Есть художники, обладающие особой магией и самобытной творческой силой, которые любимы и высоко оценены и в профессиональных кругах, и любителями и рядовыми зрителями. Иван Константинович Айвазовский - один из таких мастеров. С детства знакомые по репродукциям в учебниках его картины впечатляют, восхищают и задают особое романтическое настроение.
Для каждого Айвазовский свой: певец моря, блестящий исторический реконструктор морских баталий, великолепный пейзажист, яркий академист, способный передать тонкую ускользающую красоту, точный детализатор…
Книг об Айвазовском не много, но они есть, разноплановые, как сам великий маринист и оригинальные, как его полотна.
Евгений Белоусов “Рассказы о художнике Айвазовском”
Книга написана современным автором, известным крымским писателем. Книга относится к жанру популярной литературы, поэтому читается легко и быстро, отлично подойдёт подростку для знакомства с биографией и характером художника. В сборнике, в виде отдельных рассказов, складывающихся в общую картину жизни великого мариниста, отражены детские года художника, его обучение в Академии художеств, путешествия в Италию и Францию, его становление как мастера, общественная деятельность по развитию и укреплению любимого города (кратко).
Интересно выписано окружение художника - друзья, знакомые, исторические персоналии. Большая часть повествования построена на диалогах - это добавляет героям живости, эмоциональности. Текст сопровождают чёрно-белые графические рисунки современных художников, чёрно-белые репродукции картин Айвазовского, фотографии связанных с ним мест, автографы, портреты художника, выполненные разными мастерами и прочие иллюстрации. В конце книги приведены основные даты жизни и творчества Айвазовского, что очень удобно, если сопоставлять с ними фрагменты текста.
В этот сборник последовательных рассказов вошли описания детства, юности и начала творческого пути художника. Отдельным изданием позже была выпущена полная биографическая книга этого автора о художнике, но мне вполне хватило этой небольшой книги для обзорного эмоционального знакомства и с художником, и с писателем.
Книгу, безусловно, рекомендую к прочтению, особенно детям и подросткам, увлечённым рисованием, а также всем путешествующим по Крыму, особенно гостям Феодосии.
“- Господа! Прошу внимания! Вашему вниманию предлагаются петербургские виды даровитого отпрыска из полуденного края, пенсионера его Императорского Величества Академии художеств господина Ивана Гайвазовского.
Сердце “господина Гайвазовского” ушло в пятки. Он краснел,стоял ни жив, ни мёртв. И от неожиданности происходящего готов был провалиться сквозь землю.
А гости говорили приятные слова, выбирали понравившиеся виды и были благодарны хозяину за столь интересную выдумку.
Уже много лет спустя, именитый художник расскажет:
- Алексей Романович давал мне все возможные средства к развитию и усовершенствованию моего таланта. Продажа акварельных рисунков доставляла мне незначительные карманные деньги на мелкие расходы.
Когда Томилов предложил Ване провести летние месяцы в его имении в селе Успенском близ Старой Ладоги, Гайвазовский с радостью согласился. Там, на берегу Волхова, он много рисовал угольным карандашом виды села, развалины староладожской крепости, окрестные пейзажи.
Часто наведывался к крестьянам и тогда рука тянулась к акварельным краскам.
Когда Томилов увидел акварель “крестьянский двор”, он отметил тягу юноши к стилю Орловского.
В том же 1834 году рождается композиция “Предательство Иуды”.
- Заметьте, эскиз отличается профессионализмом, свободой выполнения. А какое стремление к психологическому раскрытию сюжета, - отмечали преподаватели.
Зрители, увидевшие его другую работу - копию с картины Сильвестра Щедрина, переговаривались:
- Этот Гайвазовский далеко пойдёт.
- “Вид Амальфи близ Неаполя” у Щедрина - одна из лучших картин. Копия выполнена в размер оригинала. Попробуйте отличить.
Шёл второй год обучения.
