидуальных черт натуры), что приводит к манерности рисунка и, в некотором роде, нивелирует реалистичность изображения.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - отец школьной методики рисования в своей книге  “Как Гертруда учит своих детей” раскрывает мысль о том, что рисование развивает мышление, а в качестве своих слов, приводит специальные упражнения. Метод Песталоцци основан на принципе разложения сложных форм объектов окружающей действительности на максимально простые, базовые формы. Песталоцци выделяет шесть таких форм: линию и угол, а также их производные - квадрат и прямоугольник, круг и овал.

     Чётких правил в обучении рисованию у Песталоцци нет, но его принцип обучения от простого к сложному, от  плоского к объёмному в рисунке вполне приемлем для применения в обучении рисованию не только детей, но и взрослых. Кроме того, Песталоцци один из первых уделил внимание самой методике преподавания изобразительного искусства, что позволило обучать не только талантливых, одарённых, имеющих задатки в рисовании начинающих художников, но и всех желающих, вне зависимости от способностей и врождённых качеств. Возраст учеников, в таком случае, тоже может быть разным (об этом - ниже). “Правда, молодые художники по недостатку таких элементов измерения путём долгих упражнений в своём искусстве приобретали средства, с помощью которых они достигали большего или меньшего умения представлять себе любой предмет и срисовывать его таким, каким он в действительности бывает в природе; и неоспоримо, что многие из них ценой длительных усилий даже в отношении самых сложных наблюдений достигали столь развитого чувства пропорции, которое делало для них излишним измерение предметов».

    Исходя из вышесказанного, метод дробления сложных форм, таких, например,  как голова человека, при рисовании портрета, на простые линии, углы и формы, помогает начинающим художникам выявить основные характерные особенности модели, определить базовую структуру изображаемого объекта (овал лица, сочетание основных направлений в лице, геометрическую характеристику лица в целом).  Это особенно важно при создании набросков и зарисовок с натуры на начальном этапе обучения рисованию головы человека (в том числе и с гипсовых голов). Разница углов и направленностей линий, сочетание четырёхугольных и округлых форм в рисовании портрета человека поможет проанализировать и в общих чертах передать на листе бумаги характер человека, индивидуальные особенности изображаемой модели, развивает наблюдательность художника, а при применении в дальнейшей изобразительной практике геометрального метода построения головы человека (метод обрубовки), помогает сохранить свежесть первого впечатления от модели и удержаться от некоей стандартизации в обобщении и структурировании черт разных лиц портретируемых, а следовательно, сохранить реалистическую основу в рисунке.

       Дэвид Кибби – американский стилист, имиджмейкер, автор методики типологии внешности. Предшественник современных стилистов, имиджмейкеров и прочих представителей мира моды, Кибби создал стройную систему «типов красоты» по принципу доминирующих в лице и фигуре человека структурных линий и силуэтов. На основе неё Кибби проводит международные курсы для стилистов-парикмахеров, парикмахеров-колористов, визажистов, имиджмейкеров, консультирует деятелей телевидения и кино, то есть оказывает непосредственное влияние на современную культуру. Кроме этого, взяв за основу теорию Кибби в отношении имиджа, дизайнеры и архитекторы попытались применить её в других отраслях культуры и искусства. Опыт оказался успешен – были созданы объекты коммерческой архитектуры, отели, жилые помещения для частных лиц, соответствующие эстетическим потребностям современного человека и соответствие всем профессиональным нормам. Это говорит о гибкости и адаптивности теории Кибби в разных областях визуальной культуры и дизайна.

   Основные положения своей системы «Образов Личности» Кибби изложил в книге «Метаморфозы». Автор изучил внешность большого количества мужчин и женщин и выявил некую схожесть по типу фигуры, чертам лица, строению тела и цветовой доминанте. На основе этого он пришёл к пониманию структуры человеческого тела и лица как соотношения линий (прямых и изогнутых) и углов: тупых, прямых и острых. Мягкость, округлость (инь) и угловатость (ян), по мнению Кибби, сочетаясь в разной степени доминирования, образуют определённые визуальные типажи. В системе Кибби выделяется пять базовых типажей (dramatic, romantic, classic, natural, gamine) и их промежуточные варианты-сочетания (soft dramatic, theatrical romantic, dramatic classic, soft classic,  flamboyant natural, soft natural, flamboyant gamine, soft gamine).