Талант юноши из Феодосии развивался столь стремительно, что на подающие виды ученика, особое внимание обратил президент Академии Алексей Николаевич Оленин.
А педагоги всё чаще отмечали его успехи:
- Сомнений нет, он один из лучших!”
“Уже 1 июля Президенту Академии художеств пришло важное распоряжение: “Государь император высочайше повелеть соизволил художнику Айвазовскому заказать написать картины масляными красками, представляющие виды: 1.Кронштадт; 2.С.Петербурга со входа на Неву; 3. Петергофского дворца с аборга с моря же; 6.Гандута.
- Царский заказ - дело важное и ответственное. Следует показать всё своё мастерство, - сказал Айвазовский и с головой ушёл в работу.
От дел Айвазовского оторвал голос слуги:
- К вам посыльный из Академии.
- Проси.
- Господину Айвазовскому приглашение, - протянул конверт посыльный.
- Так-с, что там? Ага, приглашают на торжественное заседание по поводу...
Иван Константинович с радостью воскликнул:
- По поводу награждения орденом!
На следующий день живописцу вручали орденские знаки:
- Высочайшим указом художник И.К.Айвазовский, в уважение отличного его таланта в живописи, пожалован кавалером ордена Святой Анны третьей степени.
Прошло чуть больше месяца и снова радостная новость.
- Поздравляем, Иван Константинович! - ликовали друзья.
13 сентября 1844 года Совет Академии единогласно вынес решение: “Возвести художника 14 класса Ивана Айвазовского в звание академика”.
Со слезами радости на глазах своего ученика поздравлял профессор Зауервейд:
- Заслужил, Ванечка, заслужил! В Италии приобрёл себе имя. В Париже - славу первого художника. В Голландии и Англии - почёт и уважение во имя российского искусства. Император, глядя на твои последние работы, так и сказал: “Айвазовский время не потерял!” Теперь, как видишь, настал черёд родины отдать тебе дань уважения”.
Кузьмин Н. "Пленник моря. Встречи с Айвазовским"
Так как книгу написал современник, лично знакомый с художником, и первый биограф Айвазовского, то книгу стоит читать однозначно, ведь это информация “из первых уст”. Это первое. Второе - автор книги очень тактично обращается с рабочим материалом: основа текста - рассказы и воспоминания Айвазовского и его письма, аккуратно собранные, предельно точные и ни в коем случае не пересказанные и адаптированные. Автор как бы представляет возможность читателю со стороны наблюдать за великим художником, находясь в непосредственной близости, но не нарушая установленной границы. При этом образ человека и художника, мецената и организатора, описываемого и демонстрируемого, так ярок и глубок, что сравним с художественным романом.
Повествование разделено на главы с аннотациями. Это помогает не запутаться в эпизодах биографии и быстро вернуться к уже прочитанному фрагменту, если это нужно. Меня подкупила связка эпизодов биографии художника с историческими событиями, выписанными скрупулёзно и точно, с похожими ситуациями в жизни других деятелей культуры и искусства, отсылки к разным биографическим справкам и источникам. Например, почти во всех книгах и лекциях о художнике (кстати, и на экскурсиях по выставкам, в доме музее Айвазовского в Феодосии тоже) упоминается только об армянских корнях художника. Кузьмин делает яркий акцент на том, что “в жилах Айвазовского текла турецкая кровь”.
Много особенностей характера и темперамента художника демонстрируются автором в контексте событий его жизни на конкретных примерах. Это позволяет читателю самому сделать выводы и представить живого, человека с разумом и чувствами, способного создавать гениальные произведения живописи и заниматься совершенно бытовыми вещами одновременно.
В сносках книги вынесены полные имена персоналий, встречающихся в тексте, их годы жизни и краткая информация о роде деятельности - отличный способ сориенитироваться в политических, исторических и культурных представителях эпохи, представить художника внутри исторического процесса. Язык книги прост, увлекателен, размеренное повествование, богатые примеры и отсылки делают книгу ещё и художественно-выразительной.
Прекрасно подойдёт для чтения взрослым, увлечённым живописью начинающим художникам в качестве отдыха и неспешного изучения истории искусств и русской художественной культуры.
“С первых же шагов за границей И. К. ждал триумф, начавший его победное шествие по Европе. События 1841–1842 годов навсегда запечатлелись в его памяти. «В Риме и Неаполе все только и говорят о картинах Айвазовского», – писал Кукольник. И действительно, в Неаполе полюбили художника. По рассказам его и воспоминаниям современников, дом его целые дни наполнен был посетителями. Вельможи, поэты, ученые, художники и туристы наперерыв ласкали его, угощали и воспевали в стихах, признавая в нем невиданного еще ими гения."
"Король неаполитанский Фердинанд II Карл изъявил желание, через нашего посланника Гурьева, увидеть русского художника и его чудесные картины. Вскоре после того король посетил студию художника, долго с ним разговаривал и купил у него картину, изображающую неаполитанский флот. Римский папа Григорий XVI пожелал также видеть художника и в знак своего благоволения пожаловал ему золотую медаль. Посланники французский, Дюк де Монтебелло, и наш, граф Гурьев, купили у Айвазовского картины и щедро за них заплатили. Коллекция редких картин Ватикана, по желанию его святейшества папы, обогатилась новой картиной его «Хаос», признанной всеми чудом искусства. До представления этой картины папе Григорию XVI картина была с глубочайшим вниманием осмотрена многими прелатами и кардиналами, которые целой комиссией явились в его студию, но были очарованы, при всем своем предубеждении к русскому художнику, новым его творческим полотном. Мрачное смешение стихий над «безводной и пустой землей» и над бездной озаряла на картине комета, которая при пристальном на нее взгляде являла в себе очертание божественного облика Саваофа, передавая слова книги Бытия: «Дух Божий носился над водой» (кн. Бытия, гл. I ст. 2)”.
“Все обыватели Феодосии, этой «страны Айвазовского», очень любили Айвазовского, который, по меткому выражению одного фельетониста, прямо царил здесь, как ветхозаветный правитель. Он любил водить приезжих гостей по набережной, базарной площади, по рынку и по улицам. Строил планы будущих улучшений, построек, увлекая в обсуждение этого предмета людей чуждых и обладая удивительной способностью заинтересовывать городом приезжих и случайных его посетителей. Феодосия – это создание Айвазовского, и нельзя не заметить, что не будь Айвазовского, не было бы теперь в Феодосии ни гимназий, ни портовых сооружений, ни железной дороги, ни водопровода, ни музея, ни памятника, а вместо современного оживленного города ютилась бы у старой генуэзской башни сонная слободка, заброшенные руины прежнего маленького и убогого городишки. В постоянных хлопотах у правительства он принимал близко к сердцу все мельчайшие нужды его и интересы”.
Л. Вагнер “Повесть о художнике Айвазовском”
Книга художественная, язык лаконичный, но образный. Именно здесь, в этом тексте, море - не просто вдохновитель художника, мощная и прекрасная стихия, отражённая в сотнях великолепных картин, но и полноценный герой повествования. Разумеется, книга, написанная о любви человека к морю не может оставить равнодушным даже искушённого читателя. Фрагменты биографии, отдельные эпизоды, диалоги - всё плавно переплетено в тексте и вытекает одно из другого - это размеренное волнообразное течение фраз и фрагментов текста ассоциативно напоминает движение волн водной стихии и создаёт удивительный эффект погружения и интересного художественного приёма. Поэтому книга придётся по душе не только любителям изобразительного искусства и биографий художников, но и ценителям качественной художественной литературы.