   Цель систематизации Кибби – раскрытие индивидуальной красоты женщин и мужчин путём индивидуального подбора одежды, причёски и аксессуаров в соответствии с линиями и формами лица и тела в целом. Но не те же задачи выполняет художник, изображая на портрете  свою модель? Поиск красоты и уникальности, основанный на заданных характерах облегчает работу начинающего художника и формирует не только техническое профессиональное мастерство (умение грамотно реалистично рисовать), но и мышление художника (поиск художественного образа). А понятные современному человеку схемы, типы и принципы подачи материала и само его изложение облегчает образовательный процесс, улучшает взаимопонимание учителя и ученика, быстро и качественно решает поставленные образовательные задачи и делает результат работы ученика-художника индивидуальным, качественным и соответствующим ожиданиям. «Моя книга – это не книга по популярной психологии с простыми ответами на сложные вопросы самоидентификации и самопринятия. Но нет другого способа убедить вас принять тот факт, что вы были созданы идеальной – как раз такой, какой было задумано, и вам не нужно «менять» или «искривлять» что-то в себе, иначе вы столкнётесь с некоторыми из распространённых проблем. Ирония фразы «у соседа трава зеленее» - это первое, что приходит мне в голову после наблюдений за большим количеством женщин, которые оценивают свою внешность. Высокие женщины хотят быть маленькими или хрупкими, а маленькие зуб бы отдали за то, чтобы стать выше хоть на пару дюймов. Женщины, обладающими экзотическими острыми чертами, всё бы отдали, чтобы стать «мягче», в то время, как дамы с соблазнительными изгибами готовы умереть с голоду, чтобы стать как «тростинка» и «очертить» скулы».

        С точки зрения изобразительного искусства подобная классификация, также как и в случае с методом Песталоцци, помогает начинающему художнику на раннем этапе обучения рисованию портрета отфиксировать основные особенности модели: рост, комплекцию (полноту), характер линий и черт лица, пропорциональность черт лица друг другу, соотношение цветов базовой цветовой палитры (в живописи). Некая адаптация положений теории Кибби к методу обучения рисования портрета взрослых учеников позволяет использовать следующую грубую структуру лица, основанную на сочетании линий и углов (прямых, тупых, острых) (Рис.1). В основе своей такая типология напоминает метод Песталоцци, но отличается логичной структурностью типажей, исключающих округлые форм (овал, круг).

     Итак, Песталоцци задаёт всего четыре элемента для изображения любой формы, в том числе и головы человека: линия, угол, круг и овал, причём какие именно это могут быть углы, линии или формы, не уточняется. У  начинающего художника, который только осваивает азы изобразительной грамоты, может возникнуть масса вопросов на этот счёт: какую линию изобразить, длинную или короткую, изогнутую или прямую, С- или S-образную? В этом смысле, теория Кибби может являться логическим дополнением и продолжением базовой системы Песталоцци. Глядя на модель, ознакомившись с базовыми принципами формообразования Кибби, ученик-художник легко найдёт ответы на возникающие в процессе рисования вопросы: доминируют в том или ином лице острые, тупые или прямые углы, прямые или изогнутые линии, модулем в построении головы является прямоугольник или округлая форма и какая именно. Безусловно, типология Кибби задаёт такой шаблон, с которым начинающий художник будет статься соотнести видимый в реале образ. Но на первых порах, когда изобразительная грамота ещё не освоена учеником в полной мере, а глазомер не достаточно развит для наблюдения за деталями и индивидуальными характеристиками, данный способ условного построения характерного человеческого лица будет как нельзя кстати. Пригодится он и на завершающем этапе обучения рисованию портрета при создании цельного художественного образа. В этом случае, соотнесение черт лица модели с определёнными условными типажами поможет сохранить цельность работы, отказаться от ненужных деталей и добавить ясности индивидуальным характеристикам модели.

   Оба метода предполагают характерный набор элементов, при помощи которых, начинающий художник может «собрать» видимый индивидуальный образ, как из конструктора. Оба описанных метода построения головы человека, основаны на плоских геометрических формах и их частях, что облегчает первостепенную задачу художника – научиться делать характерные наброски с натуры, основываясь на индивидуальных пропорциональных соотношениях частей лица модели. Тщательная геометричность построения (метод обрубовки) или соответствие освещённых и теневых частей головы, в их соотношении с формами и объёмом головы, могут служить логичным следующим этапом в обучении рисованию от простого к сложному классическим академическим путём.

    Таким образом, сочетание обоих методов даёт простую опорную структуру характера человеческого лица, а сочетание предложенной модели с традиционным методом обрубовки формы и натуральным методом обучения рисованию даёт интересные результаты. Применение в работе со взрослыми учениками-художниками подобных методов обучения рисованию портрета показало следующие результаты. Из 34 астрономических часов, выделенных на изучение головы человека в рисунке и живописи, на исследование индивидуальных характеристик модели путём выявления структурных линий, углов и плоских геометрических форм в лице было выделено 10 часов (4 часа – наброски и зарисовки с натуры, в начале курса, и 6 часов – рисование автопортрета в образе и портрета на заказ, на завершающем этапе обучения). Остальные 24 часа ученики изучали последовательно анатомическое строение головы (череп, мышцы), выполняли рисунки гипсовых частей лица и головы, а также рисовали и писали этюды с натуры (живая модель) с разными задачами, в соответствии с требованиями и традициями обучения в русской реалистической школе изобразительного искусства.