Кстати, для меня, человека искушённого и в прошлом изучавшего историю искусств достаточно успешно, было приятно вспомнить биографические детали и яркие моменты жизни и творчества Айвазовского в контексте художественно-образного литературного текста. Забавные сюжеты, например, как юный художник с друзьями рисовал углём на заборах и, благодаря этому, получил рекомендации к обучению рисованию и помощь от градоначальника вместо ожидаемого наказания, описываются увлекательно и душевно. Ключевые моменты биографии переданы в книге достоверно и не разрушают общий стиль повествования. Кстати, именно в этой книге особенно подробно и по крупицам тщательно подобраны эпизоды, показывающие, как зарождается в художнике интерес к теме, которую он разрабатывал всю свою жизнь: от живых наблюдений за прибоем в Феодосии до книг об отважных морских путешественниках, от берегов холодной Невы до солнечных Итальянских берегов. И вместе с молодым художником, благодаря автору, можно вдохновляться морем, любоваться его цветовыми переливами, характером, состоянием. Вот увидите, после прочтения повести вам самим непременно захочется взяться за кисти и краски.
“Ованес за свою жизнь видит эскадру только второй раз. Ему хочется скорее, пока корабли не вошли в бухту, нарисовать их. В карманах у него всегда есть куски самоварного угля. Хотя он помнит запрет отца — не пачкать углем стены, но изредка его нарушает, и на этот раз он удержаться не может. Ведь так редко приходится любоваться целой эскадрой кораблей!
Ованес оборачивается и видит невдалеке белый нарядный дом почтенной горожанки Кристины Дуранте. В несколько прыжков он уже там и в каком-то самозабвении начинает наносить контуры кораблей на гладкую поверхность стены.
Лихорадочно рисуя, он впервые испытывает досаду: ему жаль, что у него нет ни цветных карандашей, ни красок, которые он видел в большой лавке на базаре. Будь у него карандаши или краски, можно было бы передать голубой с зеленым отливом цвет моря и розоватые от утреннего солнца паруса”.
“Пользуясь тихими днями, художник писал на палубе с натуры. Офицеры, проходя мимо, часто останавливались и следили за его работой. В кают-компании висел один из его морских пейзажей. Многие офицеры еще на прошлогодней нашумевшей выставке видели его картину «Этюд воздуха над морем» и теперь выражали Гайвазовскому свое восхищение. Они гордились тем, что прославленный академист на их корабле постигает мореходное искусство и наблюдает морскую стихию.
Все видели, как быстро молодой художник создает новые и новые морские виды. Однажды около него остановился старший офицер и загляделся на его последнюю работу. Гайвазовский в тот день заканчивал картину, изображавшую корабль, идущий в Кронштадт. Морской офицер был тронут и удивлен тем, с какой любовью и тщательностью юноша выписывал мельчайшие детали корабельной оснастки. Он похвалил картину и поблагодарил художника за его рвение в работе и любовь к флоту. Старший офицер посоветовал другим офицерам посмотреть эту картину Гайвазовского.
До самой осени находился художник на корабле. Он встречал на нем восходы и закаты, изведал штиль и бури Балтики. Это плавание было замечательной школой для Гайвазовского. С этих пор он неразрывно связал свою судьбу художника с русским флотом. За летние месяцы, проведенные на корабле, Гайвазовский написал семь картин. Все они были приняты на осеннюю академическую выставку”.
Напоследок порекомендую книгу об Айвазовском, выпущенную к 200-летию художника, которое отмечали в 2017 году.
Джанни Каффьеро и Иван Самарин “Неизвестный Айвазовский”.
Это фундаментальный труд, объединяющий биографию художника в контексте эпохи и огромный иллюстративный материал. Участие в издании книги аукционного дома Sotheby’s гарантирует высокое качество печати и в целом издание добротного подарочного типа. Зарубежные авторы вносят нотки объективности в трактовку эпизодов биографии художника, касающихся как его творчества, так и личной жизни. Книга богато проиллюстрирована репродукциями картин Айвазовского, находящихся в частных собраниях и никогда не экспонировавшимися в общественных галереях. В целом книга - великолепный и высококлассный альбом, он придётся по душе любителям редких книг, коллекционерам, солидным собирателям книг по искусству, ну, и ценителям творчества Ивана Константиновича Айвазовского, конечно.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)