      Простые схематичные наброски и зарисовки головы человека, а также традиционные учебные рисунки с натуры начинающих художников нашей школы не представляют особого профессионального интереса, но итоговые упражнения курса рисования портрета вполне достойны внимания. Именно сочетание метких и точных деталей, особенностей визуальной структуры лица и грамотное сочетание простых форм с характерными для обучения по классической академической системе рисования штриховой моделировки формы, свето-тональной живописью головы человека, выявлением форм, объёмов лица в заданном освещении и нужном ракурсе помогают начинающим художникам создавать убедительные и достоверные рисунки портретов людей разных возрастов, типажей, характеров и индивидуальных особенностей.

     Таким образом, выше приведённые методы обучения, образуя единую последовательную структуру обучения рисованию в одном из блоков традиционной академической системы, решают следующие задачи.
1). Обучение рисованию портрета стало доступно каждому, вне зависимости от одарённости и склонности к художественной деятельности. Некая шаблонность подхода к рисунку портрета, в этом случае, задаёт вектор развития мастерства рисовальщика и вариативность результата процесса обучения рисованию в соответствии с приложенными учеником усилиями.
2). Возможность находить пропорции на глаз, использую метод замера (метод визирования) соотношений частей головы и лица человека только в качестве проверки. Точность глазомера позволяет художникам-ученикам добиваться особой выразительности образа портретируемого с точной передачей характера модели в соответствии с основными принципами русской реалистической школы рисунка.

3). Сокращение времени обучения рисованию (в среднем, сейчас на рисование набросков 15-20 минут в день, то есть 105-140 минут в неделю в течение 4-5 лет профессионального образования). Кроме того, метод рисования набросков с натуры ведётся по принципу проб и ошибок, то есть ученик в процессе рисования сам ставит себе творческую задачу (рисование эмоций лица, пропорций, освещения, применение фактур, сочетание линии и пятна и т.д.). Применение метода линий и углов само по себе задаёт условие – выявить структурный каркас лица, привязать к нему детали. Это значительно сокращает время выполнения набросков и избавляет от бездумного рисования ради самого процесса.
4). Для взрослого человека с его стремлением к постоянному повышению квалификации и постдипломного дополнительного образования, а также в связи с поиском себя за пределами профессии (хобби, творчество, новые перспективы развития) и с учётом сформированности логического, абстрактного мышления, особенностей моторики и другого, данный метод при обучении рисованию портрета помогает легко справиться с условными творческими задачами, прививает интерес к изобразительному искусству и творчеству, погружает в особенности изобразительной грамоты и стимулирует к освоению академической последовательной программы обучения рисунку и живописи, то есть действует по принципу – от общего к частному.

5). Опорные схемы, иллюстрирующие типажи лиц, сочетающие в себе прямые и изогнутые линии и углы разных градусов, а также круг и овал, упрощают процесс подачи материала при работе с группами людей, а также добавляет вариативности работе педагога. Графическими схемами исследуемого метода логично дополнять как монологические методы обучения рисунку взрослых (лекция, демонстрация), так и диалогические (беседа) и формы сотрудничества (индивидуальные, групповые, коллективные, фронтальные).
   Кроме того, принцип линий, углов и плоских геометрических форм логичен в применении на уроках рисунка портрета у подростков, но в данном случае, мы рекомендуем его как дополнение к основным практическим занятиям и методам обучения рисованию, что связано с особенностями физиологии и психологии данного возраста.

   Применение описываемого метода обобщения и структуризации типов человеческого лица в обучении рисованию взрослых, безусловно полезен, что подтверждают практические опыты. Но сам по себе метод не способен заменить существующую ступенчатую академическую программу обучения рисованию, а в некоторых случаях, способен помешать качественному освоению учебного материала и выработке соответствующих умений и навыков в рисунке портрета. Поэтому, следует применять его в образовательном процессе дозировано, в соответствии с необходимостью. Для выявления более точных сведений о положительном и отрицательном воздействии данного метода в обучении взрослых художников, требуется более длительный временной период наблюдения и исследования. Поэтому, первоначальная гипотеза об общности методов Песталоцци и Кибби подтверждена, а их применение на практике продолжает изучаться.

Список литературы.
1.    Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования//Учебник. –М.: Академия. – 2009.
2.    Подласый И.П. Педагогика. Том 2. Практическая педагогика. –М.: Юрайт. - 2013.
3.    Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям неставление, как самим обучать своих детей. Письма Генриха Песталоцци//Фрагменты, отобранные Б.М. Бим-Бадом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1309  (дата обращения: 05.11.2018).
4.    Ростовцев Н.Н История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка.— М: Просвещение. – 1982 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1741780/ (дата обращения 19.10.2018).
5.    Inblook//Стилист Дэвид Кибби [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inblook.blogspot.com/2016/05/david-kibbe.html. (дата обращения 19.10.2018).
6.    Yablor//Дэвид Кибби: Если вам не нравится ваш тип внешности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yablor.ru/blogs/david-kibbi-esli-vam-ne-nravitsya-v/3150526  (дата обращения: 19.10.2018).
7.    You look today [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kibbe.ru/about (дата обращения: 19.10.2018).

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин